В декабре в братский помянник входит более 20 имён. В течение нескольких лет мы ведём эту рубрику и в этот раз хотим более подробно рассказать об известных нам фактах из жизни членов Трудового братства вл. Макария (Опоцкого). Благодарим исследователя Александру Буданову за предоставленные материалы и фотографии.
1 декабря приняла мученическую кончину Аполлинария Ивановна Домакова (1886–1938). Аполлинария Ивановна родилась в деревне Панькино Череповецкого района. Имела образование 2 класса. В братство епископа Макария (Опоцкого) вступила вместе с дочерью Александрой и племянницей Лидией. Проживая с братством в Новгороде, работала в артели инвалидов «Красный труд». 18 июня 1938 г. была арестована, умерла во время следствия. Похоронена на Петровском кладбище в Великом Новгороде.
* * *
2 декабря 1937 года были расстреляны в Новгороде четыре члена Трудового братства, основанного епископом-катехизатором Макарием (Опоцким): священник Василий Александрович Козлов, Пётр Алексеевич Беляев, Иван Кириллович Пикин и Мария Николаевна Александрова.
Пётр Алексеевич Беляев (1893–1937) родился в деревне Панькино под Череповцом. Переехал вместе с семьёй в Новгород вслед за епископом Макарием (Опоцким). Работал сапожником.
Священник Василий Александрович Козлов (1889–1937) – двоюродный брат Петра Беляева. Дочь Ивана Пикина – Екатерина – рассказывала, что незадолго до ареста он был тайно рукоположен владыкой Макарием.
Иван Кириллович Пикин (1891–1937) – один из ближайших помощников владыки Макария. Он родился в селе Шухободь под Череповцом, имел крепкое хозяйство, учился сыроварению у Н.В. Верещагина. С епископом Макарием познакомился в 1929 году вскоре после смерти своей жены. Вместе с тремя дочерьми Анной, Екатериной и Марией уехал за владыкой в Новгород, оставив всё имущество колхозу. В Новгороде работал на железной дороге и на бензозаправочной колонке. Был арестован в 1933 году. На одном из допросов прямо сказал, что готов пострадать за Христа. Вновь арестован в 1937 г.
Мария Николаевна Александрова (1892–1937) – единственная женщина среди расстрелянных в этот день братчиков. Мария Николаевна происходила из дворянской семьи. Ранее входила в общину священника Иоанна (Егорова) в Ленинграде. В 1920-х годах община прекратила своё существование и распалась на несколько маленьких групп. Одна из этих групп, называвшаяся «византийцы» и состоявшая из нескольких женщин, жила в доме Марии Николаевны. Во время своей поездки в Новгород в конце 1920-х годов Мария Николаевна познакомилась с епископом Макарием и через некоторое время вошла в братство. Вслед за ней в братство вступили ещё несколько сестёр из общины о. Иоанна (Егорова). В 1933 году Мария Николаевна была сослана в казахский посёлок Хобда, где жила с двумя сёстрами из братства. Вернувшись из ссылки, была старшей в братской общине сестёр в Новгороде в 1936–1937 годах, пользовалась большим уважением. После ареста в 1937 году безупречно держалась на допросах, не позволяя называть братство «антисоветской сектой». Единственная из всех арестованных братчиков вовсе не признала свою вину.

* * *
2 декабря отошла ко Господу Валентина Михайловна Лебедева (1891–?). В 1931–1934 гг. и летом – осенью 1937 года была старшей в братстве вл. Макария (Опоцкого) в Галиче. В её доме по ул. Свердлова, 20 с 1928 по 1937 год жило небольшое галичское братство. Была арестована в 1937 году, приговорена к 8 годам ИТЛ, в 1949 году вновь арестована по тому же обвинению, отправлена в ссылку в Казахстан, освобождена в 1954 году.
* * *
3 декабря был расстрелян в Сандармохе священник Анатолий Жураковский (1897–1937). Исповедник веры, основатель православной общины и руководитель братства во имя Иисуса Сладчайшего (после кончины его главы архимандрита Спиридона (Кислякова)), отец Анатолий со всей любовью собирал церковь Божию, в том числе и через свои письма братьям и сёстрам из заключения. Сегодня мы можем читать его проповеди, эссе «Иуда», работу «Литургический канон теперь и прежде», удивляясь силе его веры и надежды, которой он делился со своими друзьями во Христе, казалось бы, в самые безнадёжные времена.

