Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Многими и тяжкими грехами осквернился народ наш»

Тема вины, греха и покаяния в русской истории

Сщмч. Ермоген. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в.
Сщмч. Ермоген. Миниатюра из Титулярника. Нач. XVIII в.

1607

2 марта 1607 года царь Василий Шуйский вместе с патриархом Ермогеном и престарелым, давно отошедшим от дел бывшим патриархом Иовом в Успенском соборе Кремля возглавил богослужение. Специально был подготовлен Чин всенародного покаяния в грехах вероотступничества, клятвопреступления и попустительства цареубийству. Приводим здесь в связи с этими событиями фрагмент покаянной молитвы1, написанной священномучеником патриархом Ермогеном через какое-то время, уже после свержения с престола царя Василия Шуйского. Эту молитву читали в храмах России во дни смуты.

«О Владыка, Твоей превеликой властью содержится всё творение и Твоим же великим промыслом устраивается многочисленный народ; мы, убогие, будучи людьми, согрешаем пред Тобой, Господи; Ты же как благой и человеколюбивый воззри, Господи, на немощь нашу, и пошли нам в помощь благодать Свою, и умилосердись над нами, созданиями Своими. О Владыка, не отвергни нас от лица Своего, ибо бесчисленные грехи и крайние бедствия наши обступили нас; нет у нас милующего нас, кроме Тебя, мы обречены, словно овцы, на заклание, и некому избавить нас. Но воздвигни, Господи, силу Свою, приди и спаси нас, и восстань, Господи, на помощь нам ради нас, грешных и смиренных рабов Своих, и пошли, Господи, от святой обители Своей и от престола славы царствия Твоего ангела светлого для отгнания врагов наших, видимых же и невидимых. Будь, Господи, помощником и заступником граду нашему и нам, рабам Своим, уповающим на Тебя, даже если мы и бесчисленно согрешили, клятву преступили и прогневали Тебя, Господи, и великолепное имя Твоё; и в смятении мы, словно овцы, не имеющие пастыря, и недостойны воззреть на Тебя, а тем более просить милости у Тебя, Господи, обитающего на Небесах. Но ради Своего милосердия и человеколюбия яви на нас милость Свою…

Не радуешься Ты, Господи, о смерти грешника, но радуешься, если он обратится и будет жив; потому и мы, рабы Твои, взываем к Тебе из глубины сердца: возврати, Господи, пленённых людей Твоих, кто не по своей воле пленён был, и обрати их, Господи, от пути ложного. Кто-то по своей воле прельстился, и от истины отпал, и обеты свои, в крещении данные, не только не сохранил, но и отринул и обесчестил, и предал себя на окончательное осуждение и погибель. Но и ради таких людей Ты Сам, Господи, пришёл на землю и Своими живоносными устами сказал: не пришёл Я праведных спасти, но грешных привести к покаянию. Господи, спаси их, а нас от них защити и помилуй; не дай нам уничтожать и убивать друг друга, ибо через апостола Ты Сам, Господи, сказал: “Не угрызайте и не съедайте друг друга, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом”. Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Господи Боже наш, и мы воссылаем славу Тебе, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Портрет царя Алексея Михайловича Романова
Портрет царя Алексея Михайловича Романова (1629–1676). Неизвестный художник. Конец XVIII – начало XIX в.

1652

Царь Алексей Михайлович Романов при перенесении в Москву мощей святителя Филиппа (Колычева) письменно обратился к нему от имени царского рода с покаянной мольбой о прощении тяжкого преступления, совершённого царём Иваном Грозным. В знак прощения и примирения Алексей Михайлович просил митрополита Филиппа, как живого, возвратиться в Москву.

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского.
Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Александр Литовченко. 1886 г.

«Ничто столько не печалит души моей, пресвятой владыко, как то, что ты не находишься в нашем богохранимом царствующем граде Москве, во святой соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, вместе с бывшими до тебя и по тебе святителями, чтобы ради ваших совокупных молитв, всегда неподвижной пребывала Святая, Соборная и Апостольская Церковь и вера Христова, которою спасаемся.

