Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

К Фуделю в Усмань

Успенский храм, прихожанином которого в годы пребывания в Усмани был С.И. Фудель
Успенский храм, прихожанином которого в годы пребывания в Усмани был С.И. Фудель

В начале осени мы с мужем вырвались на пару часов в небольшой город Усмань в Липецкой области. Здесь мы побывали у дома, где в 1950-е годы жил Сергей Иосифович Фудель. Его духовное наследие, письма сыну, пропитанные любовью к Богу и Церкви, уже давно вдохновляют нас. Прикоснуться к местам, где жил Фудель – это ещё один шаг к знакомству с ним, его семьёй.

Как оказалось, к знакомству не только с ним: благодаря нашему желанию побольше узнать о пребывании Фуделя в Усмани мы познакомились с Анатолием Ивановичем Аввакумовым и другими жителями этого прекрасного уютного городка. Знакомые Анатолия Ивановича, с которыми мы встречались на улицах Усмани во время импровизированной проведённой им для нас экскурсии, оказались людьми воцерковленными. В начале 1990-х годов они ходили в воскресную школу при Успенском храме. Здесь был замечательный священник протоиерей Владимир Баязов, ранее в Воронеже служивший секретарём епархии. Он оставил удивительный след, всколыхнул усманскую глубинку. Благодаря ему в районной газете начали касаться темы православия, появилась газета «Усмань православная» как отдельное издание. Эта газета и по сию пору существует. Отец Владимир привлекал людей к восстановлению разрушенных храмов, к духовному просвещению. Начинали с того, что в учебных заведениях показывали православные видеофильмы, рассказывали о разрушенных храмах, опираясь на материал Усманского музея, на работы краеведа Бориса Петровича Княжинского, касающиеся истории здешних церквей.

Изучением дел репрессированных священников и монашествующих занималось липецкое областное краеведческое общество и госдирекция по сохранению культурного наследия, областной архив и краеведы. Результатом этих трудов стала новая уникальная книга о храмах и монастырях Усманского района.

И всё это рассказал нам неутомимый Анатолий Иванович.

А началась наша экскурсия с библиотеки, которую часто посещал Сергей Иосифович Фудель: он пользовался её богатыми по тем временам фондами. По словам Валентины Ивановны Писаревой, работавшей в те годы библиотекарем, выглядел он очень больным, очень бедно одетым замученым человеком. Было видно, что он много пережил. Сама библиотека находится в дореволюционном здании купца Андреева. В здании предположительно от тех времён сохранилась красивая деревянная лестница, печи со старинной облицовкой. Да и двери, ручки на дверях тоже из прошлого.

Именно в библиотеке 7 марта 2001 года, в день памяти Сергея Иосифовича, открылась первая посвящённая ему выставка. Были представлены фотографии, которые передала его старшая дочь Мария Сергеевна, несколько его книг. На открытие выставки заседатели литературного объединения «Родники» пришли с Валентином Стародубцевым, бывшим учителем истории и работником районного комитета партии. Он был соседом Фуделя и с удовольствием вспоминал, как они познакомились и как дружили. Их дружба завязалась очень просто: Валентин Александрович купил машину, а во двор у дома она не помещалась. Он попросил Сергея Иосифовича передвинуть забор. Сергей Иосифович, не колеблясь, согласился. Забор они передвинули вместе. Сосед стал ходить к Сергею Иосифовичу пить чай и по просьбе писателя приносить ему бумагу (дефицитный по тем временам и так необходимый для черновиков материал было возможно достать в райкоме).

Анатолий Иванович рассказал нам, как однажды шёл по городу и думал о том, как бы узнать побольше о жизни Сергея Иосифовича в Усмани, и вдруг ему повстречался бывший коллега Николай Андреевич Сонин и оказалось, что он одноклассник дочери Фуделя Вари. Благодаря одноклассницам Вари Анатолий Иванович смог встретиться с её старшей сестрой Марией Сергеевной у неё дома. Эта встреча помогла не только пролить свет на жизнь семьи Фуделей в Усмани, но и сделать сообщение на областной краеведческой конференции.

Мы прошли мимо школы, где училась Варя. Анатолий Иванович довёл нас до дома, в котором жил Сергей Иосифович с семьёй и их няней Мунечкой, ныне покоящейся на старом Покровском кладбище.

Первой семьёй, приютившей Сергея Иосифовича, стала семья Валерии Кирилловны Белякович. Её сестра Надежда Кирилловна, работавшая наездницей на Хреновском конезаводе, просила помочь человеку, который много претерпел и ищет жильё и работу. Семья Беляковичей, состоявшая из матери и взрослой одинокой дочери, работавшей на железной дороге и в одиночку воспитывавшей ребёнка, очень нуждалась, как и большинство людей в то время. Каких-либо дивидендов от недавно приехавшего из ссылки бывшего лагерника ожидать не приходилось. Решению поселить его у себя предшествовал серьёзный разговор, и его главная мысль была такой: для русского человека всегда было почётно приютить нуждающегося. Позднее Фуделя приютил священник Василий Петровский. А вскоре вся семья Фуделей поселилась уже в своём купленном после долгих поисков домике, возле которого мы побывали. Здесь семья жила до отъезда в Покров до ноября 1962 года, здесь создавались первые труды, о которых усманцы узнали почти через сорок лет.

