Об архимандрите Исаакии (Виноградове) мы впервые услышали в прошлом году во время посещения музея имени священномученика Сергия (Зверева) в Ельце. Позже, уже в Москве, встретились с его крестницей и духовной дочерью Алевтиной Витальевной Окуневой, написавшей несколько книг о жизни и служении любимого пастыря.
Жизненный путь о. Исаакия был отмечен рядом трагических событий российской истории, включая Гражданскую войну, эмиграцию, арест, заключение в тюрьме и лагере.
В Ельце архим. Исаакий служил 23 года до своей кончины в 1981 году. Там он был настоятелем Вознесенского собора, горячо проповедовал, крестил и собирал церковь тайно и явно. Жил в небольшом деревянном доме недалеко от собора, а вместе с ним несколько сестёр, тайно принявших монашеский постриг. Этот дом они называли Иверско-Исаакиевским скитом Сергиевского подворья. Отец Исаакий также стал духовным наставником и крестным отцом для многих ельчан. Существует множество свидетельств о том, что даже короткое общение с ним приводило к тому, что люди обретали веру и принимали крещение. Он бережно хранил в альбомах фотографии всех своих крестников, о каждом молился и поддерживал личное общение. Говорят, что во многих домах Ельца до сих пор хранятся открытки с подписью о. Исаакия.
Дважды в год, 12 января и 12 июня, в Ельце отмечаются дни памяти архимандрита Исаакия, собирающие его духовных чад и почитателей со всей России.
Мы также приобщились к этой памяти. 11 июня в Ельце состоялась встреча с Алевтиной Витальевной Окуневой. Мы читали отрывки из воспоминаний о. Исаакия о своём детстве, слушали рассказы Алевтины Витальевны, пили чай и общались.
Отец Павел Поваляев поделился с нами воспоминаниями из детства. Будучи другом семьи, о. Исаакий часто бывал у них в гостях и приносил для детей хорошие книги. В другой раз он обязательно расспрашивал, что мальчик узнал, какие у него появились размышления о прочитанном.
Были и рассказы о чудесах и исцелениях, произошедших благодаря молитвам о. Исаакия. Но самым значимым чудом можно считать то, что те зёрнышки веры и любви Христовой, которые о. Исаакий посеял в сердцах людей, дают свои всходы и сейчас: с любовью и благодарностью вспоминают о. Исаакия не только люди, которые знали его лично, но уже и следующие поколения.
12 июня на могиле архимандрита Исаакия епископ Елецкий и Лебедянский Максим отслужил заупокойную литию, после которой все желающие отправились в Знаменский монастырь для совершения поминальной трапезы.
Из воспоминаний архимандрита Исаакия о своём детстве
К заутрене в церковь мы ходили всей семьёй. Папа нёс фонарь, освещая дорогу с образовавшимися уже лужами талого снега. Часто приходилось обходить их, теснясь к забору. Внезапно раздавался восторженный звонкий голосок Оли: «Ах! Я галошу потеряла!» Останавливались, искали, находили и продолжали своё путешествие. Вот и речка Хотынка, где мы все моем свои галоши, а на пригорке около речки светится уже огнями церковь.
Входим – народу уже много. Пол устлан вместо ковров ветками ельника – как «для параду», так и для облегчения уборки помещения после службы. В храме у Плащаницы читает Деяния какой-нибудь мужичок. Батюшка подходит и закрывает рукавом рясы книгу в знак того, что пора начинать службу.
Раздаётся первый удар колокола. Это была почётная обязанность – звонить на колокольне в пасхальную ночь. Старейшие по возрасту мужички, старше 70 лет, соблюдали между собою строгую очередь, кому звонить в этом году. Особенно памятен мне старик Самсон Алексеев, который очень любил вести беседы на духовные темы с моим отцом. Сидит он, бывало, на завалинке и рассказывает папе свой сон: «Вижу я лестницу до небес и наверху Бог Саваоф. Он меня зовёт: “Самсон!” Я в страхе и трепете спрашиваю: “Чаво, Господи?” – “Полезай сюда!” А мне страшно, лестница качается: “Боюсь, Господи!” И так три раза. “Дурак ты, Самсон”, – говорит Господь. К чему бы это?» Не знаю, как растолковал отец мой ему этот сон. Самсону было уже 80 лет, но и он, в свою очередь, ни за что бы не пропустил своего участия в пасхальном звоне, хотя подниматься на колокольню было ему уже нелегко.
