Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Когда говорят, что Церковь богочеловечна, – это не пустые слова

Члены Преображенского братства размышляют о Лазаревой субботе

Священник Георгий Кочетков

Священник Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства: Об этом празднике, очень важном для церкви, всегда говорят в контексте победы Жизни над Смертью, и я не первый говорю, что он связан и с духовным возрождением – как отдельного человека, так и общностей людей, вплоть до возрождения народа или церкви после тех или иных катастрофических времён.

Ведь кто такой Лазарь? Это один из ближайших друзей Христа, и о нём больше ничего в Евангелии не говорится. Не случайно Христос прослезился, узнав о смерти друга, и стремился пойти к нему, хотя тот уже умер и был погребён.

Этот сюжет в Евангелии посвящён особой милости Господней, когда уже, кажется, нет надежды. Не просто уснул кто-то, а люди говорят, что умер, и Христос воскрешает, поднимает с одра смертного человека. Такие случаи были и в Евангелии описаны. Но здесь прошло несколько дней, пока Христос добрался до гробницы, и Лазарь «уже смердел». Кажется, нет уже никаких надежд. А Христос обращается к Отцу Небесному, и Отец слышит Своего Сына и поднимает Лазаря с одра смертного. Причём поднимает так, как невозможно себе представить: ещё обвитого пеленами, как бы целиком скованного и не способного двигаться. И тем не менее он восстаёт. Это очень глубокий, пронзительный и очень актуальный для нашего времени сюжет.

Мы живём в катастрофическое время. XX век – век катастроф, особенно в России, для русской церкви, для русского народа. И мы не можем не думать о возрождении.

Воскрешение Лазаря. ок. 1497 г. Фрагмент иконы из праздничного яруса иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Воскрешение Лазаря. ок. 1497 г. Фрагмент иконы из праздничного яруса иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря

Мы живём в катастрофическое время. XX век – век катастроф, особенно в России, для русской церкви, для русского народа. И мы не можем не думать о возрождении. Да, мы хотим быть друзьями Христа. Уж насколько мы удостоимся этого, один Бог знает. Но мы хотим ими быть – даже не ради себя, а потому что видим, как люди страдают, как мучаются люди, которые ищут Бога, ищут ближнего и хотят проявить свою веру и любовь к Богу и ближнему, и часто не могут или не умеют.

Именно поэтому праздник Воскрешения Лазаря стал символическим праздником возрождения церкви и всех служений в ней. Мы должны готовить себя к служению Богу через служение церкви и своему народу, который прошёл через бесчеловечные страдания и мучения, через целый геноцид. И церковь, которая была почти уничтожена в советские времена и к нашему времени возрождена лишь частично, тоже вопиет к небу, чтобы Господь помог, чтобы воскресил. А что значит воскрешение? Это собирание живых сил. Сейчас это самое главное – собирать живые силы и в церкви, и в народе. Ну а потом уж и в социуме, и в культуре, где угодно. Наверняка кто-то об этом думает и молится – и что-то по мере своих скромных сил пытается делать. И я знаю таких людей. Их немного, но пусть это будут десятки, может быть, сотни, но всё-таки это не один, не два, не три. Они стараются как-то друг друга поддерживать, подчас стараются делиться опытом. И это очень важно.

Нам нужно, чтобы люди посвящали себя служению Богу и Церкви ради возрождения церкви и народа, своих самых близких и ближних. Конечно, хотелось бы, чтобы эта забота распространялась на весь мир, но это может сделать один Господь. (Он, собственно, это и сделал, только этот мир многого не увидел и не услышал.) Поэтому мы не хватаемся сразу за всё – потому что сил наших не хватит. Мы стараемся идти особым путём – не путём страха и лжи, не путём компромисса, как это часто было принято в XX веке, да и сейчас нередко бывает, и не путём некоего прямого протеста, когда кажется, что ты вышел на улицу, прокричал что-то, получил по голове и вот ты – герой. Нет, и те, и другие методы в наше время редко приводят к каким-то добрым результатам. Здесь нужно воззвать ко Господу, здесь нужно объединить живые силы, преодолеть внутренний страх. Здесь нужно жить во свете, учиться жить по вере во всех сторонах нашей жизни несмотря на все наши слабости, на всю нашу неподготовленность, несмотря ни на что. Поэтому праздник Воскрешения Лазаря мы всегда празднуем особо. Конечно, мы не кричим об этом, но для себя, для своего небольшого круга мы стараемся не пропускать этот праздник никогда. И тогда Господь помогает. Он собирает и делает то, чего мы не можем. Он радует даже тогда, когда не хватает наших сил, благоразумия, глубины, молитвы, дерзновения и смирения. Господь всё восполняет, и все наши ошибки исправляет, и ведёт нас по Своему пути. Он снова и снова призывает следовать за Ним так, чтобы мы могли и других людей призвать идти по этому пути.

