Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Будут новые лица, и отец Иоанн Крестьянкин будет креститься и меня причащать»: поэзия андеграунда в поисках Церкви

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

«Церковь не в брёвнах, а в рёбрах», – гласит русская пословица. Но именно верующих людей в поэзии, в том числе в андеграунде 1960–1980 гг., о котором пойдёт ниже речь, крайне мало. Живописания или оплакивания святых мест, цитирования молитв и Писания, размышлений о смерти – достаточно. А народа Божьего в общении мало.

Почему? Возможных ответов на вопрос много. Но в каждом ответе останется сам вопрос – уж больно тема непростая. Да и мифологии хватает.

Вспомним, к примеру, стихотворение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья», умилительные строки о родной земле, кою «в рабском виде Царь небесный исходил благословляя». Вот, казалось бы, Церковь в её реальном воплощении: всмотримся – и умилимся.

Виктор Кривулин, один из лидеров ленинградского культурного подполья, в стихотворении «Край долготерпенья» всматривается – и ужасается: «Эти вечные бараки/ этот выброшенный этнос/ на ветер но как балакирь/ исповедующий бедность».

Тютчев даже не задаётся вопросом, почему «эти бедные селения» бедны. И какова ответственность элиты, куда входит и он, за эту нищету. Дистанция между эстетическим созерцанием и действием огромна, непреодолима. Модель спасения – каждое сословие отвечает перед Богом за свою сферу деятельности – не срабатывает в конкретных условиях. Представления надо менять. Так получается по Кривулину.

Сражается с мифологией Дмитрий Бобышев: «Аршином не измерить. Но – безменом:/ противовес – исконнейшая Русь;/ чека – Урал; а на плече безмерном/ висит пространства лесопустный груз,/ морозной беспредельностью укутан…/ – Боишься ли Сибири-то? – Боюсь./ В мешок таёжный сунь любую смуту,/ и – нет говорунов. И – тишина,/ понятная в оттенках лишь якуту:/ – Однако молчаливая страна». Поэт ходит вокруг стихотворения «Умом Россию не понять». Он размышляет над проклятием страны в советское время, думает о казнях и ссылках. Отсюда аллюзия к строчкам Мандельштама: «Запихай меня лучше как шапку в рукав/ Жаркой шубы сибирских степей».

Дмитрий Бобышев, Наталья Черных, Григорий Зобин, Василий Филиппов, Виктор Кривулин
Дмитрий Бобышев, Наталья Черных, Григорий Зобин, Василий Филиппов, Виктор Кривулин

Умом Россию, конечно, не понять. Но это утверждение не обязательно ведёт нас в область мифа. Разве можно понять умом США, Францию, Китай? И аршином общим эти страны тоже не измерить. Дело вовсе не в иррациональности, а в тесных обстоятельствах, из которых народ долгое время не может найти нормальный выход. Здесь, в тексте, надежда Тютчева рифмуется с безнадёжностью самого Бобышева.

* * *

Церковь в культурном подполье обозначена пунктирно. Авторы не показывают жизнь общины, её будни и праздники, молитвенную практику и историю повседневности. Церковь выстраивается благодаря связке между мирянином и его духовным отцом. Поэты играют роль простых прихожан, которые устремляются к местам церковной сборки: едут к старцам и духовникам.

Вот Григорий Зобин рассказывает о последней общей встрече 5 августа 1990 года общины с о. Александром Менем: «Тихо идёт беседа/ Дерево, словно птица,/ Мягко стучит в окно». Но никакого «мы» не возникает. Поэт помнит только свои переживания, пишет только о них: «Вы удаляетесь в белой своей одежде.// Что нам осталось сказать друг другу? Вы всё ещё возле,/ И на зубах хрустит вечернего яблока мякоть».

Никакого «мы» не появляется и у Василия Филиппова, который собирается в очередную поездку в Псково-Печерский монастырь: «Будут новые лица,/ И отец Иоанн Крестьянкин будет креститься/ И меня причащать/ Опять и опять». Из этого монолога, между прочим, ясно, что старец наставлял своих духовных чад приобщаться не один раз в году.

