Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Последний псаломщик Павел Иванович

По материалам архивно-следственных дел в связи с историей храма свт. Николая чудотворца в Солдатской слободе Борисоглебска1

Казанская (ныне – Никольская) церковь Борисоглебска
Казанская (ныне – Никольская) церковь Борисоглебска

Павел Иванович Ледовских родился 13 июня 1895 года в селе Чащинские дворики Мучкапского уезда Тамбовской губернии в крепкой крестьянской семье. У родителей, как следует из заявления2 супруги Павла Ивановича в прокуратуру с просьбой о его освобождении, было четверо детей: Павел, Иван, Анастасия и Анна3. Семья имела дом, две лошади, две коровы, 10-15 овец, другой мелкий скот и домашнюю птицу. Таких на селе считали средняками, но в 30-х годах ХХ века могли признать и кулаками. Мальчиком Павел окончил церковно-приходскую школу в своём селе, а потом, как и многие сельские ребятишки, пел в церковном хоре. У него был хороший голос, он был способным мальчиком и постепенно освоил клиросное пение и чтение.

До 1915 года Павел вместе с родителями занимался сельским хозяйством. В 1915 году он был досрочно 19-летним юношей призван в армию и ушёл воевать на фронт Первой мировой войны рядовым. В 1917 году он вернулся домой и вновь занялся сельским хозяйством, а в феврале 1918 года был призван в Красную армию. Вернувшись в 1923 году домой, Павел Иванович стал жить в семье отца, которая состояла из 10 человек и имела лошадь, корову и 7 овец.

В том же 1923 году Павел Иванович женился на Акилине Фёдоровне Рыльцовой. С Павлом они были ровесники. Родом девушка была из крестьян саратовского края, жила в деревне Первая Осиновка Балашовского района. В 16 лет Акилина стала сиротой.

Прожив некоторое время с отцом и его большой семьёй, Павел Иванович поступил псаломщиком в церковь села Чигарак Борисоглебского района Воронежской области, куда переехал вместе с семьёй. Он купил там дом и постепенно обустраивался.

Что именно побудило молодого мужчину в 29 лет оставить сельское хозяйство и в самые опасные для церкви времена пойти служить, мы доподлинно не знаем. Но без крепкой веры, без глубокого внутреннего покаяния служить в те годы в течение 13 лет псаломщиком было практически невозможно. Тем более, как следует из Анкеты арестованного в материалах архивно-следственного дела, Павел Иванович «как служитель культа был лишён гражданства». Это означает, что за свою веру он был лишён избирательных прав, являлся лишенцем, что в то время очень усложняло жизнь и одновременно ставило под угрозу ареста как самого лишенца, так и членов его семьи. Несмотря на это Павел Иванович не оставил своего служения в церкви. 23 апреля 1928 года Павел Ледовских был рукоположен во диакона с исполнением должности псаломщика епископом Козловским Вассианом (Пятницким).

В 1932 году из с. Чигарак Павел Иванович переезжает в Солдатскую слободу псаломщиком в Казанский храм (ныне – Никольская церковь г. Борисоглебска). Здесь семья на средства, вырученные от продажи дома в Чигараке, приобретает дом по ул. Карытина 44. К этому времени у Павла и Акилины было уже трое детей: пятилетняя Таисия, трёхлетняя Зоя и новорожденный сын Николай. Здесь Павел Иванович прослужил псаломщиком до самого ареста, до 5 августа 1937 года.

Из протокола допроса4

Показания обвиняемого:

Обвиняемый Ледовский, Вы знаете священника Учамбрина?

Ответ: Да, знаю, с 1924 г.

Вопрос: Расскажите о Вашей связи с Учамбриным.

Ответ: Со священником Учамбриным имел совместную службу в церквах с. Чигорах и Солдатской слободы в течение приблизительно 8 лет. При его содействии в 1924 г. устроился служить псаломщиком в Чигоракской церкви. На всём протяжении нашей совместной службы мы с Учамбриным были в хороших отношениях.

Вопрос: где находится в настоящее время Учамбрин?

