К 120-летию со дня рождения Сергея Иосифовича Фуделя
Прошло тридцать с лишним лет с отмены антицерковных законов. В Русской православной церкви почти 40 тысяч храмов (в пять с лишним раз больше, чем в 1980-е), тысяча монастырей (в двадцать с лишним раз больше), пять академий и полсотни семинарий (число духовных школ выросло в 11 раз). Казалось бы, мы свидетели невиданного расцвета церковной жизни – но странным образом именно наше время становится временем сильнейшего кризиса веры в Церковь. Священники один за другим снимают с себя сан. Всё сильнее звучат голоса о «выгорании» клириков и активных прихожан. В интернет-дискуссиях известными церковными публицистами под подозрение ставится реальность общения во Христе: «Будем умирать – никакая община ни в чём не поможет».
Но именно общение – в том числе и через десятилетия, через разный жизненный и церковный опыт – может дать в момент сомнений и искушений опору. То «общение святых», о котором говорилось в первые века в одном из крещальных символов.
Сергея Иосифовича Фуделя, сына тюремного священника, человека, много лет проведшего в лагерях и ссылках, осуждённого по делу об «антисоветском церковном подполье», многие узнали только в конце 1980-х как автора удивительных по своей светоносности произведений о Церкви. Вера в неё – сначала почти уничтоженную физически, потом попавшую под жёсткий контроль «органов» – была тем, на что можно было опереться почти физически. И сегодня, вспоминая этого удивительного человека, мы хотим вновь вспомнить так необходимые нам сегодня его слова:
«Христос – в Его Тайной Вечере, Голгофе и Воскресении, Христос – в Его святости продолжает Духом Святым жить в теле Церкви. Мы можем говорить только о такой, о действительно святой Церкви, так как только такая Церковь есть любовь и надежда человечества. Она есть свет, который “во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин 1:5). И она истинно существует: следы ног святых мы видим и в наши дни. Было достаточно тьмы истории. Церковь пытались смести с лица земли языческие императоры. Церковь хотели бы исказить все еретики – от гностиков до Толстого. Но гораздо страшнее для Церкви всегда была тьма внутренняя: не турецкие султаны, рубившие головы, и не люди, явно или примитивно искажавшие догматы веры и тем самым отделявшиеся от Церкви, а та сила зла, которая, никуда от Церкви внешне не отделяясь, Церковь как бы не отрицая, изнутри растлевала церковное тело, отвоёвывая себе пажити порока внутри церковной ограды. Эта внутренняя тьма есть следствие отрыва веры от любви, вероучения от жизни, создание какой-то призрачной, словесной или “символической” веры, не идущей путём подвига любви, путём исполнения заповедей…
Святая Церковь “ничего не заимствует” от тьмы церковной, но эта тьма всё время стремится “объять” её, совершенно так же, как и жизнь малой церкви – отдельной человеческой души. Это есть попытка зла внутренним омертвением тканей церковного тела доказать призрачность его бытия, то есть практически, не на соборах, а на деле доказать ложность догмата о Церкви…
Второй, тёмный аспект Церкви всё больше расширяет свою мёртвую область внутри общей церковной ограды. Таков предуказанный Евангелием ход церковной истории, и никакие римские мечтания о какой-то благополучной культурно-исторической миссии христианства, о его победе в истории, этот ход не изменят… Христос в истории спасает человека, а не историю, не мир, но Церковь, то есть только людей, “возлюбивших явление Его”. И для этих людей дано и другое пророчество Евангелия: “Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют её” (Мф 16:18). Ни темнота истории, ни всё увеличивающаяся темнота церковной действительности не погасят света святой Церкви…
Сколько бы истинных христиан ни осталось к концу времён, святая вселенская Церковь и тогда будет озаряться светом Пятидесятницы. И, может быть, самый победоносный, самый яркий свет Церкви будет именно тогда, когда, по Евангелию, будет так трудно “найти веру на земле”».
Фрагмент из произведения С.И. Фуделя «Свет Церкви»
Текст вреза: Александра Колымагина
Кифа № 12 (268), декабрь 2020 года