Иногда по-человечески идти по нему бывает очень тяжело. Но мы твёрдо знаем: когда говорят, что Церковь богочеловечна, – это не пустые слова, и участие Господа в её жизни больше, чем участие отдельных людей. Мы желаем пережить этот радостный опыт всем, кто верит во Христа и хочет возрождения нашей церкви и нашего народа.

Дмитрий Сергеевич Гасак

Дмитрий Сергеевич Гасак, председатель Преображенского братства: В церковной традиции есть дни, которые я назвал бы особенно таинственными. Таким днём, например, является Духов день, понедельник после Пятидесятницы, или Собор Пресвятой Богородицы. Они редко празднуются торжественно, громко и находятся немного «в тени» больших праздников. И день Лазаревой субботы, хотя он и связан непосредственно с событиями, описанными в Евангелии, как мне представляется, относится к таким же прикровенным праздникам. Тем более, что сам евангельский сюжет, который вспоминается в это время, стоит в Евангелии особняком. С одной стороны, здесь приоткрывается тайна человечества Христа, ещё одна его сторона – в Его отношении к Его другу Лазарю. С другой, – воскрешение мёртвых – это предваряющее событие эсхатологического плана. Здесь важно вспомнить, что в богословской традиции различают воскресение и воскрешение. Не всегда этот нюанс улавливается людьми. А ведь традиция как раз подчёркивает различие между воскрешением Лазаря и Воскресением Спасителя.

Духовный, богословский и антропологический смысл этого воспоминания очень глубок. Тема богочеловеческого общения, любви Божьей и любви человеческой раскрывается очень масштабно. Воскрешение Иисусом Лазаря описано немного прикровенно: это не проповедь Христа перед большой аудиторией, а общение в кругу тех, кто знал Иисуса довольно близко. И замечательно, что в церковной традиции сохранился праздник, который позволяет вспомнить и об этом опыте христианской традиции, тем более накануне Страстной седмицы, накануне особых дней, посвящённых страданиям Христа.

Если же говорить о личном измерении этого праздника, то для меня он, конечно, связан с традицией Преображенского братства отмечать этот день встречей тех, кто имел и имеет опыт сугубого послушания. Ведь воскрешение Лазаря нередко понималось ещё и как символ, знак обетования воскресения человека и человечества, а значит и возрождения церкви. К нашей церкви, пережившей страшное время XX века, тема выхода из кромешной тьмы, восстания от смерти, когда тот, кого почитали умершим, выходит живым, потому что Господь не позволил ему остаться мёртвым, относится непосредственно. Мы верим, что врата ада не одолеют Церкви, и что бы ни было с ней в истории, она будет жива. Господь не даст ей умереть и погибнуть, как это и было обещано.

Господь живой, и Он действует сейчас, и сейчас меняет ситуацию. Это очень важно, в этом источник нашей надежды, указывающей путь.

Алексей Андреевич Наумов

Алексей Андреевич Наумов, президент благотворительного фонда «Жить вместе»: Исцеление четверодневного Лазаря, совершённое Христом, было абсолютно неслыханным действием. В Ветхом Завете были исцеления, но не такие – когда надежды уже нет и быть не может. В евангельском сюжете есть очень важный момент, когда Христос спрашивает: «Веруете, что он воскреснет?», и Марфа отвечает Ему: «Знаю, что воскреснет в последний день». И Господь говорит ей: «Я – воскресение», то есть Лазарь сейчас воскреснет1. И мне кажется, что в этом празднике есть такой очень важный для всех нас момент: что Господь действует сейчас. Это важно всем понять: Он живой, Он сейчас жив. Потому что очень многое направлено на то, чтобы вытеснить Его куда-то в историю, в музей, или наоборот – в будущее. Господь живой, и Он действует сейчас, и сейчас меняет ситуацию. Это очень важно, в этом источник нашей надежды, указывающей путь. И по-настоящему жить и менять что-то возможно, только опираясь на живого Христа, идя за Ним по этому пути. Этот праздник нам очень ясно об этом говорит и даёт надежду в условиях, когда её нет.