А вот Наталья Черных едет к архимандриту Кириллу (Павлову) в Переделкино, сидит в знаменитой «крестильной»: «Мы ждали здесь, случается, часами/ Писали письма у зелёной двери,/ взволнованными пели голосами./ А он уже так редко выходил!/ Впрочем, как теперь, “отец Кирилл”./ На голову клал ручку правую, вот эту./ Мальчишкам раздавал конфеты./ Нам было странно и приятно, что мы паства./ Но был весёлый дух – дух братства».

Реальность, которую описывает Черных, вплетена в историю спасения, историю народа Божия. Смысл здесь живёт и в конкретистском жесте: «ручку правую, вот эту». И в ритмических поворотах, неотделимых от содержания. И даже в трюизме: «Хочу простить, и Бог меня простит». Но реальных людей всё равно не хватает.

Юрий Кублановский, Александр Солодовников, Евгений Шешолин, Александр Величанский
Юрий Кублановский, Александр Солодовников, Евгений Шешолин, Александр Величанский

И всё же, описывая свои встречи, авторы иногда о них говорят. К примеру, Юрий Кублановский, приехавший в действующую Почаевскую лавру, наблюдает: «Иноки споро пошли/ трапезовать у стола». Мы слышим речь: «монашек смертью близкою/ пугает, улыбаясь, нас».

Подробно рассказано о насельниках разве что в цикле Александра Величанского «Псково-Печерский монастырь в марте 1969 года». Настоятель о. Александр не глядит «полной глубиною глаз своих», а «щурится вполсилы». Автор обращает внимание на его усмешку: «он шутил над нашею мирскою/ дурью как родитель благодушный/ над ребячьей шалостью пошутит, не соря суровостью напрасно». Звонарь Алексей-заика «пред своею звонницей воскресной,/ как Давид пред скиниею, скачет». Певчий Питирим «пел в Александринке/ он при Александре/ III-м. Тенором он пел/ превысоким». Дьякон, «с коим снег мы вывозили», «засыпал, санями правя – так что/ раз уж чуть мы не перевернулись».

Величанский касается и духовной жизни. Он живёт вместе с двумя послушниками. Один «во храме станет так,/ чтоб отец заметил всяк». Другой «намеренно безлик», ночью «он легко и осторожно/ поднимается к распятью,/ молится почти безмолвно,/ но как дневные труды, словеса его упорны/ бескорыстны и тверды».

Не всегда духовными наставниками были люди в рясах. Порой ими оказывались миряне. Об одном из них, Н.Е. Пестове, написал стихи Александр Солодовников, входивший в организованный им кружок: «С тех пор, как узнал я его окно/ И вошёл в его кабинет,/ Глазам по-другому смотреть дано,/ Через стены чувствуя свет./ И стали моим открываться глазам,/ По разным местам, по разным углам/ Радости неожиданные,/ Превращенья невиданные».

Как мы видим, поэты активно встроены в дихотомию «мирянин – духовник». Они рассказывают о том, что им открывается, чему они становятся свидетелями. Иногда авторы проповедуют – самым неожиданным образом. Такая проповедь не обязательно звучит в лоб. Требуется определённая смекалка, чтобы обойти цензуру и постучать в сердце.

Её проявил Евгений Шешолин. В 1983 году молодой учитель географии и биологии опубликовал в комсомольской газете Пскова стихотворение «Весеннее»:

Хрупкими льдами упали недели,
Рухнули шапки черёмух апреля,
И распахнулась зелёная даль;
Синее небо на землю спустилось,
Тоненькой веточкой сердце забилось, –
Осенью вспомнится, осенью – жаль.

Снова порывистым криком грачиным
Вычерчен город по веским причинам
Общей с ожившей землёй суеты.

Скоро на платье душистом и тонком
Крошка-весна нарисует спросонку
Редкие, крупные яблонь цветы.

Ей даже мы удались, как растенья, –
С еле заметным друг к другу движеньем.

После публикации разразился скандал. В связи с чем? Предлагаю читателям самим найти ответ. Дам только одну подсказку: акростих.

Борис Колымагин

Кифа № 5 (297), май 2023 года