Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Сорок лет размышлений и опыта

Георгий Кочетков «Церковь Бога Живого: Очерки общинно-братской экклезиологии»

Двадцатый век поставил перед миром, совсем недавно бывшим (или казавшимся?) христианским, проблему экклезиологии, то есть учения о том, что же такое Церковь. Поставил прежде всего не теоретически, как что-то очевидное, но не до конца додуманное и сформулированное, а как вопрос насущный и практический. Люди, жившие в государствах – наследниках раннехристианской ойкумены, с детства учившие в школах Закон Божий, привыкшие ежедневно обращаться ко Христу с молитвой и ходить по воскресеньям в храм, не просто миллионами потеряли веру и ушли из церкви. Многие из них стали совершать вещи, казалось бы, немыслимые для человека, выросшего в контексте христианской культуры.

Наша страна оказалась здесь в числе наиболее пострадавших. И когда ближе к концу двадцатого столетия на земле, покрытой разрушенными храмами, лишённой богословской традиции и особенно богословской дискуссии, стали появляться ручейки будто бы выходящего понемногу на поверхность течения потаённого русла церковной жизни, когда к вере стали приходить молодые люди, выросшие в советской пустыне, о вопросах веры в церковь стало необходимо говорить по-новому.

* * *

Вышедшая в минувшем году книга священника Георгия Кочеткова «Церковь Бога Живого: Очерки общинно-братской экклезиологии» хронологически начинается именно этим временем.

В 1978 году молодой аспирант-экономист, вскоре ставший студентом Ленинградской духовной академии, написал программное исследование о вхождении в церковь и исповедании Церкви в церкви. Главной мыслью этого текста, предназначенного для обсуждения в одном из нелегальных христианских кружков, была мысль об общине. К этому времени Юрий Кочетков уже несколько лет общался с несколькими авторитетными священнослужителями, готовыми (несмотря на негласное запрещение властей) вести беседы с молодёжью. Одной из основных тем этих разговоров было то, что интересовало его прежде всего: что такое община и как она может родиться в современных условиях. Просмотрев практически готовый текст молодого автора, посвящённый этим проблемам, один из его собеседников, профессор-протопресвитер Виталий Боровой, предложил дополнить исследованием сравнением характерных черт общины и прихода.

Георгий Кочетков с частью группы верующих друзей в Новодевичьем монастыре. 1979 г.
Георгий Кочетков с частью группы верующих друзей в Новодевичьем монастыре. 1979 г.

Поиск общинной жизни был общим стремлением многих молодых интеллигентов, пришедших в послеоттепельное время в Церковь – стремлением весьма по тем временам опасным. Однако будущему основателю Преображенского братства повезло: его исследование, опубликованное в виде статьи под псевдонимом Николай Герасимов в 1979 году в парижском «Вестнике РХД», не было отслежено тайной полицией (тут необходимо с благодарностью вспомнить бережность многолетнего редактора «Вестника» Никиты Алексеевича Струве: ни один из живших в СССР и печатавшихся в журнале под псевдонимом авторов не пострадал). Более того, через несколько лет в «Вестнике» появилась следующая статья того же автора: «Священство православных и баптистов». Основу этой статьи составила оцененная на «отлично» в Ленинградской духовной академии студенческая работа патриаршего стипендиата Георгия Кочеткова. Правда, к тому моменту, как вышел номер со статьёй, автор, не так давно рукоположенный в дьяконы, уже был по требованию КГБ и совета по делам религий отчислен с последнего курса академии и попал в число «профилактируемых» .

Говоря о первых двух статьях книги (как, впрочем, и обо всех её текстах), невозможно не сказать, что они опирались не только на теорию. К 1978 году автор уже не один год помогал взрослым неверующим людям (тем, кого академик С.С. Аверинцев называл «советскими дичками») войти в церковь. Кто-то из этих людей продолжал поддерживать церковное общение и дальше. Пройдёт ещё десяток лет – и из этого круга родится первая община будущего Преображенского братства. Размышления об общинной жизни рождались не из абстрактных умозрений, а из живого опыта.

Читатель книги невольно следует за автором и по этому пути осмысления возрождающейся казалось бы «из ничего» церковной жизни, и по линии времени: разделы не могут не отражать, кроме собственно экклезиологических проблем, не один раз менявшийся за последние сорок лет общественный и церковный контекст. Так, следующая статья относится уже к другому историческому периоду: прошло празднование 1000-летия Крещения Руси, стало возможным то, что раньше казалось немыслимым. «Профилактируемый» дьякон стал священником, настоятелем двух московских храмов (храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери и приписного храма Успения в Печатниках). Родилось Преображенское братство. Люди приходили на открытые миссионерские встречи тысячами, годичная катехизация шла в Братстве одновременно в нескольких десятках групп. Увы, такая картина не повторялась в других храмах: в подавляющем большинстве мест практически все силы были брошены на ремонт разрушенных стен…

В поисках близкого опыта и богословских оснований совершающегося на практически пустом постсоветском пространстве церковного строительства стало возможным открыто обращаться к опыту русской эмиграции.

