Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Магистратура СФИ и архиепископ Никон

Архиепископ Никон (Фомичёв) (1910–1995)
Архиепископ Никон (Фомичёв) (1910–1995)

Я учусь в магистратуре Свято-Филаретовского института. При поступлении нам рекомендовали сразу выбрать тему для будущей магистерской работы. Темы и ясного понимания, о чём нужно писать, у меня не было. Хотелось только взять историю Архангельской епархии, откуда я родом. В поисках среди прочего я запросила в поисковике интернета список всех архиереев, которые служили в моём родном Архангельске в XX веке. Стала читать про каждого. И вдруг наткнулась на интересный факт: архиепископ Никон (Фомичёв), служивший на кафедре в 1966–1977 гг., был в юности членом Александро-Невского православного братства в Петербурге. Это вызвало большой внутренний интерес к нему, захотелось узнать, каким он был человеком, повлияла ли принадлежность в юности к одному из самых значимых православных братств в истории Русской православной церкви в начале XX века на характер его церковного служения? Оказалось, что о епископе Никоне почти ничего не известно, кроме краткой биографии и нескольких незначительных воспоминаний в интернете.

Но в архиве среди отчётов и информационных писем уполномоченного Совета по делам религий нашлись документы, в которых можно увидеть архиепископа Никона (Фомичёва) как вдохновенного служителя Церкви. Язык отчётов почти всегда язвительный, это больше донос на архиепископа наверх с непременно подмешанной ложью. Но даже через это пробивается свет пасхальной радости, который владыка Никон всё же сохранил, несмотря на все проблемы жизни церкви в богоборческом государстве.

«Из информации о проведении религиозного праздника Пасхи в 1967 году (Архангельская область). (Орфография источника сохранена. – Т.П.)

В текущем году религиозный праздник Пасха совпал в канун международного праздника трудящихся – 1е мая.

Церковники, приспособляясь к предпраздничной обстановке, немало приложили усилий для расширения пропаганды религиозных идей среди трудящихся и особенно среди верующих.

Особенно в этом направлении усердно постарался правящий архиерей – епископ Архангельский и Холмогорский Никон.

Никон перед пасхой направил всем служителям православной церкви указание о проведении ежедневных богослужений на страстной и светлой неделях, а начиная с 30 апреля по 7 мая совершать кроме богослужений ежедневный крестный ход вокруг церквей как неотъемлемой части богослужений (хотя при предшествующих до Никона архиереях крестный ход вокруг церквей совершался один раз лишь в пасхальную всенощную).

Сам еп. Никон всю светлую неделю с 30 апреля по 7 мая совершал ежедневно по две службы утром и вечером по 3–4 часа. Многие служители культа и верующие удивлены неутомимостью своего владыки. Они говорят, что ещё ни один из епископов Архангельской епархии не проявлял такого “творчества”, придавая богослужениям внешний показной эффект.

В практике Пасхальных богослужений обычно епископы зачитывали пасхальное послание патриарха Алексия. Однако Никон 30 апреля в Ильинском кафедральном соборе зачитав текст послания патриарха “дополнил” его 50-минутной проповедью, в которой призывал верующих радоваться и веселиться по случаю воскресения Христа (это произносилось со слезами на глазах). С такими же проповедями епископ Никон выступал на богослужениях во Всехсвятской церкви 1го мая утром и в Соломбальской церкви 1 мая вечером.

При чём службы проводил сам епископ, а священники ему прислуживали. Никон почти всю службу находился посреди церкви, возглавляя пение Христос воскресе из мертвых…, повторяя это 4 раза подряд. Когда же пение начинало несколько снижаться, епископ произносил “Пойте все, пойте, радуйтесь, веселитесь, Христос воскрес”. Многие верующие и даже служители культа недоумевали и остались недовольны поведением епископа»1.

Уполномоченный в своих письмах называл владыку «злобным проповедником». Он предупреждает своего коллегу из Коми ССР обратить внимание на проповеди владыки, когда тот приедет с визитом в республику:

«…За время работы в Архангельской епархии с февраля 1966 г. показал себя как злобный проповедник, прикрывающийся флагом религии.

Имеются сведения о том, что 16–17 июля Фомичёв посетит приходы вашей республики в связи с этим обратите внимание на его действия, особенно на его проповеди»2.

Такие свидетельства, даже из уст атеиста-функционера, открывают в истории Церкви XX века примеры победы Христовой над злом этого мира, свидетельства о вере в Церковь, которую не одолеют врата адовы.

Так нашлась тема для магистерской работы.

Татьяна Пархомович

————

1 ГААО (Государственный архив Архангельской области). Ф. 5620. Оп. 3. Д. 129. Л. 7–8.

2 ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 125. Л. 31.

Кифа № 6–7 (298–299), июнь–июль 2023 года