* * *
4 декабря отошёл ко Господу протопресвитер Николай Афанасьев (1893–1966). Отец Николай Афанасьев ввёл в сферу богословских размышлений ХХ в. тему евхаристической экклезиологии в противовес наиболее распространённой поместно-приходской модели устройства церкви. Также он подчёркивал значение служения мирян в церкви. Труды отца Николая вдохновили на развитие его идей отца Александра Шмемана, митр. Иоанна (Зизиуласа), Петроса Василиадиса и др.
В 2017 году Свято-Филаретовский институт провёл конференцию, посвящённую евхаристической экклезиологии отца Николая и разработке проблем её применения в жизни церкви.

* * *
8 декабря был расстрелян священник Павел Флоренский (1882–1937). Известный мыслитель отец Павел Флоренский несколько лет был тесно связан с жизнью общины сестёр милосердия российского общества Красного Креста в Сергиевом Посаде. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна в 1912 г. специально пригласила отца Павла быть духовником этой общины. Настоятелем храма при общине он служил десять лет, пока в 1922 году её не закрыли большевики. Говоря об участии мирян в деле церковного строительства, отец Павел называл необходимыми качествами церковности преданность святой Церкви, образованность и бескорыстие.

* * *
10 декабря завершила свой земной путь Екатерина Степановна Беляева (†1969) – жена Петра Алексеевича Беляева, расстрелянного в 1937 году за членство в Трудовом братстве вл. Макария (Опоцкого). Екатерина Степановна вступила в Братство вместе с дочерью Марией и оставалась верной братскому пути до конца своих дней.

* * *
13 декабря отошла ко Господу Александра Алексеевна Волкова (1888–1980). Александра входила в тайную иноческую общину Александро-Невского братства, проживавшую в Старом Петергофе под духовным руководством игумена Варсонофия (Верёвкина). После разгрома общины в 1932 году жила в Ленинграде, до последних дней была усердной прихожанкой Николо-Богоявленского собора.
13 декабря почил протопресвитер Александр Шмеман (1921–1983). Отец Александр в своих трудах работал над раскрытием смысла евхаристической экклезиологии. Будучи деканом Свято-Владимирской семинарии в Америке, он издал десятки книг, посвящённых литургическому служению. Одной из наиболее значимых его книг стало посмертное издание его дневников, в которых помимо евхаристической экклезиологии он говорит о важности качества церковного собрания. В частности, это выражено в его словах: «Ранние христиане: Тело Его на престоле, потому что Он среди них. Теперешние христиане: Христос тут, потому что Его Тело на престоле».

* * *
16 декабря отошла ко Господу Евгения Иосифовна Фалькевич (1904–1966). Евгения родилась в крестьянской семье. С 19 лет проживала в тайной иноческой общине Александро-Невского братства при Серафимовском храме в Старом Петергофе – помогала в храме, пела в сестринском хоре, для обеспечения жизни общины занималась кустарным промыслом. В 1932 году была арестована с другими сёстрами и духовным отцом общины игуменом Варсонофием (Верёвкиным). Через месяц её отпустили, что позволило ей встретить из лагеря больного отца Варсонофия и ухаживать за ним в Новгороде до его кончины. Похоронена на Петровском кладбище в Новгороде рядом с о. Варсонофием.
* * *
17 декабря были расстреляны три члена Александро-Невского братства: княжна Кира Ивановна Оболенская (1889–1937), Екатерина Андреевна Арская (1875–1937) и Алексей Иванович Правдин (1913–1937). Алексей Иванович был келейником архимандрита Льва (Егорова) и впервые проходил по делу братства в 1932 году. После 5 лет заключения в советском лагере он, как и сёстры Кира и Екатерина, поселился в Боровичах под Новгородом. Вместе с сёстрами и ещё почти 50 верующими проходил по делу о «контрреволюционной организации церковников», руководство которой было приписано епископу Гавриилу (Воеводину). Мученицы Кира Оболенская и Екатерина Арская причислены церковью к лику святых в 2003 году.

17 декабря завершил земной путь Иван Георгиевич Айвазов (1872–1964). Иван Георгиевич входил в правление Братства Воскресения Христова, основанного протоиереем Иоанном Восторговым. Братство существовало для подготовки священников с целью проповеди переселенцам, приезжавшим в Россию. После 1917 года пережил несколько арестов, три года провёл в ссылке. Потерял в результате конфискации свою богатую библиотеку. Умер в Павлограде под Днепропетровском.
* * *
18 декабря отошёл ко Господу протоиерей Василий Евдокимов (1903–1990). Начав свою духовную жизнь в московской маросейской общине, впоследствии будущий отец Василий входил в тайную общину вл. Афанасия (Сахарова) во Владимире, а священническое служение начал в Ташкентской епархии, приехав туда по приглашению о. Бориса (Холчева).
Он дважды был приговорён к заключению в советском лагере. По второму делу проходил вместе с о. Павлом Флоренским. Мужественно защищал церковь во время хрущёвских гонений, не допустив закрытие храма в Оше, а вместе с ним всего Южно-Киргизского благочиния. Последние годы жизни находился в Москве и от всего сердца ожидал, когда будет вновь открыт Маросейский храм. Это произошло за три дня до кончины исповедника веры. Отпевание о. Василия было проведено в его любимом храме на Маросейке.