В поисках близкого опыта и богословских оснований совершающегося на практически пустом постсоветском пространстве церковного строительства стало возможным открыто обращаться к опыту русской эмиграции: «железного занавеса» больше не было. И осенью 1993 года в помещении Владимирского собора прошла международная конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения профессора-протопресвитера Николая Афанасьева. Именно на ней и был прочитан программный доклад священника Георгия Кочеткова «Вера вне церкви и проблема воцерковления», остро поставивший проблему границ церкви. Удивительным образом докладчик после всех трагических событий советской эпохи сделал акцент не на «отрицательной» констатации того факта, что многие разрушители храмов по формальным признакам находились внутри канонических границ церкви, но на положительном призыве к «истинному воцерковлению всего истинного и праведного в мире, в том числе и ещё осознающего и ощущающего себя вне канонической церкви».

Стремление творчески воспринять насильно оторванное от Родины в течение многих десятилетий наследие богословской мысли русской эмиграции особенно ярко отражено еще в двух разделах – «Книга о. Николая Афанасьева “Служение мирян в Церкви” и современность» и «О границах Церкви (в связи с экклезиологией о. Сергия Булгакова)». Автор с благодарностью признаёт, что «о. Николай старается восстановить в своих трудах в свете учения Господа и апостолов саму норму жизни Церкви» и дерзновенно утверждает: «Я совершенно уверен, что в древности давно канонизировали бы и Булгакова, и Бердяева». В то же время он стремится продолжить их поиски, опираясь на современный опыт: это не пересказ уже найденного, а диалог, порой переходящий и в спор. Так, по мнению автора, о. Николай иногда «опираясь скорее на логику учения, чем на трезвенный опыт церковной жизни, как бы не различает действительности её от её же потенций… Он то потенцию воспринимает и называет только актуальной, выявленной действительностью, то наоборот, действительность только потенцией. Примеров первого особенно много. Так, в тексте о. Николая часто среди верных не различаются новоначальные, т. е. только что расставшиеся с неофитством, и утверждённые, т. е. те, кто… в действительности личностно, хотя этого, может быть, и не видно на евхаристическом собрании, “служит тем даром, который получил”». Мысль же о. Сергия Булгакова о двух несовпадающих границах церкви он готов продолжить в глубину, призывая уже «не удваивать границы Церкви, а их утраивать». Важным в контексте этого живого развития звучит предостережение о. Георгия: «К сожалению, сейчас в нашей церкви теряется сам опыт и дух и Булгакова, и Бердяева. Теряется именно опыт, именно дух. Буква остаётся, писания остаются, они никуда не денутся, но если мы не сохраним этого первозданного опыта, мы… будем отброшены в прошлое, назад, в лучшем случае в XIX век».

Мозаика Александра Корноухова «Христос посреди нас»
Мозаика Александра Корноухова «Христос посреди нас» в часовне нового здания основанного о. Георгием Кочетковым в 1989 г. Свято-Филаретовского института

Отдельного разговора заслуживают «Тезисы о самых неотложных пастырских нуждах нашей церкви (еще раз к вопросу о традициях и реформах в ней)». Этот текст был подготовлен в качестве доклада для печально известной конференции «Единство церкви» (1994 г.). Однако прозвучал на ней совсем другой текст, полностью состоящий из святоотеческих цитат: узнав буквально накануне конференции, что планируется вовсе не искренний и открытый разговор, а расправа над двумя московскими священниками – о. Георгием Кочетковым и о. Александром Борисовым, – автор решил «не давать повода ищущим повода». Изначальный текст «Тезисов» напоминает нам о том, что в это поворотное время мог бы начаться подлинный богословский диалог, общее размышление о многообразии и единстве Предания. Остаётся лишь пожалеть, что история в тот момент начала разворачиваться совсем в другую сторону…

Фактически завершающие книгу разделы «Сретенско-Преображенское братство как один из современных примеров воплощения православной общинно-братской экклезиологии» и «Братства как явление постконстантиновской эпохи (их роль в настоящий момент существования церкви)» анализируют и опыт Преображенского братства, и в целом опыт современных братств. И здесь мы вновь возвращаемся к тому, что один из главных источников размышлений о. Георгия Кочеткова – прежде всего осмысление этой временами уходящей на периферию церковной практики, но вновь и вновь возрождающейся изначальной традиции.

Преображенское братство в храме Христа Спасителя
Преображенское братство в дни праздничного фестиваля «Имеющие надежду» на воскресной литургии в храме Христа Спасителя. 21 августа 2016 г. Проповедует духовный попечитель братства священник Георгий Кочетков

* * *

Вся книга, как и всё служение священника Георгия Кочеткова, – это плод глубокой веры в Церковь. И не случайно одной из её завершающих статей стало изложение начал веры в новозаветную Церковь для новопросвещенных – людей, только что вошедших в церковную ограду и пока ещё не наученных догматике, мистике, аскетике и сакраментологии. Если мы будем честны с собой, то будем вынуждены признаться, что очень многим из нас и поныне не хватает такого научения, а главное – такой веры. И тем и другим новая книга может щедро поделиться с каждым из читателей.

Текст: Александра Колымагина.

Фото из архива Преображенского братства: Анатолий Мозгов († 2008) и другие

Кифа № 5 (273), май 2021 года

————

1 «Профилактируемые» находились под контролем КГБ, с угрозой в любой момент оказаться арестованными. Они по сути не имели возможности устроиться на работу (и в результате могли быть арестованы по статье «тунеядство»). В эти годы в число «профилактируемых» входили и такие люди, как протопресвитер Виталий Боровой и Сергей Сергеевич Аверинцев.


Георгий Кочетков «Церковь Бога Живого: Очерки общинно-братской экклезиологии»

Свящ. Георгий Кочетков. Церковь Бога Живого : Очерки общинно-братской экклезиологии

М. : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2020. 304 с.