Молю тебя, приди сюда и разреши согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, совершённое против тебя нерассудно, завистию и несдержанною яростию. Хотя я и неповинен в досаждении тебе, но гроб прадеда приводит меня в жалость, что ты со времени изгнания твоего и доселе пребываешь вдали от твоей святительской паствы. Преклоняю пред тобою сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение его своим к нам пришествием, и да упразднится поношение, которое лежит на нём за изгнание тебя. Молю тебя о сем, о священная глава, и преклоняю честь моего царства пред твоими честными мощами, повергаю на умоление тебя всю мою власть…»

Протоиерей Сергий Булгаков
Протоиерей Сергий Булгаков, член Временного высшего церковного управления на Юге России, готовил текст послания ВВЦУ в сентябре 1920 года

1920

Православному русскому народу2 о Господе радоватися!

Благодать Вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Рим 1:7).

Покайтеся и веруйте в Евангелие, приближи бо ся Царствие Небесное (Мк 1:15, Мф 4:17).

Чада возлюбленные, в великой скорби сущие. Внемлите сему слову горечи, от любви рождённому, откройте сердце зову покаяния от церкви Божией возглашаемому. О сколь плачевен удел наш. Умалён и отвержен пред миром народ русский, – позорище и посмеяние и устрашение пред лицом всех народов. Кровавые тучи опустились над стонущей и плачущей землёй; глад, мор неистовствуют по градам и весям; чёрная печать томит сердца, при жизни вкушаем мы горькую смерть. Где слава недавняя. Где былая сила. Где держава великая, православия твердыня. Растерзанная на части, она томится под игом неверных, мучающих и глумящихся над миром православным.

Но да будет благословенна карающая десница Господня, ибо и во гневе отвержения, свидетельствуется любовь Божия. Кого я люблю, тех обличаю, наказую (Откр. 3, 19), глаголет Господь. И в своей благости не попустил Он ни довольства, ни покоя для народа, пошедшего путём погибельным. Великими испытаниями зовёт Он сердца наши к покаянию в громах мировых потрясений и в потаённой скорби нашего сердца. Нет греха, побеждающего Божие милосердие, но Богу нужно кающееся сердце наше. Принесём же его в жертву покаяния, отвратим от служения идольского, освободим от пристрастий суетных и греховных.

«Не по слабости только согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвергнулся от Бога и поклонился идолам».

Многими и тяжкими грехами осквернился народ наш в недобрые годины мятежного лихолетия и смуты: бунт и измена, пролитие царской крови и братоубийство, безбожие и осатанение, богохульство и кощунство, разбой и лихоимство, зависть и хищение, блуд и растление, празднолюбие и празднословие. Осмердела земля наша, зачумлён воздух, омрачается свет солнечный гноем ран души нашей. Не по слабости только, но по гибельному обращению согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвергнулся от Бога и поклонился идолам. Обольстители научили его поклоняться себе самому в своих страстях и похотях, они внушили ему, что нет правды выше воли народной, и повели его от преступления к преступлению, от падения к падению. Свои изменчивые прихоти народ наш приучился считать за истину, свои корыстные вожделения признавать за высшую правду жизни, и уподобился Навуходоносору, поклонившемуся себе как Божеству, но поражённому безумием за безумие. И орудием гнева Божия над русским народом явились те самые лукавые лжеучители, которые лестью обманули его, чтобы затем поработить. Первый великий грех русского народа в скорбные дни сии есть богоотступничество многих, ослабление духа ревности в вере, молитве, благочестии. Посему враги веры православной, захвативши власть над русским народом, могли воздвигнуть открытое гонение на Церковь Божию, и народ русский попустил сие гонение, поругание святынь, многочисленные кощунства, богохульные срамословия и даже сам принимал участие в богопротивных делах сих.

В жизни государственной народ наш перестал искать руководства от веры православной и попустил, что власть объявила себя безбожной и оказалась в руках врагов её. Русское государство, которое издревле созидалось по благословению церкви и на её незыблемом основании, становится царством зверя, державой антихристовой. Русский народ должен разрушить это царство зверя и восстановить православное царство под водительством церкви Христовой.

