Интервью с протоиереем Анатолием Измеровым (Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан)

Сохраняется ли, возрождается ли сейчас качество русского народа, связанное с открытостью к общению, с общинностью?
Тот вопрос, который вы мне задали, нам, христианам, живущим в Казахстане, очень близок. Потому что так или иначе мы объединяемся, прежде всего в лоне церкви, в какие-то группы, общины, иногда по интересам, иногда по каким-то занятиям, чаяниям, может быть, даже бедам. У меня кроме моего священнического служения есть ещё послушание: я директор общественного фонда «Казахстан без наркотиков». У нас есть программа комплексной помощи семьям с зависимостями. Мы не делим их на своих и чужих, верующих и неверующих, православных и мусульман, потому что мы живём в многонациональном окружении, где две основные религии – это православие и ислам. Есть, как и во всём обществе, во всех странах, и неверующие, и они к нам приходят для того, чтобы получить помощь в своих сложных жизненных ситуациях. На примере зависимости очень заметно именно то, о чём вы говорите: только совместно можно справиться с этой бедой. Но не только с ней. Скажем, прошлой весной было наводнение, тоже нужно было объединяться. Мы объединились, помогали, собирали гуманитарную помощь. Только таким образом, совместно, можно решить какие-то большие проблемы.
Но и в радости мы тоже объединяемся. Есть праздники, которые нас объединяют, конечно, прежде всего церковные, когда мы празднуем всем приходом. Приход у нас большой, в приходе всегда есть люди, которые приходят несколько раз в году, мы их называем иногда «захожане», а есть прихожане, которые ощущают себя большой семьёй, и священники видят их, знают их имена и по именам их называют. И наше обращение «брат» и «сестра» уже не имеет какого-то формального значения, мы уже действительно брат и сестра во Христе, или мать и отец, если по возрасту старше.
Мы, живущие в Казахстане, ещё имеем и внецерковные структуры, которые мы как-то окормляем, взаимодействуем с ними. Есть, например, большое официально зарегистрированное сообщество «Союз православных граждан Казахстана». Оно не является в полной мере религиозным подразделением, просто объединяет людей и помогает решать какие-то другие вопросы, скажем, социального плана. При этом мы очень сильно используем соцсети, создано множество групп, в которых люди общаются по интересам.
Есть ещё и такая интересная форма объединения людей у нас в Казахстане – ассамблея народов Казахстана. В России такого нет. В этой ассамблее есть представители русской общины. Она так и называется – «русская община». Есть белорусская община, чеченская (у них очень мощная диаспора). Люди в рамках ассамблеи совместные праздники проводят, друг друга приглашают на какие-то национальные праздники.
А ещё у нас в Казахстане, слава Богу, сохранилось движение, которое церковь поддерживает, – это казачьи общины. Казаки всегда присутствовали на территории нынешнего Казахстана. Например, при нашем храме есть так называемая пластунская община семиреченских казаков, я её как раз окормляю. И сегодня одно из моих послушаний – быть на Рождественских чтениях представителем по отделу «Церковь и казачество».
У меня прадед был казаком на Амуре, но я ничего об этой традиции не знаю, к сожалению.
На Рождественских чтениях каждый год есть отдел, полностью посвящённый казачеству. Казаки имеют свои особенности, свои традиции. Вообще для русского народа, да и для любого народа важно знать и соблюдать хотя бы основные традиции своего народа. Конечно, здесь очень многое передаётся через воспитание в семье. Даже если в семье разные национальности и даже разное вероисповедание у мамы и папы (такое бывает), всё равно традиция семьи должна появиться или сохраняться, основываясь на традициях семей, из которых пришли невеста и жених. Это очень важно. Без традиции, без передачи основных законов семейных очень сложно говорить о будущем наших детей.
Когда мы, православные, погребаем своих усопших, мы желаем им вечную память, вечный покой. И «память из рода в род». А как передавать память об усопших? Вот сегодня мы встретились в год 80-летия победы. Прошло столько лет, но есть ещё не перезахороненные воины, в России до сих пор огромное количество неизвестных могил. Их надо перезахоранивать, их надо искать. И День победы важно праздновать. У нас в Казахстане празднуется День победы, хотя есть и те, кто препятствует этому, говорит «это не наша война». Но это не так. Война общая. Я родился в Казахстане, а мой отец родился в Средней Азии, в Кыргызстане.
Вы не похожи на казаха или киргиза, батюшка.
Они же были русские переселенцы, пришли туда ещё до революции, по столыпинской реформе для освоения земель. Тем не менее традиции и веру мы сохраняли. И конечно же, воевали во время Великой Отечественной и мои дяди по отцовской линии, и дедушка по маминой линии. Он тоже был казаком – донским казаком – и принял смерть на Западной Украине от рук бандеровцев. Конечно, уходили на фронт и из Алма-Аты, где я сейчас живу. Здесь формировалась целая панфиловская дивизия, которая защищала Москву. Мы все тесно связаны и этого нельзя забывать. Это наша история, и переделывать эту историю, конечно, нельзя.
Беседовала Анастасия Наконечная