Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Вина всего мира ложится на церковь

Фрагмент выпускной работы студентки СФИ Ксении Цветковой (Тверь) «Тема вины и покаяния у Дитриха Бонхёффера и Карла Ясперса»

Дитрих Бонхёффер среди студентов
Дитрих Бонхёффер среди студентов (третий слева во втором ряду; фото 1932 г.)

Связь вины и покаяния – одна их важнейших библейских тем, к покаянию призывали библейские пророки, Христос и апостолы. О нём говорили отцы и учители Церкви. Проблеме связи вины, виновности и прощения уделяли внимание множество религиозных мыслителей, философов, социологов и антропологов. Среди них был и богослов Дитрих Бонхёффер.

* * *

Как и положено христианскому мыслителю, Бонхёффер прежде всего апеллирует ко Христу и ставит вопрос о принятии вины как свободного ответственного действия. Пример здесь – Христос, Который взял на Себя всю вину, хотя Сам был безгрешен. И, следовательно, «поскольку Иисус взял на себя вину всех людей, каждый ответственно действующий человек становится виновным»1, поскольку христианин призван следовать за Христом и подражать Ему, это подразумевает и готовность в этом следовании брать на себя вину за других2.

У Бонхёффера виновен тот, кто за что-то отвечает, виновен старший. Христианин как член церкви не может не быть виновным, ибо «вина всего мира»3 ложится на церковь, но после того, как каждый [член церкви] признает свой личный грех как «отравленный источник всего общества»4.

Один из вопросов виновности – чья вина лежит на человеке. На первый взгляд, на этот вопрос можно выделить три варианта ответа:

– своя собственная вина;

– вина другого человека;

– разделённая – или общая – вина.

Однако в действительности ответить на этот вопрос значительно сложнее. Мы помним, что вся человеческая история началась с грехопадения и с неспособности человека ни взять вину на себя5, ни разделить её с другим человеком, хотя возможность поступить ответственно была Богом предоставлена. Ни Адам, ни Ева не приняли свою ответственность и вошли тем самым в состояние виновности. Парадокс состоит в том, что, приняв ответственность, Адам и Ева также вошли бы в состояние вины, но такое принятие вины имело бы своим основанием свободное ответственное действие. Первоисточником такого ответственного действия Бонхёффер называет Христа, Который взял на Себя всю вину, хотя Сам был безгрешен, и «поскольку Иисус взял на себя вину всех людей»6, то каждый ответственно поступающий человек становится виновным. И Бонхёффер7 рассматривает вопрос о принятии вины именно как вопрос свободного ответственного действия8.

При этом человек способен нести ответственность, лишь зная о том, что ему вменена вина9 . Знание этого, по мнению Фридриха Шлейермахера, основано на том, что первородный грех является «совокупным преступлением и совокупной виной человеческого рода»10. В моральном смысле проступок считается безответственным, если кто-то заранее не заботился о своей ответственности должным образом11. В таком контексте вопрос о том, «кто виноват», становится менее прояснённым: может ли кто-то утверждать, что он в полноте позаботился о своей ответственности? Говоря о совиновности христиан, Бонхёффер отвечает на этот вопрос отрицательно: перед Богом (в отличие от закона, какого-либо института или другого человека) нет невиновного12.

Факт собственной виновности, считает Бонхёффер, надо принять, а свою ответственность за других людей поставить выше собственной невиновности, поскольку попытка избежать виновности, сохранить свою чистоту в условиях падшего мира обречена на неудачу13: вместо невиновности бегущий от вины найдёт вину ещё большую по сравнению с той, от которой пытался бежать14. Признание своей вины и покаяние возможно только без оглядки на вину ближнего, поскольку любой грех другого человека можно извинить, и только «собственный грех остаётся виной, которую я не могу простить»15. Как невозможно простить и «вину всего мира»16, которая ложится на церковь. Эту вину невозможно простить, поскольку на церковь она ложится после того, как каждый [член церкви] воспримет грех церкви как свой собственный.

Исповедуя собственную вину, церковь не снимает вину с отдельного человека, но призывает его к общему исповеданию вины и покаянию. Если этого не будет, то – полагает Бонхёффер – не следует удивляться, что однажды «для церкви настанут времена, когда от неё потребуется свидетельство крови. Но эта кровь – если <…> хватит мужества, чести и верности, чтобы её пролить, – не будет такой невинной и чистой, как кровь первых мучеников»18, поскольку на ней будет лежать вина негодного раба. Это утверждение Бонхёффера звучит как предупреждение19 тем, кто захочет отказаться от такого христианства – призывающего по примеру Христа вступать в гущу общечеловеческой вины и не уклоняться от того, чтобы входить в вину другого, принимая её на себя.

Таким образом, для Бонхёффера как христианского мыслителя нет понятия чужой вины. Исходя из призвания каждого верующего следовать за Христом20, Бонхёффер рассматривает готовность войти в чужую вину как выражение готовности жить в церкви и идти за Христом, Который освобождает человеческую совесть для служения Богу и ближнему, освобождает её тогда, когда человек готов войти в вину другого21.

Дитрих Бонхёффер в кругу семьи
Дитрих Бонхёффер в кругу семьи (сидит за пианино; Рождество 1940 г.)

————

1 Бонхёффер Д. Этика / Пер. с нем. М. : Издательство ББИ, 2013. С. 285.

2 Held H. J. Schuldübername als Ausdruck der Christusnachfolge bei Martin Luther und Dietrich Bonhöffer, in Konsequenzen, Dietrich Bonhöffers Kirchenverständnis heute. Hg. v. Ernst Feil und Ilse Tödt, München, 1980. S. 163.

3 Бонхёффер Д. Указ. соч. С. 118.

4 Там же. С. 119.

5 Schöpfung und Fall. См. раздел «Das Bild Gottes auf Erden». S. 56–63.

6 Бонхёффер Д. Указ. соч. С. 285.

7 Здесь можно вспомнить и Сартра («Der Existenzialismus ist ein Humanismus – und andere philosophische Essays»), и Хайдеггера («Бытие и время»).

8 Schließer Ch. Schuld durch rechtes Tun? Verantwortliches Handeln nach Dietrich Bonhöffer. Neukirchen-Vluyn, 2006. S. 21–24.

9 Rendtorff T. Schuld und Verantwortung (Zeitschrift für Theologie und Kirche, Vol. 86, No. 1 (Februar 1989)). S. 111.

10 F.D.E. Schleiermacher. Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evangelischen Kirche im Zusammenhänge dargestellt. Bd. 1. Berlin: E. Reimer, 1835. 477 S.

11 Jonas H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation. Frankfurt/Main, 1979. 400 S.

12 Перед Богом – надежда только на милость.

13 Бонхёффер Д. Указ. соч. С. 282–283.

14 Это будет не вина как свободное ответственное действие, но вина от трусости и несвободы.

15 Бонхёффер Д. Указ. соч. С. 118.

16 Там же.

17 Там же. С. 119.

18 Проповеди, толкования, размышления. Т. 1. С. 178.

19 Schuld durch rechtes Tun? S. 36.

20 Об этом подробнее в его книге «Следуя Христу».

21 Бонхёффер Д. Указ. соч. С. 289.

Кифа № 3 (271), март 2021 года