Второй великий грех русского народа тот, что им овладел дух мятежного своеволия и бунта: 1) Ослеплённые ложными учениями и руководимые врагами церкви и Отечества мятежники сознательно восстали против законной, богоустановленной власти и совершили клятвопреступление, нарушив присягу на верность, данную своему царю. Затем, насилием исторгнувши от Царя отречение они лукавым изворотом обманули совесть народную; 2) И народ обольщённый обещаниями призрачных благ в большинстве своём равнодушием и одобрением совершившегося, и последующим злобным издевательством над бывшим Царём, помазанником Божиим приобщился к страшному злому делу и совершённый грех доселе тяготеет на нём неискупленный, в нём должно быть принесено всенародное покаяние. Но ещё более тяжкий и страшный грех повела за собой измена – попущение цареубийства. Безбожные палачи не успокоились, пока не совершилось зверское умерщвление царской семьи, ранее лишённой свободы. Жертвенная кровь помазанника Божия – Царя мученика вопиет к небу, её пролитие проклятием тяготеет над русской землёй, пока не будет смыто искренним слёзным раскаянием. Истребительная злоба обезумевших мятежников устремилась и на слуг царёвых, военачальников и всякие власти, и без числа погубила их в своём кровавом неистовстве. И смешал Господь языки бунтовщиков и до ныне наказуется преступное дело всенародного мятежа властью жестоких насильников и самозванцев.

«Великий грех русского народа есть братоненавистничество, богопротивная и злобная партийность, дух разделения и раскола, которым обессилена и изнемогает русская земля».

Третий великий грех русского народа есть братоненавистничество, богопротивная и злобная партийность, дух разделения и раскола, которым обессилена и изнемогает русская земля. Давно уже сыны тьмы проповедуют вражду сословий и партий, как единственное начало жизни, как основу общественного строительства. Каждый ищет только своего, и забывается общая родина, народ русский и держава его.

Четвёртый великий грех – служение мамоне – поклонение золотому тельцу. Народ, обманутый учением безбожным, что одним хлебом живёт человек и стал завидовать, расхищать чужое, переравнивать, переделять.

Развилась жажда лёгкого обогащения, но ослабели навыки добросовестного труда. И оскудела земля наша, облеклась в рубище, завистники достигли равенства лишь в всеобщей нищете. Отъял Господь благословение своё от дел нечестивцев. Молит Вас, согрешившие, но возлюбленные чада, Святая церковь; отвратитесь от пути греха, не внимайте врагам Креста Господня, какими бы обольщениями они Вас не обманывали. Да будет один учитель у Вас Христос Спаситель и Его Святое Евангелие, храните от поругания святыни церковные и бойтесь не погубляющих тело, но отравляющих душу. Блюдитесь врагов церкви, не вверяйте им власти, всеми силами боритесь с их влиянием в жизни. И Господь услышит вопль сердца нашего, дарует земле русской Ему единую угодную и Им благословенную власть, восстановит державу православную. Вы – род избранный, – памятуйте высокое звание христианское, творите дела любви и милосердия. Ходите пред Господом и молитесь Ему всяким прошением.

Господи, призри с высоты на нас, – даруй нам покаяние преискреннее и не вниди в суд с рабами, волею, прельщением или неведением тяжко согрешившими Тебе. Обнови сердца; даруй нам ревность по вере, смирение и кротость. Сокруши силу вражию и освободи народ сей от злых насильников. Укрепи оружие Христолюбивого воинства и даруй победу над врагами Креста Христова. Воссоедини народ наш и исторгни семена междоусобия. Возвеличь Церковь Православную и воздвигни православное Царство, да прославится имя Твоё Святое. Ей, Господи Царю, не отвергни от конца народ Твой. Даруй ему жажду правды, слышания слова ведения Твоего, да исполнится земля наша ведения Господня, как воды наполняют море. Мужайся же в скорби своей народ православный, всеми презренный и оставленный, терзаемый ныне врагами веры Христовой. Ты не один в крестной муке твоей. С тобою Господь наш со святыми Его, с ликами угодников Божиих, святостью в среде твоей просиявших, явите ему покаяние, люди русские, возвеличьте Святую Русь делом, словом и мыслию, отвергните соблазны антихристов и возвеличит Господь избранников своих, исцелит их и умирит. «На малое время Я оставил тебя, но с великою милостию восприму тебя, говорит Искупитель твой Господь» (Ис. 54, 6–8). Аминь.

Димитрий, Архиепископ Таврический и Симферопольский

Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский

Вениамин, Епископ Севастопольский, управляющий военным и морским духовенством

————

1 Источник: Старина и новизна : Исторический сборник, издаваемый при Обществе русского исторического просвещения в память императора Александра III. Кн. 20. М.: Синодальная типография, 1916 г. С. 4–7.

2 Хотелось бы напомнить, что в то время (особенно в контексте врангелевского Крыма) обращение к русскому народу было адресовано не только великоросам, малоросам и белорусам, но и «всем, кто сердцем русский».

Кифа № 3 (271), март 2021 года