Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

О судьбе нонконформистов

На встрече с режиссёром Евгением Цымбалом шёл разговор о его последнем фильме, посвящённом художнику Оскару Рабину

После встречи с режиссёром Евгением Цымбалом
После встречи с режиссёром Евгением Цымбалом

В мае в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялась творческая встреча с режиссёром Евгением Цымбалом1. Пожалуй, самая известная его работа – «Защитник Седов», фильм, в основу которого положена реальная история, происшедшая в 1930-х годах с адвокатом, решившимся вмешаться в судьбу несправедливо осуждённых.

На встрече в СФИ был показан один из последних документальных фильмов Цымбала – «Оскар»2. Судьба художника Оскара Рабина показана в нём на фоне истории нашей страны. Герой фильма вырос в советских бараках и честно, без прикрас изображал быт и атмосферу, окружавшую его с детства. Именно он в 1974 году стал вдохновителем и организатором выставки, впоследствии получившей название «Бульдозерной». Целью участвовавших в ней художников было просто желание выставить свои работы, пусть даже не в выставочном зале, а на одном из пустырей на окраине Москвы, поскольку в выставочных залах этим внутренне свободным художникам выставляться не позволяли3. Но дикая реакция властей, снос выставки бульдозерами и поливочными машинами (под видом «уборки мусора») вызвали отклик во всём мире. Дело приобрело широкую известность, власть была вынуждена отступить – художники получили возможность показать свои работы сначала на четырёхчасовой официально разрешённой выставке в Измайловском парке4, а потом на небольших выставочных площадках, где нечасто и полуофициально («разрешено, но скрепя сердце») демонстрировались произведения некоторых художников нонконформистов (самой известной такой площадкой было помещение на Малой Грузинской, 28 в Москве).

На «Бульдозерной выставке». Москва, 15 сентября 1974 г.
Маргарита Мастеркова-Тупицына, Владимир Немухин, Виктор Агамов-Тупицын (с работой Юрия Жарких), Сергей Бордачёв на «Бульдозерной выставке». Москва, 15 сентября 1974 г. Фото Владимира Сычева

В фильме Цымбала открываются судьбы многих талантливых людей, прежде всего участников «Бульдозерной выставки» – кого-то насильственно выслали из страны, троих поместили в психиатрическую больницу, ещё несколько человек трагически погибли.

Фильм затрагивает очень важные темы – о человеке и его выборе, о внутренней свободе и достоинстве, о мирном противостоянии злу и неправде. Некоторые фрагменты беседы, в центре которой были герои и сюжет фильма, мы хотели бы предложить вашему вниманию.

* * *

Евгений Цымбал об Оскаре Рабине

«Во-первых, он был невероятно обаятельным человеком, а во-вторых, он был каким-то очень трезвым и рассудительным. Он не хотел никаких скандалов. Он говорил: “Если возникает скандал, лучше уйти, они всё равно сами к тебе придут. Не надо обострять ситуацию, лучше делай своё дело. Занимайся тем, что ты умеешь и что ты делаешь хорошо, – рисуй”. Для меня он был замечательным образцом “нестадного” поведения, стремления решать все проблемы ответственно и достойно, самому, лично. Ведь что такое свобода? Свобода – это ответственность, прежде всего».

* * *

Что такое талант?

«Есть такое выражение: “Талант – это не только дар Божий, но это ещё и поручение”. Ты обязан соответствовать этому таланту. И это всегда путь – трудный, тернистый, долгий. Если хочешь чего-то на этом пути достигнуть, надо быть готовым к тому, что будет непонимание, осуждение, преследование… Существует немало людей, которые находят для себя униженную позу “на четвереньках” удобной и комфортабельной. Рисуйте наркомов на лыжах, очередных вождей и вы будете в полном порядке. Другое дело, что такое комфорт? Для кого-то это загородная усадьба, количество комнат, автомобиль за шестизначную сумму, шестиметровый забор, отгораживающий от всего мира. Но за всё это придётся держать ответ. На этом или на том свете. Или это внутреннее согласие с собой и с теми идеями, которые вы разделяете?»

* * *

Коммунистическая пропаганда осуществлялась в нашей стране десятилетиями. Есть такое понятие – «промывание мозгов» в нужном направлении. Чтобы этому противостоять, нужно иметь твёрдость убеждений и знаний, чистую совесть, твердое внутреннее самостояние. А человеческая память «сепарирует» – старается неприятные вещи спрятать куда-то подальше в памяти и забыть.

Почему многие наши сограждане не хотят вспоминать то, что происходило в нашей стране в XX веке – ГУЛАГ, массовые репрессии, почему продолжают восстанавливать памятники деятелям этого режима?

«Коммунистическая пропаганда осуществлялась в нашей стране десятилетиями. Есть такое понятие – “промывание мозгов” в нужном направлении. Чтобы этому противостоять, нужно иметь твёрдость убеждений и знаний, чистую совесть, твёрдое внутреннее самостояние. А человеческая память “сепарирует” – старается неприятные вещи спрятать куда-то подальше в памяти и забыть. Но есть вещи, которые нельзя забывать. Кто-то сказал, что после Освенцима нельзя писать стихи? Можно писать стихи. Но нельзя строить на могилах расстрелянных дачные посёлки для чекистов. Это цинизм».

* * *

О войне

«Мой отец воевал, и всю войну вёл дневники, что было категорически запрещено. После войны он эти дневники не читал десятилетиями. Он не хотел и не мог это всё вспоминать. Он говорил, что война – это не только героизм. Это ещё насилие, смерть, бардак, враньё, это грязь и ложь. Мы сражались с немцами – это святое. Но сколько было при этом неправедных дел и военных карьер людей, которые не проявили никакого героизма, а проявили умелое подхалимство? Я сталкивался с многими людьми, которые не хотят вспоминать войну, потому что в их памяти образ войны – совершенно не тот, что мы видим по телевизору, пафосный и помпезный. Никогда не было такой бесчеловечности, в том числе по отношению к своему народу, как во время войны».

На вопрос, как нам жить дальше с таким тяжёлым наследием, Евгений Васильевич ответил: «Я не беру на себя смелость учить других людей как им жить. Мне кажется, путь один – быть честным с другими и самим собой, добросовестно делать своё дело…»

Текст: Ангелина Корнеева, Жанна Королёва

Фото: Елисей Куликов

————

1 Евгений Васильевич Цымбал (род. 5 сентября 1949, Ейск) – режиссёр художественного и документального кино, обладатель Национальной кинематографической премии «Ника» (2002, 2006 и 2015), премии Британской Академии Кино и Телевидения (BAFTA). Работал с А. Тарковским, Э. Рязановым, Л. Шепитько, М. Захаровым.

2 Совместная работа с режиссером-документалистом Александром Смолянским.

3 Пустырь находился на юго-западе Москвы, в новом тогда районе Беляево на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной.

4 Эта выставка прошла через две недели после «Бульдозерной» и за четыре часа работы собрала тысячи зрителей.

Кифа № 6 (274), июнь 2021 года