Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Пора домой: Россия прошлого, настоящего и будущего»

Вторая сессия Русского университета прошла в Москве

В последние дни мая прошла вторая сессия просветительского проекта «Русский университет». Впервые это название прозвучало в начале ноября 2020 года и было связано с Неделей скорби и памяти (от Дня памяти жертв советских репрессий 30 октября до Дня русской катастрофы 7 ноября). Майская сессия, озаглавленная устроителями «Пора домой: Россия прошлого, настоящего и будущего», представляла прежде всего вторую сторону деятельности главного устроителя Русского университета – Форума общенационального покаяния и возрождения «Имеющие надежду». Если осенью лейтмотивом встреч были скорбь и покаяние, то весной речь прежде всего шла о том, на что мы можем опираться в деле возрождения русского народа.

В течение пяти дней, начиная с дня памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, участники программы ежедневно участвовали в трёх встречах: каждый день Русского университета начинался с презентации, продолжался проблемным семинаром и заканчивался лекцией. Кто-то собирался очно, кто-то подключался в онлайн-режиме. Многочисленные зрители могли наблюдать за трансляцией в Youtube. Завершилась неделя спектаклем «Морское сословие», в котором краткие новеллы Бориса Шергина перемежались замечательными северными напевами в исполнении Сергея Николаевича Старостина.

Среди затронутых в эти дни тем – русский календарь, высокий стиль русского языка, концепции и история нациестроительства, проблемы топонимики и в целом русского пространства, опыт отечественной педагогики и русского права, проблемы реституции. Каждую из них обсуждали специалисты: филологи, философы, педагоги, юристы.

Многообразие не только тем, но и лиц, и даже объединений, неравнодушных к проблемам возрождения русского народа, сделало неделю и удивительно насыщенной, и действительно внушающей надежду.

Пересказать даже кратко то, о чём шла речь на многочисленных разнообразных и по форме, и по тематике встречах в газетном формате, невозможно (фрагмент лекции Ф.В. Разумовского, опубликованный в этом номере, даст читателям хотя бы отчасти представление о насыщенности этих дней). Поэтому мы обратимся к подведению итогов, состоявшемуся в предпоследний день этой рабочей недели.

Можно ли сейчас говорить о призвании русского народа?

Размышляя об этом, один из устроителей Русского университета Алексей Андреевич Наумов напомнил (в том числе и под впечатлением прошедших встреч), что призвание всегда сродни вдохновению. Ведь речь идёт о плодах, о полноте, о норме жизни в глубоком смысле. Если вспомнить «Философию общего дела» одного из основоположников русского космизма Н.Ф. Фёдорова, его учение о воскрешении всех наших предков, можно сказать, что наше дело – чтобы люди, живущие сегодня, действительно ожили. Даже сейчас, когда мы разрознены, важно говорить об этом призвании.

По словам духовного попечителя Преображенского братства священника Георгия Кочеткова, в ходе прошедшей плодотворной, насыщенной недели прозвучала одна очень важная вещь: безусловно, русские люди есть. Их много – прекрасных русских людей, значительно больше, чем мы себе представляем. Но народ напоминает кучу песка – песка качественного, в котором попадаются «камушки, вполне пригодные для строительства»; но всё-таки в нём больше песка, который легко можно расточить, развеять – а можно из него сделать что-то очень хорошее, цемент, настоящий народ и настоящую нацию, вполне современную, способную наследовать всё самое лучшее в прошлом и в то же время двигаться вперёд. Отсюда и особенности ответа на вопрос о призвании русского народа: коли русские есть, но они не собраны, то первоочередная задача – собрать себя, не дать уничтожить русский народ. Это не просто задача самосознания – тоже важнейшая задача, но существовавшая и раньше.

По мнению о. Георгия, сейчас нужно переставить акценты. Не нужно менять прекрасный идеал «всемирной отзывчивости». Но он сейчас не может стоять на первом месте. Сейчас нам нужно прежде всего учиться жить вместе, во всём поддерживать друг друга. Всё это разные стороны соборности – новой соборности. Ведь соборность иногда у нас превращалась в коллективизм, потому что ей недоставало личностности, которой нам всегда не хватало и в церкви, и в обществе, и в культуре – везде.

