Свято-Филаретовский институт представил читателям новое издание, посвящённое наследию новомучеников и исповедников церкви Русской – двухтомник воспоминаний о семье священника Михаила Шика и Наталии Шаховской
На московской выставке интеллектуальной литературы non/fiction №22, проходившей в Москве 24–28 марта, представили двухтомник воспоминаний о семье отца Михаила Шика и Наталии Шаховской.
Книги стали продолжением изданной ранее Свято-Филаретовским институтом переписки отца Михаила и Наталии Дмитриевны «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века». В новом двухтомнике мы читаем воспоминания их детей, письма новомученика еп. Германа (Ряшенцева) и князя Дмитрия Шаховского, рассказы о жизни семьи Шиков-Шаховских в 1931–1942 годах в Малоярославце. Там до своего ареста в 1937 году отец Михаил совершал тайные богослужения у себя дома.
По словам современников, Михаил Шик был известен в Москве как «замечательный проповедник и вдумчивый философ». В юности он пережил потрясение, связанное с обращением ко Христу, и всю жизнь делился со всеми обретённым огнём веры.
Брак между выходцем из еврейской купеческой семьи и княжной Шаховской был не самым обычным явлением даже в 1918 году, однако ещё более удивительна их жизнь, полная ярких событий в окружении друзей.
Людмила Улицкая в предисловии к новому изданию отмечает важность существовавших в советское время дружеских кругов: «Это безусловное меньшинство чуяло друг друга, и возникали такие никак не обозначенные “социальные ячейки” людей, не принявших советскую власть, но считающих своим долгом заниматься своим профессиональным делом, в котором всегда сквозила нота “общего блага и личной ответственности”».
В некоторые из таких дружеских кругов входили исповедник веры, духовный писатель Сергей Иосифович Фудель, пианистка Мария Юдина (чьи выступления в глухие советские времена были проповедью Христа), члены мечёвских общин и многие другие люди. Отец Михаил первый раз был арестован вскоре после своей дьяконской хиротонии в 1925 году, а священный сан принял в 1927 году во время своей казахстанской ссылки. Будучи «непоминающим», он ушёл за штат и несколько лет совершал богослужения у себя дома в Малоярославце, приглашая на них своих московских друзей. Это и стало одним из обвинений: о. Михаил был расстрелян на Бутовском полигоне в сентябре 1937 года. Как было обычно во время «Большого террора», родным об этом не сообщили, и Наталия Дмитриевна до самой своей кончины надеялась на встречу с мужем. Она умерла от туберкулёза в 1942 году.
Внуки семьи поделились на презентации драгоценными воспоминаниями. Публикатор и составитель сборника Иван Шаховской рассказал, что всю глубину личности своих деда и бабушки увидел именно в подготовке издания, которое сегодня стало важным свидетельством времени для думающих людей. Он обратил внимание на поразившие его слова прадеда Дмитрия Шаховского, которые тот писал своей дочери Анне в тюрьму: «Радуюсь твоему бодрому настроению и был уверен, что ты так отнесёшься к тюрьме. Я считаю, что без тюрьмы образование русского гражданина не может считаться законченным».
Журналист Елена Старостенкова, руководитель благотворительного фонда «101 километр», рассказала, как дети отца Михаила и Наталии Дмитриевны, собираясь за большим столом в Малоярославце и выяснив, что каждый по-разному помнит историю родителей, не стали спорить и доказывать друг другу, кто прав. Они просто распределили между собой периоды жизни, и каждый написал так, как он помнил.
«Перевернуть мир» – казалось бы, слишком амбициозное название для семейной переписки. Однако за ним – целая история жизни и в то же время небольшой эпизод, о котором рассказала на презентации художник-график Мария Патрушева. В юности Наталия Дмитриевна мечтала о великом подвиге в своей жизни. В ответ на эти мечты её отец князь Шаховской заметил, что желание дочери перевернуть мир не соответствует её внутреннему состоянию «противной притворщицы и Фомы неверной». Несколько лет понадобилось Наталии Дмитриевне, чтобы понять: мир уже абсолютно перевёрнут, и это сделал Христос, и «нет на свете ни подвига, ни жертвы, которые могли бы что-нибудь прибавить к Его величайшему подвигу и Его единственной жертве». В этот подвиг она старалась входить всей жизнью, уча жить по вере и своих детей.
Текст: Анастасия Наконечная
Фото: София Бочарникова для сайта СФИ
Кифа № 4 (272), апрель 2021 года