В Санкт-Петербурге прошёл епархиальный этап Рождественских чтений. Одна из секций была посвящена теме «Православные братства и общины на пути воцерковления культуры»
Региональный этап Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» прошёл 8 декабря в Санкт-Петербурге.
В своём докладе «Православная культура Санкт-Петербурга: современный взгляд» митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий, в частности, сказал:
«Православная вера оказала огромное влияние на отечественную культуру от архитектуры и живописи до литературы и музыки. Она вдохновила русского человека на создание мировых шедевров и высоких образцов произведений искусства, без которых невозможно представить образ нашей страны. Пушкин, Гоголь, Достоевский, Римский-Корсаков, Репин, Крамской, Мусоргский, Чайковский и многие другие гении нашей культуры выросли на почве православной веры и питались из благодатного сокровища церковного наследия. Культура – это результат проявления творческого и интеллектуального начала в человеке в его духовно-нравственном измерении. Даже невольно сравнивая высокие примеры отечественной культуры с её современными образцами, мы, к сожалению, видим между ними большой разрыв. Это духовное оскудение можно обозначить как утрату человеком веры в Бога. В этом ракурсе все остальные проблемы – политические и экономические, демографические и экологические – следствие глобальной духовной деградации…
Оскудение заключается не в борьбе человека с религиозными институтами – в западном обществе они давно вытеснены на периферию общественной жизни и не играют сколько-нибудь весомой роли, – а в восстании человека против Бога, отказе от христианского пути, по которому веками шествовали народы Руси и мира… Отечественная история свидетельствует, что как только русский народ забывает Христа, в стране наступают смутные времена. Мы не должны забывать страшные времена богоотступничества и атеизма, которые пережило наше Отечество в двадцатом веке, когда закрывались и разрушались храмы, монастыри, уничтожалось и запрещалось всё, связанное с православной верой и Церковью. Это время во многом стало трагедией как для государства, так и для культуры. Но Господь хранит Россию. После тяжелейших лет безвременья и забвения своих истоков Он даёт ей шанс, в том числе через уникальное культурное наследие, – вновь обрести себя и свидетельствовать миру непреходящие истины о подлинных идеалах красоты и блага».
С докладом «Христианство и культура русского средневековья» выступил профессор СПбДА Алексей Петров; с докладом «Пушкинская эстетика в эпоху метамодерна» – директор Института философии человека РГПУ имени Герцена Денис Игнатьев.
* * *
Секция чтений «Православные братства и общины на пути воцерковления культуры», организованная по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия Феодоровским собором, Свято-Петровским и Свято-Вениаминовским братствами при поддержке благотворительного фонда «Жить вместе», прошла в тот же день в Феодоровском соборе.
Событие, собравшее представителей разных церковных сообществ Санкт-Петербурга, открыли настоятель собора, председатель Информационного отдела Санкт-Петербургской епархии, ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин и первый проректор Свято-Филаретовского института, председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак.
Напутствие епископа Кронштадтского Вениамина с пожеланиями доброго и плодотворного труда участникам чтений передал помощник наместника Александро-Невской лавры иеромонах Марк (Святогоров).
На пленарном заседании прозвучали доклады настоятеля Князь-Владимирского собора профессора СПбДА протоиерея Владимира Сорокина о монахине Елене (Казимирчак-Полонской; 1902–1992), которую он знал лично, и общине преподобного Сергия Радонежского в Ленинградской духовной академии; руководителя музея при петербургском храме Рождества Христова на Песках Валентины Егоровой об основателе Христорождественского Братства при этом храме священнике Александре Гумилевском; библиотекаря Отдела рукописей Российской национальной библиотеки Никиты Гольцова о духовной биографии Лидии Александровны Мейер (1901–1993) из петроградского Александро-Невского братства; старшего научного сотрудника Государственного музея истории религии Александра Бурова о «социальном христианстве» РСХД в межвоенный период и диакона Сергия Паламодова из храма святителя Николая Чудотворца о домашней беседе в традиции общества трезвости Иоанна Чурикова.
Какой вклад в воцерковление культуры могут внести христианские сообщества и творческие объединения, ищущие основания для обновления жизни и творчества в христианстве, обсуждали участники круглого стола «Как православным вместе творить культуру в ХХI веке».
В церкви идёт борьба за церковную культуру, уверен первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. Это можно видеть и по убранству, по стилю жизни, и по тому, какой уровень культуры поддерживается в том или ином церковном приходе или сообществе. В качестве важнейшего критерия качества церковной культуры он отметил способность людей жить и действовать вместе.