Ответ: Учамбрин в 1935 г. осуждён и выслан в Казахстан.

Вопрос: за что осуждён Учамбрин?

Ответ: это мне не известно.

Вопрос: В Ваших показаний Вы объяснили, Учамбрин осуждён и выслан за контрреволюционную деятельность. Почему Вы не дали таких показаний на предыдущий вопрос, почему Вы пытаетесь скрыть это обстоятельство от следствия?

Ответ: да, признаю, что в беседе ещё до записи моих показаний я говорил, что Учамбрин осуждён и выслан за контрреволюционную деятельность. На предыдущий вопрос не дал таких показаний, потому что растерялся и не хотел давать письменных показаний.

Вопрос: Ваша попытка уклониться в письменных показаниях о причине осуждения и высылки Учамбрина уже изобличает Вас в близких к-р связях и совместной к-р деятельности с Учамбриным. Вы признаёте это?

Ответ: Нет, не признаю.

Вопрос: Вы арестованы за к-революционную деятельность против советской власти и её мероприятий. Следствие требует по этому вопросу Ваши показания.

Ответ: Никакой контрреволюционной деятельности против советской власти и её мероприятий не проводил.

Вопрос: Следствие располагает данными, что Вы систематически проводили контрреволюционную агитацию против советской власти и проводимых ею мероприятий. Следствие требует правдивых показаний по этому вопросу.

Ответ: Никакой контрреволюционной агитации против советской власти не вёл.

Вопрос: В контрреволюционной агитации, направленной на борьбу против советской власти, Вы достаточно изобличаетесь показаниями свидетелей. Следствие предлагает отказаться от ложных показаний и стать на путь чистосердечных признаний.

Ответ: Ещё раз подтверждаю, что контрреволюционной агитации против советской власти не занимался.

Вопрос: В феврале месяце текущего года Вы проводили контрреволюционную агитацию среди крестьян. При этом убеждали, что в колхозе колхозники разуты, раздеты и голодают, что о колхозной хорошей жизни только много пишут и говорят. Вы признаёте эту антиколхозную контрреволюционную агитацию.

Ответ: Отрицаю. Такой контрреволюционной агитации не вёл.

Вопрос: В период посадочной компании огородних культур Вы проводили фашистскую и контрреволюционную агитацию. При этом восхваляли жизнь в фашистской Германии, убеждали, что советская власть погибнет, и что лучше жизнь может быть только при фашизме, а также дискридитировали советскую власть и её руководителей. Вы признаёте эту к-р антисоветскую агитацию?

Ответ: Нет, не признаю. Такой агитации не проводил.

Вопрос: Обвиняемый Ледовских, приведённые факты убеждают Вас достаточно, что Вы достаточно обличаетесь в антисоветской агитации, намерены ли Вы после этого давать чистосердечное признание?

Ответ: даю чистосердечное показание, что никакой контрреволюционной агитации не занимался.

Вопрос: Признаёте Вы себя виновным в предъявленном Вам обвинении по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР?

Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.

Подпись

Из Агентурных сведений мы узнаём следующее:

СООБЩЕНИЕ с/с «ИВАНОВ» ОТ 31/07-33г.

Ледовских Павел Иванович псаломщик Солдатской слободы лет 35-ти, живёт в Борисоглебске… существует на доходы от церкви, человек без всякого образования, знакомства имеет очень мало, строит из себя человека глубоко религиозного, всё находится под влиянием Учамбрина и на всё смотрит его глазами5.

ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я, оперуполномоченный 4 отдела УГБ Борисоглебского Гор.отделения НКВД – Сержант госбез., рассмотрев 14 августа 1937 г. Следственное дело № 13532 по обвинению псаломщика Солдатской церкви Ледовских Павла Ивановича 1895 г. р., уроженца дер. Чащинские дворики Мучкапского р-на Воронежской области, проживающего в г. Борисоглебск, установил:

что он среди колхозников Солдатской слободы гор. Борисоглебска систематически распространял клевету против советской власти и её руководителей, восхвалял фашистский строй и сожалел о расстрелянных Зиновьеве и Каменеве и других врагов народа, распространял провокационные слухи о близкой гибели советской власти и о голоде в колхозах, т. е. Совершённое им преступление предусмотрено ст. 58 ч. 1 УК РСФСР, и поэтому

ПОСТАНОВИЛ

следственное дело № 13532 по обвинению Ледовских Павла Ивановича направить на рассмотрение Тройкой УНКВД по Воронежской области6.