* * *
19 декабря отошла ко Господу Феодосия Степановна Смирнова (†1947). Будучи членом братства еп. Макария (Опоцкого), Феодосия Степановна была автором тропаря, кондака и богослужения в память о владыке, а также его жизнеописания. В молодости Феодосия Степановна жила при монастыре и хорошо знала церковный устав и службу. Во время войны была интернирована в Германию, где тяжело заболела. Хозяева, у которых она работала, собирались её умертвить, однако передумали: другая работница родила и Феодосия Степановна присматривала за ребёнком, пока та ходила на работу. После войны здоровье Феодосии Степановны так и не восстановилось, и эта женщина взяла её жить к себе на Украину. Там Феодосия Степановна завершила свою земную жизнь. Незадолго до своей кончины она написала сёстрам письмо, в котором ставила вопрос, как правильно молиться за упокой владыки Макария, которого она призывала называть равноапостольным: «Он нёс главный христианский подвиг – это подвиг братолюбия и братотворения, и это подвиг Самого Христа и Апостолов, чрез который и открыл Христос дверь в Царство. А чрез несение им такого главного подвига мы тем более должны убедиться в своём веровании, что он теперь в Царстве славы Сынов Божиих, а поэтому мы можем, и будем молиться ему, как истинному о нас ходатаю о нашем достижении высшей своей цели… И я без сомнения думаю, родные, что вы не будете против».

* * *
21 декабря отошла ко Господу Варвара Сергеевна Зегжда(в девичестве Заспелова) (1905–1990). Сестра Варвара входила в Александро-Невское братство с первых дней его существования. Вместе со своей родной сестрой Анастасией после кончины матери духовно окормлялась у митр. Вениамина (Казанского), стараясь как можно чаще бывать на литургии в его Крестовом храме. Начиная с 1922 года, когда Анастасия вошла в тайную иноческую общину под руководством отца Варсонофия (Верёвкина), Варвара стала ездить на службу в Старый Петергоф. В братстве Варвара познакомилась со своим будущим мужем Андреем Зегждой. Один из их сыновей стал историком Братства.
* * *
24 декабря почил о Господе протоиерей Георгий Ивакин-Тревогин (1903–1980). Член маросейской общины, будущий священник 5 лет провёл в советском лагере. Рукоположился в 1954 году в Ташкентской епархии у епископа Ермогена (Голубева). После пыток в советской тюрьме сильно болел, однако со всем усердием совершал священническое служение. Был одним из лучших проповедников в епархии.

* * *
28 декабря завершила свой земной путь Екатерина Ивановна Пикина (1923–2012). Екатерина Ивановна с юных лет была хранительницей архива Трудового братства, основанного епископом-катехизатором Макарием (Опоцким), сумев сохранить его даже во время насильственной отправки её на работы в Германию во время Великой Отечественной войны. Екатерина Ивановна была рада к концу своей жизни познакомиться с паломниками из Преображенского братства, напутствовав их словами: «В братстве надо отдавать всё – и тогда обретёшь стократ больше!».

* * *
30 декабря завершила свой земной путь Елизавета Александровна Дранницына (1876–?) – член братства еп. Макария (Опоцкого). Елизавета Александровна происходила из дворян, её отец был до 1917 года членом окружного суда в Рязани, а муж – прокурором Череповца. Познакомилась с епископом Макарием в конце 1920-х годов в Новгороде. В 1933 году была арестована по делу «Трудового братства епископа Макария (Опоцкого)» и выслана из города. Поселилась в Галиче, где вошла в братство. Сохранилось очень тёплое письмо к ней еп. Макария на Рождество 1933 года, где он радуется тем изменениям, которые в ней произошли: что она перестала жалеть об оставленном в Новгороде доме, найдя опору во Христе. В 1936–1937 годах в оставленном ею доме в Новгороде жили 6 человек из Новгородского братства. Елизавета Александровна была арестована в 1937 году в Галиче и сослана на 5 лет в Казахстан.
Рубрику ведёт Анастасия Наконечная при поддержке Александры Будановой
Кифа № 12 (268), декабрь 2020 года