Сейчас такая ситуация, что, с одной стороны, разобщённости очень много, она растёт, и даже бывшие соратники расходятся. И это очень плохо. А с другой стороны, мы видим, что и обратный процесс набирает силу. Я недавно был на форуме некоммерческих организаций, где говорилось о трендах, тенденциях последнего года. И одна из тенденций, которую очень многие отмечали, – это направленность на партнёрство и солидарность. Те, кто ещё вчера конкурировал друг с другом и не был готов вместе что-то делать, например, исследовательские медицинские центры, производители лекарств сейчас поставлены в такую ситуацию, что понимают: они смогут помочь людям только если будут объединяться. И конечно, в этом большая надежда – в том, что кроме вектора «на распад» есть и вектор «на собирание». То же самое, я думаю, и в церкви происходит. Постепенно маленькие ручейки соединяются. Люди понимают, что внешний образ благочестия не достаточен, что это не меняет жизнь. Всё большее и большее количество людей хочет качества. В этом надежда моя.

Как это связано с праздником? Я думаю, что у нас есть во Христе надежда, которая сверх всякой надежды. И этот пример воскрешения говорит, что на Христа всегда можно опираться. И когда люди, делая хорошее дело, например, в социальной сфере, в каких-то образовательных проектах, в каких угодно, в просветительских, музейных хотят сделать что-то для других, хотят достигать качества, это очень здорово, но важно помнить, что без высшего качества, без явления жизни во Христе ты рискуешь, что всё это сгорит на самом деле. Не случайно много сотрудников некоммерческих организаций выгорает – их 67 процентов! Потому что нет этого основания. И воспоминание Лазаревой субботы возвращает нас к той надежде, которая единственная не постыжает никогда.

Марина Анатольевна Наумова

Марина Анатольевна Наумова, проректор по развитию Свято-Филаретовского института: Четверодневный Лазарь для всех людей – образ грядущего воскресения, уверение в том, что Господь может воскресить не просто умершего, а того, кого затронуло тление. Но этот праздник связан ещё и с верой в Церковь, в то, что врата ада её не одолеют. И даже если по видимости кажется, что она умирает – а такое в истории было всё-таки много раз, мы знаем, что многие церкви, поименованные в Апокалипсисе, перестали существовать, даже и некоторые Поместные церкви прекратили своё существование – Церковь Христова не может перестать существовать.

Почему в настоящий момент всем нам важно вспомнить о вере в Церковь? Потому что во время пандемии храмы были закрыты и многие люди, ассоциировавшие Церковь с храмом, приходом, структурой, после пандемии туда не вернулись. Сейчас многие об этом говорят, что церковь за время этого пандемийного испытания оскудела. И то, что происходит на Украине, где у Украинской православной церкви отбирают и оскверняют храмы, где они разрушаются в ходе боевых действий, для многих становится крушением мира. И связано это с тем, что люди церковь связывают прежде всего со зданием, структурой, организацией. Но наша Церковь «не в брёвнах, а в рёбрах», Церковь – это не структура, не организация и не здание, а живые духовные благодатные связи во Христе. Такую веру в Церковь и соответствующий ей опыт показал патриарх Тихон, призвавший в 1918 году создавать духовные союзы, а также новомученики и исповедники. Один из них, епископ Иннокентий Тихонов, очень точно написал своим духовным чадам: «Кажется, все Господь возьмёт на время или совсем от нас для того, чтобы мы восчувствовали не убор, не блеск, но самоё Тело, Самую Церковь, братское общение наше в благодати. Если оно сохранится, то всё может быть спасено, а если оно утратится, то и не будет благодати христианской жизни»2. И благодаря такой вере в Церковь как братский союз близких по вере людей выжила церковь наша и врата адовы не одолели её. Совершенно очевидно, что с окончанием Константиновского периода истории имперский характер церкви изживается, и она в настоящий момент, пребывая в секулярном мире, живущем языческими ценностями, как бы возвращается к первоистокам. Её жизнь ещё со времён гонений XX века всё более явственно возвращается к форме малых общин и братств, которые озабочены созиданием живых связей друг с другом, созиданием братолюбия и единения. Это очень важный процесс, и очевидно, что люди начинают обращаться к этому опыту и осознавать, что одним из главных даров Пятидесятницы является братское общение, единение, братолюбие, когда, как сказано в Деяниях, «было у них одно сердце и одна душа». Люди ищут такого качества отношений, чтобы было одно сердце и одна душа. Это очень важные процессы, они не очень, может быть, заметны взгляду, но они всё-таки в церкви совершаются. И в этом проявляется надежда на то, что и наша Русская церковь будет жива и врата адовы не одолеют её.