Выписки из протокола
заседания тройки Управления НКВД по Воронежской области
20 августа 1937 г.
Дело Борисоглебского горотделения НКВД
по обвинению Ледовских Павла Ивановича, 1895 г.р., с. Чащинские дворики, Мучкапского р-на, Воронежской области, проживающего в г. Борисоглебске, служителя религиозного культа (псаломщика). До ареста псаломщика.

Обвиняется в том, что высказывал клевету против руководителей советской власти. Распространял провокационные слухи о голоде в колхозах и гибели Соввласти. Восхвалял фашизм.

Содержится в тюрьме г. Борисоглебска.

Ледовских Павла Ивановича заключить в исправтрудлагерь сроком на 10 лет, считая срок с 5 августа 1937 г 7 .

Павел Иванович и Акилина Фёдоровна Ледовских
Павел Иванович и Акилина Фёдоровна Ледовских

* * *

Павел Иванович отбывал наказание в лагерях НКВД по адресу ст. Ручьи Кировской ЖД п/я 105/4, а также по адресу: п\я 53/1 ст. Сама ж/д им. Кагановича Свердловской области.

Его жена Акилина Фёдоровна Ледовских обивала пороги, чтобы освободить мужа, но всё было тщетно. На её обращение в прокуратуру последовал отказ. Вот это обращение:

Воронежскому областному прокурору по надзору за органами НКВД
гр. проживающей в г. Борисоглебске Воронеж.
обл. ул. Карытина № 44
Акилины Фёдоровны Ледовских

Заявление

Прошу Вашего наблюдения за движением моего заявления по данном в спецчасти Управления НКВД по Воронежской области 14 мая с\г, заказным письмом по Вопросу о досрочном освобождении моего мужа Ледовских Павла Ивановича,

находящегося ныне в лагерях НКВД по адресу ст. Ручьи Кировской ЖД п/я 105/4, осуждённого тройкой нквд по Воронежской области в августе 1937 г. Как псаломщик по ст. … УК сроком на 10 лет. Прошу заинтересоваться биографией моего мужа, приложенной к указанному выше заявлению и Вы увидите, что ему был дан слишком велико.. сравнению с природными… а ведь он крестьянин самоучка псаломщик, я также крестьянка, прошу Вас товарищ прокурор уведомить меня о решении НКВД моему заявлению, адрес Ваш указан.

Подпись Ледовских А.Ф.

На вопрос следователю, в чём именно заключается моя контрреволюционная агитация, последовал ответ: «Агитировал среди масс как служитель культа, зная о том, что правительство ведёт борьбу с религией.»

Вероятно, по настоятельной её просьбе, а возможно, и своей волей Павел Иванович и сам обращался с заявлением о пересмотре дела. Сейчас нам доступен не весь его текст, но то, что возможно разобрать, достаточно красноречиво:

Прокурору Союза ССР
з/к Ледовских Павла И
Свердловская область , Серов-Окт р-н,ст. Сама
ж.-д. им. Кагановича

Заявление

… фактическим обстоятельствам моего дела я признан виновным в контрреволюционной агитации, что и вынуждает меня обратиться к Вам и просить Вашего… вмешательства о пересмотре моего дела… обстоятельства моего дела заключаются в следующем

