Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Братский помянник (май)

Друзья, мы напоминаем, что полные тексты о жизни братчиков и общинников вы можете читать в мобильном приложении «Православное богослужение на русском языке», а на страницах «Кифы» мы публикуем рассказы о жизни тех братьев и сестёр, с кем в прошлые годы вас не знакомили. Для вашей молитвенной памяти мы также приводим полный список братчиков, отошедших ко Господу в мае, добавляя к имени лишь упоминание братства, в которое они входили или с которым были так или иначе связаны.

1 мая мы вспоминаем Петра Васильевича Дмитриева (?–1971). Вместе с супругой Лидией Александровной (урождённой Мейер) Пётр Васильевич был активным участником петроградского Александро-Невского братства. В 1920-е годы они участвовали в братских богослужениях в киновии Александро-Невской лавры. Были дружны ещё с одним членом Александро-Невского братства митрополитом Иоанном (Вендландом), часто бывали у него в гостях в Ярославле.

7 мая свой земной путь завершил Никита Алексеевич Струве (1931–2016), всю свою жизнь служивший сохранению и возрождению подлинной России. Будучи почти полвека директором издательства «YMCA-Press» и главным редактором журнала «Вестник Русского христианского движения», а в 1991 г. открывший и в России издательство «Русский путь», Никита Алексеевич способствовал передаче духовного наследия, которое хранила и умножала русская эмиграция, а также распространению того, что рождалось в России и в советское время с трудом прорывалось сквозь «железный занавес». Был активным членом Русского студенческого христианского движения (РСХД). Никита Алексеевич много лет был искренним и верным другом Преображенского братства и его основателя священника Георгия Кочеткова, входил в Попечительский совет Свято-Филаретовского института.

22 мая почила Мария Аркадьевна Верещагина (1903–1978), Маруся, дочь священнослужителя из села под Вяткой. Она получила высшее техническое образование в Санкт-Петербурге, как говорила Екатерина Ивановна Пикина, «на инженера по измерению высоких температур». В начале 1930-х годов присоединилась к Трудовому братству епископа Макария (Опоцкого), о котором узнала от Марии Николаевны Александровой. Работала лаборантом на Новгородском хлебокомбинате. В 1937 году была арестована и осуждена на 10 лет лагерей. Поддерживала общение с сёстрами до конца жизни. В последние годы жила при Пюхтицком монастыре.

24 мая отошла ко Господу Елена Константиновна Козловская (1898–1980), дворянка по происхождению, выпускница Екатерининской женской гимназии, входила в общину о. Иоанна Егорова в Петрограде, а после её распада в группу «византийцы», где старшей была Мария Николаевна Александрова. В начале 1930-х годов присоединилась к братству епископа Макария (Опоцкого). Жила вместе с сёстрами в Новгороде, работала счетоводом. В 1937 году была арестована. Содержалась в одной камере с Марией Николаевной Александровой, которую расстреляли, о чём Елена Константиновна так до конца жизни и не узнала. Сохранилась поздравительная открытка Екатерине и Марии Пикиным 1968 года, где она пишет, что «в сегодняшнюю ночь ровно 31 год тому назад отправила дорогую Машеньку в неизвестность». Елена Константиновна была приговорена к 10 годам лагерей. В 1941 году администрация лагеря ходатайствовала о её досрочном освобождении, однако срок ей сократили всего на 6 месяцев и на свободу она вышла только летом 1947 года. В 1950 году вновь была арестована по тому же самому обвинению и сослана в Казахстан. В 1957 году реабилитирована. Жила в Ленинграде, до конца жизни поддерживала тесное общения с сёстрами из братства. Племянник Екатерины Ивановны Пикиной, писатель Александр Евгеньевич Брагин, который часто останавливался у Елены Константиновны во время приездов в Ленинград, рассказывал, что будучи юношей, советовался с Еленой Константиновной по разным, иногда очень сложным вопросам, очень ей доверял.

30 мая отошёл ко Господу архиепископ Иоанн (в миру – князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) (1902–1989), всю свою жизнь посвятивший благовестническому, миссионерскому, просветительскому служению, используя все возможные средства (личное попечение о прихожанах, проповеди, миссионерские поездки, лекции, выступления на радио, литературный труд, издательскую деятельность). Он много размышлял о «белом иночестве» как о возможном на любом месте ином по отношению к миру сему «общехристианском состоянии в эпоху распада мирской христианской культуры».

31 мая отошла ко Господу сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер) (1898–1988), духовная дочь протоиерея Сергия Булгакова и впоследствии протоиерея Александра Меня. Её иконописные работы при соответствии принятым канонам несли в себе дух подлинной свободы и веры. В письмах сестры Иоанны, опубликованных, в частности, Свято-Филаретовским институтом в книге «Богу шоры не нужны», описывается борьба человека с искушением утраты веры, особенно веры в Церковь, которое характерно для ХХ и ХХI века.

31 мая (18 мая по ст.ст.) почил архимандрит Макарий (Глухарёв) (1792–1847) – основатель Алтайской духовной миссии, успешно проповедовавший Христа местным язычникам. Ученик будущего митр. Филарета (Дроздова), старца Ливерия – ученика прп. Паисия (Величковского), старцев Глинской пустыни арх. Макарий считал необычайно важным для миссии качество личной жизни миссионеров по Евангелию, братские отношениями между ними, что было сразу закреплено в правилах жизни Миссии. Это наряду с переводами текстов Священного писания и богослужения на русский и местные языки определяло успех христианского свидетельства и дальнейшего воцерковления новообращённых.

Архимандрит Макарий (Глухарёв)
Архимандрит Макарий (Глухарёв)

Рубрику ведёт Анастасия Наконечная,

благодарим за помощь Татьяну Тыртыш и Александру Буданову

Кифа № 5 (273), май 2021 года