В каком-то смысле «ключом», открывшим для усманцев этот дом, стали материалы, которые были переданы Сергеем Владимировичом Довженко и Николаем Владимировичем Макеевым и стали основой для дальнейших исследований. В наши дни дом Фуделей пустует, но недавно удалось впервые увидеть его изнутри, пройти по ветхому полу, посмотреть на печь, подумать о том, сколько сил, скудных средств и драгоценного времени положил Сергей Иосифович, чтобы этот дом утеплять, неоднократно ремонтировать и сделать его таким, каким запомнили его дети, внуки и знавшие эту семью усманцы. Жаль, что до сего времени здесь нет ни мемориальной доски ни памятной таблички…

* * *

Анатолий Иванович показал нам издалека монастырский Успенский храм. Он расположен на бывшем городском монастырском подворье Софийского женского монастыря в селе Новоуглянка, и колокольня его была видна от дома Фуделей.

По некоторым неподтверждённым сведениям, Сергей Иосифович читал здесь на клиросе. И в любом случае хорошо известно, что он был прихожанином этого храма, поддерживал близкие отношения и с другими прихожанами, и с монахинями.

* * *

Во время прогулки по городу Анатолий Иванович рассказал нам о разрушении храмов в советское время.

В Усмани храмы были расположены крестообразно.

На главной площади стоял трехпрестольный собор Богоявления. Как и многие храмы в малых городках, до революции это был огромный собор. С 2001 года он восстанавливался по образу, взятому со старых фотографий, и хотя на новом месте, но на той же улице, теперь названной в память о первостроителе города, крепости и храмов воеводе Вельяминове.

На юге стоял Никольский храм (сейчас храм в память свт. Николая строится в северной части города).

На восточной стороне – монастырская Успенская церковь, в которой молился Сергей Иосифович Фудель. Она – единственная из всех семи церквей – уцелела в те годы и была вновь открыта для богослужения в 1944 году после двадцатилетнего перерыва.

В северной части в центре городского сада был Космодемьянский храм. От него остался только бугорок, на который поставили беседку. Долгие годы там курили, ругались и выпивали. Сейчас там поставили памятный крест.

В центре Усманского старинного кладбища есть котлован от Покровского храма. Его взорвали последним, в 1942 году. На этом кладбище похоронена няня Фуделя, есть монашеские могилы. За некоторыми могилами ухаживают священники с прихожанами усманских храмов, детьми из воскресной школы.

Два раза в год (в день памяти царственных страстотерпцев 17 июля и в день памяти Корсунской иконы Божией Матери 22 октября) в Усмани совершается крестный ход. Везде возле мест бывших храмов крестный ход останавливается, читают Евангелие.

Видимым образом поругание веры, её образов, сказывается и на жизни поругателей.

У старого Дома культуры стояло четырёхэтажное здание. Строилось оно как окружком партии, в нём располагались советские учреждения. Говорили, что в фундамент сооружения были заложены обломки разрушенных стен Толшевского Спасо-Преображенского монастыря. На рубеже XX–XXI веков это здание завалилось на Дом культуры. Анатолий Иванович стал свидетелем апокалиптической картины: заходишь в актовый зал, а на сцене последствия обвала здания.

Мой муж Юрий вспомнил рассказ деда о том, как жители села в Пермском крае разбирали храм на кирпичи. Потом всё село сгорело. Анатолий Иванович подтвердил, что похожих случаев было много.

* * *

Мы прошли по Усмани, вспоминая и других её жителей. Вот улица поэта Бориса Котова. Он героически погиб при форсировании Днепра. Учился в первой школе, как и Анатолий Иванович. Отец Бориса Котова, священник Александр Котов, был расстрелян в 1937 году на Преображение. Впоследствии его младшая дочка вынуждена была писать, как и советские публикации о Борисе – из семьи слУжащего. А правильнее было бы – служАщего.

В семье о расстреле отца, конечно, ничего не знали. Прожила вдова о. Александра 10 лет, которые, как думали, ему дали. Когда поняла, что он уже не вернётся, сердце её не выдержало.

Анатолий Иванович показал нам и место, где стоял дом врача, родного брата Варвары Завадовской, вдовы писателя Завадовского, расстрелянного в Дубовке. У Варвары Завадовской в 1943 году погиб единственной сын. Он с отличием учился в первой школе, писал стихи. Уцелело только три стихотворения. Кто опубликовал и откуда взял эти стихотворения, так и не удалось выяснить. Сама Варвара Сергеевна училась на Высших женских курсах в Москве (сейчас это Московский педагогический институт). Всю свою жизнь после ареста своего мужа, писателя Завадовского, она посвятила тому, чтобы сохранить память о нём. Сохранила все его вещи.

Она десятки лет хлопотала перед властями, чтобы вернули его изъятые произведения, но, к сожалению, ничего не добилась.

* * *

С сожалением говорит Анатолий Иванович о том, что прежний внешний вид города и зданий в большой степени утрачен. Иногда ещё пригодные для жизни старинные здания просто сносятся. Вместо них ставятся магазины из силикатного кирпича. Таких случаев в городе много. Какие-то дома после ремонта изменяются до неузнаваемости.

А ведь на самом деле сохранять исторический облик города не трудно. Известны примеры облагораживания старых зданий в исторических городах России, и хотелось бы, чтобы таких примеров было больше.

Надежда Крапивина

Кифа № 12 (280), декабрь 2021 года