Возвращаясь к вопросу о призвании русского народа, Георгий Анатольевич Малько, потомок русских изгнанников, сформулировал его так: «Собрать русского человека в своём доме». И буквально по словам показал, с какими проблемами мы столкнёмся на этом пути: собирать сегодня абсолютно немодно; говорить о русском трудно, прошёл геноцид, остались какие-то осколки; и кого сегодня интересует человек – ум, душа и дух в одном теле? А если говорить о своём доме – то есть ли у нас свой дом? От него остались руины: возвращаясь, мы видим, что «в нашем доме пахнет воровством»…

Олег Вячеславович Щербачёв, предводитель Российского Дворянского собрания и член-корреспондент Международной академии генеалогии, напомнил, что говорить о призвании можно и нужно, но прежде русскому народу нужно выздороветь. Как можно ставить общие задачи, если по последним опросам половина наших сограждан поддерживают Сталина, половина москвичей голосуют за возвращение на Лубянскую площадь памятника Дзержинскому? В такой ситуации можно сосуществовать друг с другом, но невозможно ставить себе высокие цели, жить вместе и ощущать себя единым народом. Именно расколотость, расщепленность на русский народ и советский народ и есть наша болезнь. Да и русская половина не может собраться.

«Пора домой: Россия прошлого, настоящего и будущего»
Олег Вячеславович Щербачёв, предводитель Российского Дворянского Собрания и член-корреспондент Международной академии генеалогии

* * *

Несмотря на все эти казалось бы почти непреодолимые проблемы, надежда есть, и об этом говорили все участники круглого стола, намечая конкретные шаги, ведущие к возрождению русского народа и пробуждению национального самосознания.

Как нам стать самими собой?

Среди предложений, прозвучавших при обсуждении этого вопроса, было много перекликающихся. Вот лишь некоторые из них:

– Необходима консолидация и общение людей, объединённых верой, любящих Россию и её историю, их взаимная поддержка. Одно из главных направлений – поддержка связей с русской эмиграцией (Томас Янчаускас, проект «Русский контур»). – Необходимо дополнительное образование, летние университеты. Нужно учить своих детей возвращаться к своим корням. Эта неделя Русского университета, все выступления дают огромную надежду, и не на далёкое будущее, а на самое близкое. У меня впечатление, что что-то двинулось – или двигается – с вашей стороны. И слава Богу. Чувствуется, что есть новые силы, которые собираются вокруг возвращения русского человека (Георгий Анатольевич Малько).

– Важна трезвенность, с которой выступали все участники круглого стола, оценивая то положение, в котором мы находимся сейчас. Это тоже очередной шаг к реальности возрождения (председатель Преображенского братства Дмитрий Сергеевич Гасак).

– Важно сосредоточиться на локальном, на родном. Изгнанники первой волны унесли Родину, какой они её запомнили, и пытались передать её детям. И мы все должны сейчас почувствовать себя такими изгнанниками: мы все оказались оторванными от своей родины, своих корней, переплыв океан XX века. И здесь изучение генеалогии важно не только в качестве частного интереса, но и с точки зрения выздоровления нации (Олег Вячеславович Щербачёв).

Алексей Андреевич Наумов в заключение выделил несколько направлений, ставших явными для участников «Русских бесед» и Русского университета, уже не первый год размышляющих, куда прежде всего прикладывать свои силы, разыскивая «точки входа», пути возвращения к национальным корням.

Генеалогия: через неё обретаются живые связи, понимаешь глубже, что произошло со страной.

Фольклор: нужно, чтобы душа пробудилась, и это возможно через прикосновение к живой подлинной песне.

Память: красота нашей земли, талант, гениальность людей, которые жили на ней и о которых мы не знаем, должны открываться нам, чтобы мы могли стать наследниками.

«Пора домой: Россия прошлого, настоящего и будущего»
Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, переводчик православных литургических текстов на русский язык, духовный попечитель Преображенского братства и СФИ

Священник Георгий Кочетков, завершая встречу, вновь подчеркнул: нам нужно прийти в себя, нужна вера, а не суеверие, воцерковленность, а не прицерковленность. Нужно доверие. Нужно отвергнуть «право на бесчестье», которое русскому народу насильно всучили большевики, – и народ его как бы не взял, но и как бы не отказался от него, из-за чего и произошёл тот разрыв, о котором уже шла речь. Это решение надо принять и твёрдо на нём стоять.

Надо почувствовать себя дома на своей земле.

Важно давать всем этим вещам простые, почти детские оценки. Ведь мы иногда побаиваемся определённости, ясности, простоты и красоты.

Подводя итог круглого стола и всей весенней сессии Русского университета, он сказал: «Мне кажется, что мы нащупали основные нервы этого пути. Мы можем считать себя русскими. Мы обрели свою Россию. Только теперь нужно нам как-то объединиться на этом пути, научиться более глубоко общаться и без какого бы то ни было давления становиться для других людей примером.

Когда такие вещи получаются, люди собираются, значит, Господь благоволит. А если Бог за нас, кто против нас?»

Александра Колымагина

Кифа № 6 (274), июнь 2021 года