Я знаю людей, которые хотят воплотить это предвоскресение в жизни как можно полнее. Они стремятся жить в ощущении максимальной близости ко Христу, благодаря Его за то, что Он уже воздвиг их из духовно мёртвых. Они верят, что Он может восставить, восстановить и то, что в окружающей нас жизни, в том числе и в жизни церковной, казалось бы, несёт признаки тления.

Александр Михайлович Копировский

Александр Михайлович Копировский, заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института: Это наше предвоскресение. На иконе праздника написано не «Воскресение Лазаря», а «Воскрешение Лазаря». Потому что происшедшее с ним – ещё не само Воскресение. Но это то, что позволяет нам увереннее смотреть в будущее – ведь стало окончательно ясно, что Господь имеет силу, способную поднимать мёртвых. Не только тех, кто кажутся мёртвыми (наверное, не случайно перед воскрешением дочери Иаира Он сказал: «Девочка не умерла, но спит»). Про Лазаря сначала Он тоже так сказал: «Лазарь уснул, и Я иду разбудить его». Но когда ученики, поняв это слишком буквально, Ему сказали: «Если уснул, то выздоровеет», – Он прямо им ответил: «Лазарь умер, и Я иду его воскресить». А подойдя к гробнице, Он плакал, потому что более чем кто-либо другой ощущал реальность и тяжесть смерти.

Как Он Лазаря воскрешает – необъяснимо и непостижимо, и поэтому воскрешение очень сильно действует на окружающих. Но главное, это воскрешение – шаг к Воскресению, которого мы все ожидаем. И неслучайно воскрешение Лазаря в церковном календаре стоит непосредственно перед Пасхой, всего за 8 дней до неё (хотя по тексту Евангелия от Иоанна получается, что оно было несколько раньше), так и нужно.

Я знаю людей, которые хотят воплотить это предвоскресение в жизни как можно полнее. Они стремятся жить в ощущении максимальной близости ко Христу, благодаря Его за то, что Он уже воздвиг их из духовно мёртвых. Они верят, что Он может восставить, восстановить и то, что в окружающей нас жизни, в том числе и в жизни церковной, казалось бы, несёт признаки тления.

Поэтому они полностью посвящают свою жизнь Спасителю. Ведь Лазарь вряд ли после своего воскрешения побежал играть, гулять, веселиться. По преданию, он прожил ещё 30 лет и все эти годы посвятил служению Христу, в том числе – в качестве епископа Китийского (т. е. Кипрского). Тот, кто понимает, что его, уже смердевшего, подняли из могилы, кто ощутил новую жизнь, хотя бы и в старом теле, тот не может не посвятить свою жизнь служению Богу. Не обязательно менять её в смысле получения сана или перехода на работу в церковном учреждении. Но она изменится полностью внутренне, а значит, в большой степени, и внешне. Для меня праздник воскрешения Лазаря с этим прежде всего и связан – с предвоскресением, изменением жизни, служением.

Людмила Владимировна Комиссарова

Людмила Владимировна Комиссарова, председатель Свято-Макариевского малого православного братства: Для меня Лазарева суббота – это событие, прежде всего связанное с собиранием братства людей, особенно почитающих этот праздник. Это братство может стать надеждой для всей нашей церкви, если люди, входящие в него, будут не только думать сами о серьёзных вещах, но и говорить об этом братьям и сёстрам. Тяжёлые события в истории Руси в нормальном случае, в хорошем случае сопровождались призывами лучших церковных деятелей к покаянию народа и осмыслению своей жизни для того, чтобы народ мог возродиться, восстать, как восстал Лазарь. На мой взгляд, такого призыва, связанного с воскрешением и нашего народа, и нашей церкви, и каждого человека лично, сейчас очень не хватает.

————

1 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?

Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. (Ин 11:21–27)

2 Письма епископа Иннокентия из Архангельска (1922–1923 годы) // Зегжда С.А. Александро-Невское Братство : Добрым примером, житием и словом. [Наб. Челны] : Новости мира, 2009. С. 78.

Кифа № 3 (295), март 2023 года