Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Воины в четвёртом поколении

Интервью с участниками молодёжного хора «Воинства Господня» (Румынская православная церковь)

Молодёжный хор «Воинства Господня»

О румынском православном движении «Воинство Господне», насчитывающем десятки тысяч участников, в России слышали немногие. И жаль – ведь это уникальное сообщество, существующее почти век, со своими традициями, о которых мне всегда хотелось узнать получше. С молодёжным хором Воинства мы встретились на Паисиевских чтениях в Ново-Нямецком монастыре, и мне сразу захотелось попросить молодых ребят и девушек рассказать мне об их жизни. Программа конференции была довольно плотной: приезд митрополита, выступления докладчиков из разных стран, ежедневная молитва, общение. Однако в последний день нашлось «окошко»: Инна Саулова, председатель православного братства во имя прп. Паисия Величковского, основного устроителя конференции, пригласила и хор, и меня на прощальный ужин. Это была настоящая братская трапеза – вкусная, обильная, а главное – насыщающая не только едой, а и беседой о том, что важно для всех присутствующих. Буду рада, если читатели разделят с нами это братское общение.

Мне очень хочется спросить: как живёт в «Воинстве» молодёжь?

В обществе есть законы, которые мы соблюдаем для того, чтобы всё происходило хорошо. Мы верим, что и в духовной жизни такие законы существуют. Если ты эти правила, эти законы Божьи соблюдаешь, применять их нужно не только в церковной ограде, но и вовне.

Потому, что бывает такая раздвоенная жизнь: человек в храм приходит, он там благочестивый, а вовне – живёт не по-Божески. Вот это мы и стараемся преодолевать. Чтобы было единство между тем, что человек знает, и тем, как он это исполняет в жизни.

Мы тоже люди, нормальные люди, со своими трудностями, искушениями, у каждого идёт своя духовная брань. И мы друг друга как-то укрепляем в мужестве. Мы пытаемся идти вместе.

С другой стороны, мы тоже люди, нормальные люди, со своими же трудностями, искушениями, у каждого идёт своя духовная брань. Мы сталкиваемся с теми же вещами, что и все. И мы друг друга как-то укрепляем в мужестве. Мы пытаемся идти вместе.

Именно молодёжь друг друга поддерживает или воины разных возрастов?

Это касается всех возрастов. От самого рождения все важные события в жизни человека: крещение, совершеннолетие, свадьба и так далее – всё это поводы для братского общения. Всё это проводят вместе, как раз не по-мирски, не с музыкой, алкоголем и в духе вечеринки, а как-то по-другому, через духовное общение, через песнопение, через молитву.

Вы все родились в «Воинстве»?

Почти все. Только одна из нас пришла позже, через дружеский круг.

Часто так бывает или редко?

Скажем так, бывает. Но извне приходят немногие, примерно один к десяти. На самом деле сейчас уже третье, если не четвёртое, поколение «воинское».

А сколько лет назад Вы пришли в братство?

21 год назад, ей сейчас тридцать четыре. (Смех.)

Ставите ли вы себе задачу помогать другим людям, которые не знают Бога, приходить, может быть, не обязательно в «Воинство», но к тому, чтобы их жизнь не разделялась на священное и профанное? Ставите вы перед собой задачу миссии или просто свидетельствуете своей жизнью?

И то, и другое можно сказать. Потому что это и в целом возвещение слова, и свидетельство жизнью, и приглашение в «Воинство». Когда живёшь в общине (в воинстве), это образ жизни, который так или иначе тебя определяет…

И который невозможно не заметить.

Конечно. Люди сразу это распознают. Прежде всего нас выдаёт язык принципиальности. То есть люди сразу по языку считывают, что это другой образ мышления. Ну и внешний вид тоже люди как-то распознают. Это такое стремление к благочестию, к скромности. Например, на встречах у нас есть негласное правило, но оно очень строго соблюдается, чтобы сестра всегда была с покрытой головой и в юбке. И в братский совет обычно входят только братья. Это из церковного уклада перешло. Воинство Господне в этом смысле не для того появилось, чтобы церковные законы как-то менять.

А ещё приходится учитывать женскую эмоциональность, сёстрам труднее бывает обсуждать межличностные и прочие организаторские проблемы. Брату легче умолчать и не выносить что-то из совета.

Молодежь «Воинства Господня»
Молодежь «Воинства Господня». Фото с официального сайта движения

Вы говорите, что встречаетесь друг с другом. А как часто проходят такие встречи?

В воскресенье утром мы идём в храм на Литургию. Обедаем каждый у себя дома. В 15-16 часов каждый раз собираемся на встречу до 19-20 часов.

Во вторник у нас Библейская школа. Понятно, людей поменьше, так как рабочий день.

По четвергам занятия с молодёжью по Священному Писанию.

Если на неделе выпадает какой-нибудь праздник, можем и в этот вечер собраться.

По пятницам молитвенная встреча.

По субботам занятия с самыми маленькими детьми.

Кто предлагает темы этих встреч?