Выходит крестный ход. Диакона в церкви не было, идут батюшка и псаломщик, за ними – все прихожане. Я тоже принимаю деятельное участие в крестном ходе – несу на полотенце Евангелие, для меня ещё тяжеловатое. Церковь остаётся почти пустая. На колокольне – минорный «перебор». Входят в церковь: «Христос воскресе!» Радостный трезвон во все колокола. Весь народ стоит со свечами. Когда кончается служба, уже брезжит рассвет. Идём опять по лужам. Дома сразу разговляемся. На столе стоят окорок, телятина, ветчины, куличи, и пасха, и чудесные крашеные яйца. Нам дарят особенно красивые: фарфоровые или деревянные, вложенные одно в другое, с сюрпризом внутри. Оля, в восторге от всего пережитого вообще и от полученного яичка в особенности, падает на пол и начинается кувыркаться… На другой день обед не варят, а целый день стоит накрытый пасхальный стол, к которому добавляют лишь горячий чай или кофе с молоком, и все сыты.
Сперва слышно, как деревенские подростки играют в рюхи, потом сговариваются идти звонить на колокольню. Слышно, как скрипят под их ногами ступеньки лестницы, как потом, сговорившись, они ударяют в колокола, и раздаётся радостный пасхальный громкий трезвон. И мы с папой в первый день праздника поднимались на колокольню звонить.
Биографическая справка
Архимандрит Исаакий (Иван Васильевич Виноградов) родился в 1895 г. в Санкт-Петербургской губернии. Отец его происходил из дворовых людей князей Долгоруковых, был учителем сельской школы и регентом церковного хора. Мать также работала учительницей.
После окончания 1-го Санкт-Петербургского реального училища в 1913 году Иван блестяще сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В начале Первой мировой войны он был мобилизован и в 1916 году, окончив к этому времени военное училище, был в чине прапорщика направлен в действующую армию на Румынский фронт. Во время Гражданской войны воевал в рядах Добровольческой армии. В 1920 г. оказался на о. Галиполи. В 1921 г. вместе со всем Дроздовским полком переехал в Болгарию, где работал на шахтах.
В 1926 году был зачислен в Свято-Сергиевский богословский институт в числе первых десяти человек. После пострига, рукоположения и окончания института иеромонаха Исаакия направили в Прагу, где он сначала служил в Свято-Никольском храме первым помощником настоятеля (епископа Сергия (Королёва)) и законоучителем в Пражской русской гимназии, а после посвящения в 1936 году в сан архимандрита – настоятелем Успенской церкви.
Весной 1945 г. был арестован отделом контрразведки «Смерш». Приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. Заключение отбывал в тюрьме пос. Долинка, где тяжело заболел и после переосвидетельствования тюремной врачебно-медицинской комиссией был госпитализирован. Всё это время епископ Пражский Сергий (Королёв), перешедший в юрисдикцию Московской Патриархии, неустанно ходатайствовал об освобождении архимандрита Исаакия. Благодаря этому в 1946 году приговор от 1945 г. был отменён и дело было прекращено.
В 1947 году архим. Исаакий был назначен настоятелем в Казанскую церковь Алма-Аты. В 1958 г. был вызван патриархом Алексием I в Москву и направлен в Троице-Сергиеву Лавру (патриарх намеревался оставить его там преподавателем). Более трёх месяцев о. Исаакий был насельником Лавры, но в прописке бывшему белогвардейскому офицеру, жившему за границей 25 лет, отказали. С 1958 года и до кончины служил в Ельце.
Текст: Ангелина Корнеева
Биографическую справку подготовила Александра Колымагина