органами НКВД Борисоглебского района Воронежской области, 5-го августа 1937 г. я заключён под стражу… мне предъявили обвинение контрреволюционную агитацию… я вёл контрреволюционную агитацию масс, о чём не имел и не имею представления. На вопрос следователю, в чём именно заключается моя контрреволюционная агитация, последовал ответ: «Агитировал среди масс как служитель культа, зная о том, что правительство ведёт борьбу с религией. Буд-то бы я восхвалял Германию в смысле лучшей жизни, чем в СССР, срывал полевую компанию, почему в плоть до ареста не отказался от службы в церкви. Это… не отвечает своему требованию, т. к. контрреволюционной агитацией я никогда и нигде не занимался, и следователь ни единым актом или доказательством не подтвердил его. Что и не может быть подтверждено кем-то, т. к. подобного… ничего не было…

Чувствую свою невиновность – у меня создаётся мнение, что меня арестовали только потому, что я являюсь служителем культа псаломщиком. В отношении последнего я не имею слов для оправдания, т. к. псаломщиком я служил с 1924 г. по день ареста, то есть по 5 августа 1937 г. Из вышеизложенного явствует, что предъявляемые мне обвинения абсолютно голословной форме, без конкретизации, послужили основанием для Тройки НКВД для вынесения приговора к заключению меня к 10 годам ИТЛ, что является прямым нарушением статьи процессуального кодекса, так как служба в церкви не является основанием моего заключения, а перечисленные выше обвинения не отвечает действительности, проверка моего дела установила бы действительность следственного материала. Исходя из выше изложенного прошу рассмотреть моё дело и вернуть мне самое драгоценнейшее для жизни волю-свободу и освободить из-под стражи.

18.01.1940 Ледовских».

Но и это не дало положительного результата.

Отец Павел Ледовских в последние годы жизни
Отец Павел Ледовских в последние годы жизни

* * *

Судьбу заключённого изменило лишь изменение политики государства в отношении Русской православной церкви: Павел Иванович был досрочно освобождён в 1943 году. Дальнейший путь его (в отличие от судьбы большинства других священно- и церковнослужителей, пострадавших от репрессий) нам известен.

Здоровье его было серьёзно расстроено, и он не мог сразу приступить к служению. Лишь в 1945 году по благословению епископа Курского Питирима, временно управляющего Воронежской епархией, диакон Павел Ледовских был назначен псаломщиком Знаменской церкви Борисоглебска, а спустя год определён штатным диаконом того же храма.

В 1957 году диакон Павел Ледовских был рукоположен в сан священника и продолжил служение в Знаменском храме Борисоглебска.

В 1961 году, в разгар хрущёвских гонений, из-за преследования со стороны местных властей иерей Павел Ледовских был вынужден уйти за штат, однако продолжил служить в Покровском храме села Малая Грибановка. С 1967 года отец Павел уже в качестве штатного клирика служил в селе Алёшки Терновского района.

В 1985 году, достигнув 90-летнего возраста, протоиерей Павел Ледовских вновь ушёл за штат и решил принять монашеский постриг. Постриг состоялся 17 октября 1985 года: подвижник при наречении сохранил имя Павел – на этот раз в память преподобного Павла Препростого.

Иеромонах Павел (Ледовских) отошёл ко Господу 27 июля 1987 года в возрасте 92 лет.

Анна Самсонова
Благодарим Юрия Медведева, внука иером. Павла (Ледовских), за предоставленные фотографии

————

1 «Последний священник храма» – это проект, в котором планируется рассказать о священниках, служивших в храмах Воронежской епархии в годы гонений советской власти на Русскую церковь. Основой проекта являются материалы архивно-следственных дел архива политической истории Воронежской области. Некоторые из подготовленных в рамках этого проекта статей публиковались в «Кифе» № 12 (280), декабрь 2021 года, № 5 (285), май 2022 года, № 10 (290), октябрь 2022 года.

2 Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области (ГАОПИ ВО). Ф. 9353. Оп. 2. П-22378-А

3 В заявлении указывается, что к 1930-м годам брат Иван был военнослужащим, Анастасия и Анна – женами рабочих.

4 Там же. С. 7 с оборотом, 8. Здесь и далее орфография документов сохранена.

5 Там же. С. 15.

6 Там же. С. 17.

7 Там же. С. 19.

Кифа № 1 (293), январь 2023 года