Из материалов встречи священнослужителей и мирян «Община верных. Возможна ли она сегодня?»

О. Р.: Мне бы хотелось попытаться ответить на вопрос, возможна ли община верных сегодня с точки зрения веры, молитвы и практики жизни, попытаться раскрыть определение в этих трёх аспектах.
Реальное формирование такой неформальной, дружеской «общины верных» (мне кажется, она может быть только такой, потому что это какое-то тесное, дружеское единение в вере, в Господе, во Христе, в единстве видения церкви и в служении Богу и людям) связано с тем, что это пространство не представляет собой жёсткой иерархической вертикали. Это явление «сдружения», познания друг друга в Господе, приближения к человеку, желание одной жизни со многими людьми, прежде тебе незнакомыми, когда они вместе с тобой прошли какой-то путь, уверовали, вошли в практику христианской жизни, желая посвятить своё сердце, свою жизнь Богу в служении Богу и людям как верные христиане. Это должно быть так. Но на первых шагах выхода к формированию общины верных, к её рождению, возрождению, порождению в церкви мешает ложность каких-то установок в области веры (здесь я имею в виду веру не как свод догматов, а как некое видение, понимание Церкви, христианской жизни и т. д.)
В протестантском мире, как известно, есть формулы «sola scriptura» (только Писание), «sola fide» (только вера)… А у православных на самом деле тоже есть своё «соло» – «sola structura» (смех). То есть «вертикаль», которая сложилась в византийскую и поствизантийскую эпоху, в константиновскую эпоху огосударствления церкви, принимается за священную. И приходская структура, сложившаяся на текущий момент, считается священной. И помимо неё будто бы ничего невозможно, всё, что помимо неё, воспринимается как нечто вне церкви, потому что вне структуры. И даже священнику и верующим, стремящимся быть таковыми людям, очень сложно поверить, что церковная жизнь может быть разной. Она может быть в свободе, в любви, в единении. Она может быть совершенно не встроена в какую-то вертикаль, где всё всему подчиняется. И её единство со всей Церковью обеспечивается не административными способами, не иерархическим подчинением, и при этом оно действительно есть.
Мы обычно имеем в очень распространённом варианте приходской жизни отсутствие таинства общения. Общение осуществляется в усечённом виде, только в нескольких минутах на исповеди, или прихожане около подсвечника поделились своей жизнью. Это же ещё не общение вокруг Христа.
Это связано ещё с одним «соло» – «только литургические таинства». Вот ещё один постулат – неформальный (я имею в виду, не выраженный в вероучении, но тем не менее в практике жизни для многих людей непререкаемый). Представление о том, что спасение происходит через таинства и структуру, – это, конечно, определённого рода новшество в библейском, евангельском представлении о Церкви. Это некое усечение смысла. Выход за эту парадигму возможен и реально осуществляется тогда, когда, допустим, старший в церкви, священнослужитель, и просто верующие люди, прихожане, которые стремятся быть верными, осознают, что кроме литургических таинств в Церкви есть другие таинства: таинство веры, таинство жизни, таинство общения во Христе, таинство миссионерского служения, таинство оглашения, научения верных. Человек может это проживать как таинственное пространство, таинство явления смысла, любви, обновления духа, обновления жизни, покаяния. Это очень серьёзные вещи. Ведь мы обычно имеем в очень распространённом варианте приходской жизни отсутствие таинства общения. Общение осуществляется в усечённом виде, только в нескольких минутах на исповеди, или возможна на несколько минут личная беседа со священником, если у него есть время, или прихожане около подсвечника поделились своей жизнью. Это же ещё не общение вокруг Христа.
По сути, в эту область общения вокруг Христа необходим прорыв. Надо поверить, что существует область совершения таинства любви, общения, явления смысла, Божьего явления среди людей. Это целое дело – поверить в это и через практику увидеть, что это так. Нам часто не хватает этой веры и шагов по вере. Когда ты совершаешь шаги навстречу людям (как о. Александр замечательно говорил – «друг, я тоже христианин из плоти и крови»), ты начинаешь очень трезво оценивать тех людей, которые собрались, желая практиковать общую жизнь. Очень важно трезвенно понять их веру. Нельзя опираться только на то, что они уже окрещены, потому что мы не знаем, реально ли они уверовали, произошла ли живая встреча с Богом, не знаем, что с их верой как с внутренним опытом. Им можно позадавать вопросы, и пусть они задают вопросы. Можно свободно пообщаться вокруг Евангелия. На мой взгляд, они могут задавать любые вопросы, в том числе из догматики, но мне важно через эти вопросы понять, во что они верят, как они воспринимают Бога, как они жизнь с Ним воспринимают, какой у них опыт встречи с Ним…
И тут очень часто оказывается, что у них вера с налётом идеологии, вера просто в таинства, вера даже просто в структуру. Оказывается, что у них с верой не всё так хорошо, что им ещё нужно уверовать, что важно пройти ещё какое-то миссионерское поле вместе с ними, помочь им в этом, пройти с ними какой-то путь, чтобы увидеть, что они верующие. И второй момент очень важный – с ними надо всё-таки пройти ещё путь огласительный, научение жизни по вере, чтобы они не боялись задать себе и другим вопрос относительно качества их христианской жизни.
