Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Почему покаяние объединяет

Из выступления духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова

священник Георгий Кочетков

Cто лет назад в нашей стране начались те разделения между людьми и внутри каждого человека, которые требуют примирения. Классический путь к такому примирению – покаяние. Этот путь общечеловеческий, и он не сводится только к конкретному литургическому, церковному действию. Он всегда духовный, но ведь и каждый человек на земле – духовное существо. Поэтому покаяние и объединяет людей: в душе человека возрождается целостность, между людьми возникает доверие, которое было так радикально подорвано сто лет назад. Эти грехи недоверия, разделения, индивидуализации, закрытости, некоего духовного аутизма преследуют человечество в течение всей истории, но ХХ век в этом смысле беспрецедентен.

Примером шествия по этому пути для нас могут быть святые, авторы исторических и современных покаянных молитв, родившихся изнутри жизни народа. Среди них и патриарх Ермоген, призвавший народ к покаянию в Смутное время, и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и святитель Тихон Московский, и священноисповедник Афанасий (Сахаров). Мы здесь можем вспомнить не только священнослужителей, ведь есть удивительные молитвы, проникнутые поразительным чувством горечи о происходящем на нашей земле, произнесённые, скажем, в начале ХХ века основателем Крестовоздвиженского трудового братства Николаем Николаевичем Неплюевым. Есть и молитва А.И. Солженицына за Россию – она и художественная, и духовная. Традиция покаяния народа, нации, тех или иных людей, личного и совместного покаяния – это традиция крепкая, историческая, и её надо знать и ценить.

Удивительно, как люди, которые в реальности были совестью нации, реагировали на всё происходящее в мире. Я думаю, что нам иногда не хватает такой остроты восприятия жизни. Жизнь всегда несёт с собой что-то положительное и что-то отрицательное, это общечеловеческая судьба, но иногда сгусток зла таков, что не реагировать уже нельзя. Реагировать же надо самым глубоким и действенным образом, в том числе молитвой и покаянием. Или ходатайством – за Россию, за русский народ, за страну, за всех тех, кто готов взять на себя ответственность за прошлое, настоящее и будущее нашей страны, и нашего народа, и нашей церкви.

* * *

Кто же может участвовать в общем покаянии за грехи, совершённые народом в советское время? Те, чьи предки участвовали в преступных делах власти, прежде всего в репрессиях, или те, чьи предки были жертвами этого беззакония? Казалось бы, последним не в чем каяться. Но дело в том, что люди, которые меньше причастны к этому злу, больше способны к покаянию, потому что они сохранили своё человеческое достоинство, свою честь, они сохранили себя как люди, которые действительно готовы брать на себя ответственность не только за себя, не только за своё, не только за своих. И тут надо сказать, что вообще церковное учение о таинстве покаяния никогда индивидуалистическим не было. Все таинства соборны, и покаяние в церкви совершается в едином духе. Когда люди каются за свои грехи или за грехи своих ближних, которых они любят, по любви к этим ближним, тогда меняется и просветляется дух всей общности, всего народа. Ещё в Священном писании Ветхого Завета говорилось от имени народа: «Мы покрыты стыдом и позором из-за множества грехов наших». Народ должен очиститься, и индивидуализировать этот процесс абсолютно невозможно. Это было бы отступлением от самого христианства.

* * *

Иногда меня спрашивают, почему Преображенское братство говорит о покаянии за то, что произошло в XX веке, и не говорит о современных проблемах. Я бы ответил на это так: мне кажется, что если людям трудно покаяться за то, что прошло, на что мы можем посмотреть хотя бы немного с позиций исторических, где всё более или менее ясно, то тем более людям будет трудно говорить о современности. Вблизи труднее различить постоянно смешивающиеся друг с другом добро и зло. Думаю, лучше всего смогут оценить современность, а заодно и будущность нашу те люди, которые трезвенно могут сначала посмотреть на своё прошлое, которое у нас недооценено и как бы не определилось в жизни и сознании многих людей. Поэтому важно начать с того, что можно сделать сейчас, хотя мы видим огромное количество трудностей даже на этом пути. Даже сейчас трудно говорить о том, что было сто лет назад, ведь очень много людей, которые профессионально или непрофессионально восстают против этого. Если уж так всё воспринимается в отношении нашего прошлого, всего XX столетия, пережитого нами, то как всё будет восприниматься в отношении современности? Мы можем думать, что это более горячие вещи, потому что они касаются всех, но не всегда это так. Если мы не очень хорошо разбираемся в прошлом, то мы и современность не познаем и в ней не определимся. Это настоящее очень сложное.

Итак, как раз национальное покаяние за грехи прошлого и создание национальной элиты – духовной, культурной, интеллектуальной, исторической – это лучшее основание для исправления нашей современности и для осуществления нашей надежды на будущее.

Кифа № 10 (290), октябрь 2022 года