Тайна отношения двух миров в человеке и человечестве есть тайна Христа, тайна Его явления в этом мире. Явление Христа в мире и было единственной и неповторимой точкой прорыва самого Бога в этот природный мир. С этим прорывом несравнимы и несопоставимы все другие творческие прорывы, к которым применима категория множественности и повторяемости. В Христе полнота божества пребывает духовно и телесно. Но явление Христа не было явлением Царства Божьего на земле, в материальном мире. Оно было лишь обетованием Царства Божьего.
Н.А. Бердяев. Философия неравенства. Письмо четырнадцатое. О Царстве Божьем
* * *
Момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путём Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своём человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идёт вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал…
Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь её ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.
Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия…
Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живём, и что жить-то мы всё-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждём дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого!
Из проповеди митрополита Сурожского Антония (Блума). 19 января 1973 г.
* * *
Явление Бога во плоти, пришедшего спасти род человеческий, тесно связано с необходимой исторической подготовкой, необходимыми историческими условиями для этого.
Мир накануне пришествия Господа Иисуса Христа был полон ожидания, полон смятения, полон глубочайших противоречий, кризиса и необычайной опасности, угрожавшей всему человеческому обществу.
Непосредственно же накануне пришествия Господа Иисуса Христа, накануне появления христианства проходит жизнь и деятельность, и благовестие Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, человека, который пред Господом Иисусом как бы бежал, возвещая Его пришествие, как бы готовил Его пришествие. Проповедь его начиналась: «Покайтесь, ибо приблизилось для вас и вам Царствие Божие».
В чём же это Царствие Божие? В чём оно заключается? В первую очередь, в Покаянии. А что такое Покаяние? Мы привыкли к этому слову, оно стало у нас обиходным, обычным, и мы употребляем его очень легко и часто. Когда мы что-то плохое сделаем, мы говорим: «Надо покаяться», – т. е. признать, что это плохое и как бы выразить об этом сожаление. Между тем, вот то Царствие Божие, пришествие которого возвещал Предтеча, и вступление в которое необходимо было через покаяние, не заключалось в том, что Иоанн Предтеча призывал людей выразить сожаление о их греховной жизни и как бы раскаяться, признать это. Нет, нет. Покаяние, к которому он призывал, – это было радикальное, фундаментальное, полное изменение образа жизни, это было то, что по-гречески называется «метанойя». Это значит, изменение внутреннего содержания души человека, изменение мыслей, настроения человека, а отсюда и коренное, радикальное изменение образа его жизни. Это не есть просто сожаление, что кто-то сделал зло. Нет. Это призыв изменить сам образ жизни, только тогда приблизится Царствие Божие.
Дорогие братья и сёстры, в настоящее время мы живём в таких обстоятельствах, в таких условиях, в таком историческом периоде, который живо напоминает нам времена Иоанна Предтечи. Мир тоже в смятении, мир тоже бросается в разные стороны в поисках правды, мира, безопасности, благоденствия, справедливости. Мир тоже находится в глубоком кризисе. Люди ищут выход, люди ищут спасения, люди ищут того пути, который бы им обеспечил счастье, уверенность и чувство обретения истины.
Вот, дорогие братья и сёстры, мы с вами сейчас предтечи Господа Иисуса Христа, предтечи Евангелия Христова, мы сейчас как бы бежим перед Христом, возвещаем Его пришествие, возвещаем Его благую весть тем, кто не верует, кто не знает, кто отвергает, кто не принимает. Мы бежим, и мы как бы возвещаем о пути. Бежим и кричим, бежим и возвещаем это спасение.
И это, дорогие братья и сёстры, большая наша ответственность, но вместе с тем и невероятно большая задача наша.
Мы можем приготовить путь Господу в миллионы сердец, которые не знают Его, но приготовить не словами и не тем, что мы здесь только в церкви молимся, а приготовить жизнью нашей: в семье, на работе, среди других людей, с какими мы общаемся, где мы можем показать плоды, достойные покаяния, где мы можем быть настоящими предтечами Господа.
Из проповеди протопресвитера Виталия Борового. 19 января 1978 г.
* * *
Рождество Христово было воплощением, когда Он принял человеческое естество, человеческую природу от Приснодевы Марии, освящённую Духом Святым. Это было воплощение, но это ещё не был Христос. Да, Богомладенец, но ещё не Христос… Христом Он становится как раз в день Своего Крещения от Иоанна Крестителя. Рождество Христово, конечно, тоже Богоявление. Но тем не менее, это было только воплощение, вочеловечение Бога. А сейчас вочеловечившийся Бог становится тем, кем было предначертано стать Иисусу: Христом, Мессией, Спасителем! «Агнец, вземляй грехи мира» – это есть Богоявление.
Раньше Церковь связывала эти два праздника – Рождество Христово и Богоявление. Связывала потому, что Рождество есть тоже, конечно, явление Божие: вочеловечился Сын Божий, вочеловечилось Слово Божье, Второе Лицо Пресвятой Троицы. Конечно, но вот когда Богоявление становится полным, вот когда открывается, что этот Богочеловек есть Христос, Мессия, Спаситель мира, тот Самый, Который Себя приносит в жертву за грехи всего мира, всех людей, Искупитель и Спаситель наш! Это произошло как раз в Крещении. И именно об этом и сказал Иоанн Креститель, называя Его Агнцем, прозревая всё, что будет: и крест, и распятие…
Из слова в Неделю по Богоявлении протоиерея Всеволода Шпиллера. 21 января 1979 г.
Кифа № 1 (269), январь 2021 года