По воскресеньям это обычно литургические чтения. Но необязательно. Если у кого-то есть какое-то вдохновение, он дома о чём-нибудь думал, он может предложить своё размышление. На библейских занятиях мы в начале года собираемся, составляем план на будущий год и уже дальше ему следуем. Берём, скажем, Евангелие от Иоанна и разбираем его пофрагментно, на каждой встрече.

Мы собираемся на дни памяти о. Иосифа Трифы, на какие-то важные события из истории Воинства. Тут поводов для встреч много. Любой повод – возможность встретиться. Есть и большие молодёжные встречи на всю страну раз в год.

А ещё помимо встреч, которые проходят в пределах одного города или селения, есть ещё регулярные ежегодные встречи на уровне уезда, района или всей страны. Мы собираемся на дни памяти о. Иосифа Трифы, на какие-то важные события из истории Воинства. Тут поводов для встреч много. Любой повод – возможность встретиться.

Есть и большие молодёжные встречи на всю страну раз в год.

Сколько человек входит в братство?

На самом деле очень трудно сказать точное число, потому что переписи не было никакой, нет реестров, списков… Каждый приходит добровольно. Приходит, кто хочет, остаётся, кто может. В диаспоре, когда румыны уезжают за границу, там тоже собираются члены «Воинства», иногда это общины по 300–400 человек. Когда-то в газетах, ещё у истоков Воинства, первые десятилетия писали о 100 тысячах человек.

Основатель движения о. Иосиф Трифа
Основатель движения о. Иосиф Трифа последние годы жизни вплоть до кончины пребывал под несправедливым запретом

Среди первых членов братства были ваши родственники? Отец Пимен мне сказал, что он член братства в четвёртом поколении.

Мой прадед, можно сказать, исповедником веры был, он претерпел заключение за свою веру, его уже в живых нету. Многим верным пришлось посидеть в тюрьме. Конечно, в те годы это было явно вне закона, за любое такое собрание, проповедь легко могли арестовать. Один из членов братства, Траян Дорз, провёл за решёткой в общей сложности больше семнадцати лет. И для государства как раз представители «Воинства Господня» считались более опасными врагами, чем, скажем, настоящие преступники.

При аресте конфисковывали имущество и книги в том числе. И если сейчас Воинство может собираться спокойно, есть своё помещение, где не нужно ни от кого прятаться, то в те годы гонений люди в квартирах у себя окна завешивали одеялами плотно-плотно, чтобы не было видно света, чтобы никак не могли узнать, что они встречаются.

К сожалению, в наши дни в некоторых богословских заведениях есть мнение о том, что всё-таки о. Иосиф был неким бунтовщиком. Есть люди, которые просто не хотят вникать и потому руководствуются стереотипами. Те, кто узнаёт Воинство поближе, меняют свою позицию, но есть те, кто убеждены, что только так, а не иначе, и поэтому им это даже не интересно. Как бы ты их ни убеждал, у них уже сформировалась своя позиция в отношении Воинства.

А в обществе вы встречаетесь с какой-то агрессией? У людей, которые с вами работают или учатся, есть ли какое-то неприятие вашего образа жизни, негативная реакция?

Конечно, такое бывает. Ну, это повсюду. Обычно называют как-то так: «со странностями», и ещё такое слово есть, его с насмешкой произносят, а буквально оно означает «покаявшийся». У этого слова есть своя история. Братья из предыдущих поколений, кто через всё это проходил, рассказывали, что как раз в ответ на такое уничижительное «покаявшийся» члены братства отвечали: «Я хотел бы на самом деле быть в подлинном смысле слова покаявшимся».

На самом деле это трудный вопрос. Мало кто знает как в той или иной ситуации правильно себя вести, чтобы, с одной стороны, не позволять себя втаптывать в пыль, с другой стороны, понимать, до каких границ разговор продолжать, где свидетельствовать, где молчать, тут всё очень творчески происходит.

Конечно, когда заходит речь о том, чтобы защищать истину Христову, ты понимаешь, что ты защищаешь, отстаиваешь. По крайней мере, нас так учили наши предшественники. Одно дело, когда тебя лично пытаются как-то унизить, оскорбить, и ты понимаешь, что где-то надо уметь это перетерпеть, не ответить на провокацию. А с другой стороны, когда идёт речь, чтобы истину Христову не дать попрать, тогда понимаешь, что надо твёрдо ответить, границу поставить. Есть ситуации, когда нужно защищать святыню и не закрывать глаза на её попрание.

Вы спрашивали о миссии. Из опыта истории Воинства в этом отношении люди-примеры – это братья, которые у самых истоков стояли. Они прямо ходили по разным трактирам, могли приходить куда-нибудь, свидетельствовать открыто, что называется, «граду и миру», и тем самым приводили много людей. И у этих братьев, наверное, была вера более крепкая, ну, и, наверное, люди того времени, может быть, легче воспринимали веру.

Беседовала Анастасия Наконечная

Фото: Анастасия Плетенская

Кифа № 2 (270), февраль 2021 года