«Даже на примере таких разных церковных сообществ как Александро-Невское братство, куда входили представители культурной элиты, и Чуриковское движение трезвости, объединявшее верующих простонародной культуры, можно увидеть, что для обоих этих братств характерно стремление учиться более тесному общению, пониманию друг друга, способности вместе идти путём христианской жизни, со всеми сложностями и вызовами, которые на этом пути возникают», – сказал Дмитрий Гасак.
«Особенность общинной и братской жизни, о которой мы сегодня говорим, в том, что она не предполагает борьбы друг с другом за место под солнцем».
«Особенность общинной и братской жизни, о которой мы сегодня говорим, в том, что она не предполагает борьбы друг с другом за место под солнцем, – добавил Дмитрий Гасак. – К сожалению, в жизни её очень много. Но если за пределами церкви с этим можно как-то смириться, то с тем, что она существует в церкви, смириться нельзя. Ведь в такой ситуации, когда степень недоверия просто колоссальна, трудно что-то делать вместе. Поэтому порой так трудно разным церковным объединениям, приходам взаимодействовать. А ведь открытость и простота – тоже качества культуры, в том числе и очень высокой культуры, они достигаются с большим трудом».
Аналогичным образом дело обстоит и в среде профессионалов культурной сферы, в частности, в музейных сообществах, где также чрезвычайную роль играет культура взаимоотношений, поделилась Нина Попова, создатель и первый директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, президент Санкт-Петербургского Благотворительного фонда друзей музея Анны Ахматовой. «Стиль отношений или располагает к диалогу внутри музея, или закрывает его», – сказала она.
«Анализируя наш опыт отношений со Свято-Петровским братством, я вспоминаю, как мы вместе проводили выставку, посвящённую матери Марии (Скобцовой), и это было частью нашего общего – музейного и церковного – осмысления истории, здесь мы друг другу очень помогали».
Нина Попова уверена: для поддержания настоящего диалога и общения, в том числе между церковными и музейными сообществами, жизненно важно вместе «сохранять глубинное представление о том, что добро, что зло».
Директор и художественный руководитель Драматического театра «Странник» Владимир Уваров заметил, что представление об антагонизме театра и церкви – во многом миф. «Все россказни о том, что Русская православная церковь гнала драматический театр, не выдерживают никакой критики – такого не было никогда», – подчеркнул он, напомнив примеры первого русского драматурга святителя Дмитрия Ростовского, а также современных церковных театральных инициатив, таких как созданный в начале 90-х московский духовный театр «Глас» Никиты Астахова и Татьяны Белевич.
Протоиерей Александр Сорокин привёл примеры сочетания церковности и высокой культуры в таких личностях, как протопресвитер Александр Шмеман и архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). «Я просто купался в радости общения с этим культурным и образованным человеком – не только как со специалистом по Новому завету, но мне доводилось и много слушать его о театре, о музыке, о литературе, – поделился он воспоминаниями об отце Ианнуарии. – Если за отцом Александром Шмеманом стояла непрерванная традиция русской эмиграции, то у отца Ианнуария отец был советский человек, хотя и культурный. И мой отец, который в 70-е при митрополите Никодиме (Ротове) был инспектором Духовной академии, мог бы рассказать, какой скандал устраивал отец Димы Ивлиева (тогда ещё не о. Ианнуария) и как приходилось отстаивать таких культурных молодых людей, интересовавшихся духовной жизнью и приходивших из университета в академию. Это пример непростого взаимодействия культуры и советской действительности, из которого вышли такие яркие личности, как отец Ианнуарий».
Ещё на один смысл сложных вызовов культуры для христианства обратила внимание профессор СФИ и РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Балакшина: «Достоевский, кроме того, что написал замечательные романы, которые многих привели к вере, свидетельствовал: “…через горнило сомнений моя осанна прошла”. Подобным образом и современная культура – это и путь испытания веры Церкви, это опыт горнила сомнений, которые вера должна проходить. Для каждого этапа жизни, для каждой исторической эпохи это горнило своё, но если христианство отвернётся от этого опыта, то оно себя не проверит и себя потеряет».
По материалам сайтов Санкт-Петербургской митрополии и Свято-Филаретовского института
Фото с сайта Санкт-Петербургской митрополии и сайта СФИ