И действительно, часто оказывается (с чего бы это вдруг?), что эти люди практикуют временами смертные грехи и их уже не назовёшь верными христианами. И надо помочь им это преодолеть. Значит, надо с ними тоже какой-то путь пройти. У них это рабство есть, соответственно, они не могут Богу и людям служить в полноте, открыть Богу своё сердце. Это их беда. Им надо помочь справиться с ней, пройти путь узнавания жизни по заповедям, надо понять, что у них есть зоны идолослужения в жизни. И если действительно Господь ведёт этот процесс, тогда это происходит шаг за шагом. И тогда действительно возникает рождение некоего круга, общности людей, которые всё-таки сделали шаг по вере и освободились. Но у них должно ещё некоторое время происходить формирование понимания того, что христиане не могут быть не служащими, что ты призван послужить Богу и людям, что царственное священство – это значит, что ты призван не только сослужить, т. е. входить в пространство благодарения на литургии, но и призван свидетельствовать о вере, помогать научению других людей, молиться за их исцеление. Короче говоря, отдавать, являть, дарить эту любовь. Ты не можешь быть верным христианином, если этот вопрос у тебя не поставлен и не стал как-то решаться. Надо пройти этот путь шаг за шагом. Есть шаги веры, жизни и молитвы как живого богообщения и практики богообщения, как личной, так и общей. И тогда происходит чудо рождения общины верных – настоящего христианского общения, в котором ещё надо возрасти, укорениться, принимать друг друга, устояться, научиться практиковать эти дары любви друг к другу. На этом я хотел остановиться. Поставлю троеточие, но мне очень хотелось это обозначить.
Мы верим, что Господь даёт членам общины дар любви. И мы в общинах новомучеников, например у о. Сергия (Савельева), видим этот пример. Людям открылось: хочу быть открыт вот этим дорогим мне людям, я хочу с ними Христов путь пройти.
Марина Анатольевна Наумова: Мы говорим об общине верных. А в чём эта верность заключается? Кому, чему верность?
Г. О.: Если совсем кратко отвечать, то для меня верность в данном контексте – это совместная жизнь по вере.
О. Р.: Мне кажется, это очень хороший вопрос, потому что он многое здесь может выявить. Действительно, очень важно как-то увидеть, ухватить это качество верности Богу. На мой взгляд, оно может быть описано исходя из жизни и служения Христа, из того, что Он делал. Ведь Он же родоначальник и глава Церкви верных, и по сути являет Собой первого верного. А что Он делает как верный? Понятно, что для христиан всегда была важна Его верность Отцу даже до смерти, до креста, Его верность людям, их спасению, реализации божественного замысла о мире.
Как это практически может преломляться в жизни современных людей? Ты живёшь в каком-то городе или селении, и ты связан с какими-то людьми, не только с родными по крови. И ты понимаешь, что Бог очень хочет их спасти, Он хочет, чтобы они покаялись, узнали Его. Ты же хочешь этому послужить, ты хочешь, чтобы они тоже обрели Его, встретились с Ним, изменились, тоже вошли в Церковь верных.
Ещё один аспект, который многим понятен меньше первого, – это верность отношениям друг с другом. Тебя Господь соединил с другими людьми в Церкви; когда ты осознаешь, что ты в Церкви являешься её частью, и Господь начинает открывать тебе, а где, собственно, твоё место, с какими людьми, в каком служении, совместном действии, ты же понимаешь, что эти люди – они не функции. Ведь не только священник не функция (это действительно так), но и другие люди – это не просто приятели, с которыми ты вместе чай пьёшь, детьми занимаешься и ещё чем-нибудь.
Мы верим, что Господь даёт членам общины дар любви. И мы в общинах новомучеников, например, у о. Сергия (Савельева), видим этот пример. Людям открылось: хочу быть открыт вот этим дорогим мне людям внутри переживаемой мной Божьей любви и в отношениях с ними до конца жизни общины, я хочу с ними Христов путь пройти. Хотя люди сами по себе могут быть несовершенны и непостоянны, но я хочу быть верен Божьей любви, которая ведёт меня в отношения с ними, водительствует в этих отношениях. И мне кажется, это очень важное качество. Его очень не хватает в этом мире, потому что везде сквозят условность и временность отношений, а для Бога важно вечное измерение нашей любви, и Ему важно, чтобы мы были открыты Его водительству. И это может быть реализовано в христианской общине.
Кифа № 4 (320), апрель 2025 года