Интервью с игуменом Димитрием (Рябцевым) (Коломна)
Отец Димитрий, Вы уже много лет являетесь священником, служите в храме. Расскажите нашим читателям: что Вас вдохновляет в церковной жизни?
К сожалению, на какое-то время я оказался выключенным из приходской жизни по состоянию здоровья, но постепенно начинаю выбираться. Мне интересно бывать в разных храмах. У меня даже появилась идея сделать табличку и записывать в неё свои наблюдения. Например, сегодня мы были в таком-то храме: начало во столько-то, то-то было до начала, потом каждение, возглас, продолжение. И так смотреть по чину – что было, чего не было. А потом можно вместе собраться и эти наблюдения сравнить. С точки зрения образования это, как мне кажется, полезная идея. Если кто-то не может учиться в Свято-Филаретовском институте – будет хороший материал для тех, кто захочет обсудить богослужебные особенности современной приходской службы.
Например, один раз служба шла в быстром темпе и когда закончился «Отче наш», была краткая проповедь настоятеля и сразу причастие – всё в бодром темпе. Это если не говорить о деталях. А в другой раз всё вроде бы то же самое, но там, где в предыдущий раз была проповедь, была настоящая общая исповедь где-то на полчаса. Это, конечно, хорошо, но если задуматься о смысле службы, причастия, то такая исповедь была бы замечательна до начала службы.
Да, после благодарения каяться сложно.
Обсуждая всё это, люди православные учились бы наблюдать, рассуждать и в итоге выбирать храм, куда идти, не по каким-то симпатиям, мол, этот батюшка нравится, а этот не нравится, а размышляя о том, где верующие могут действительно более полно включаться в богослужение. Я не отвергаю симпатию, но когда этот принцип преобладает и становится в центре собрания, то собрание чаще всего начинает раскалываться. Потому что одни утверждают, что этот батюшка очень-очень хороший, а другие говорят: есть и получше! А есть вещи, которые собирают собрание, сюмбалические действия (от греческого σύμβολον, символ, т. е. соединяющее). Они противостоят действиям диаболическим (от греческого διάβολος, клеветник) – разделяющим.
То есть Вас вдохновляет возможность собирания церковного народа через размышления над богослужением, через его внимательное изучение?
Да, конечно. И само разнообразие тоже вдохновляет. Но при этом: всё испытывайте, хорошего держитесь.
Что обнадёживающее с точки зрения возрождения церковной жизни происходит в Коломне?
У Бога для всех найдётся дело в любом месте. Это проверено на личном опыте в течение не одного десятка лет. Например, у нас проходит оглашение. Сколько лет оно уже идёт, а каждый раз какие-то открытия, потому что люди-то все разные, времена меняются. Одно дело – 1990-е годы, другое – 2000-е, а сейчас уже и 2010-е уже прошли, начались следующие.
Это большое дело, а бывают и совсем мелочи, которые тоже важно делать. Но если никто этого не замечает, берёшься и сам делаешь – самые простые вещи: зум организовать, видео записать. Можно, конечно, обойтись и без таких простых вещей, но они тоже бывают очень нужны. Поэтому я не очень понимаю, когда люди задаются вопросом: «А что же мне делать в церкви? Где же мне найти служение?» Ведь дел на самом деле полно. Просто надо повнимательнее посмотреть и не тянуть одеяло на себя. Такие вопросы могут возникать от некоторой расслабленности. Понятно, что у каждого и дела житейские, и возраст, и здоровье, и то, и сё. Но, с другой стороны, видишь, как люди не самые здоровые делают столько всего! Я довольно часто вспоминаю слова Владимира Марцинковского об одном из деятелей евангельского движения. Когда того спрашивали: «Как вы себя чувствуете?», он отвечал: «Всё лучше и лучше!»1.
Что Вы из своего многолетнего церковного опыта посоветуете людям, которые хотят, чтобы церковная жизнь была лучше?
Прежде всего, если человек ходит в храм, важно понять, с какой целью он это делает. Я сам проходил эти ступеньки постепенно. Одна задача может состоять в том, чтобы постараться максимально всё в своей жизни поставить на свои места, включая и храм. Например, какое-то время ходить в него утром и вечером ежедневно. Это я немного к своему опыту обращаюсь. Мне это казалось важным, и была такая возможность в своё время. Я практически год ходил в храм ежедневно. Иногда денёк отдохнёшь, потом приходишь, а всё уже вылетело из головы, надо заново вспоминать, что за чем идёт.
Или может быть целью не просто что-то делать, а понимать, что и зачем делаешь на богослужении, искать смысл, разбираться. Богослужение – это же закон церковных молитв, а в законе молитвы очень много важных вещей содержится не только для ума и сердца, но и для того, чтобы что-то конкретное делать. Один из самых важных критериев молитвы – её действенность, когда ты не просто испытываешь какие-то ощущения, а понимаешь, к какому действию молитва тебя побуждает, видишь в жизни её результат: меняется жизнь или всё на одном месте стоит. Дело в том, что если человек не научился молиться правильно, то молитва «замыливается», становится автоматической, механистичной. И это один из признаков того, что человек не живёт в актуальности, он как будто включил некий моторчик, и тот работает сам по себе, а человек уже меньше включается в происходящее, его в разные стороны тянет. У меня одно из образований – авиационное. Моя дипломная работа была посвящена вычислительным системам управления полётом. Так вот молитва – она будто гироскоп. Гироскоп фиксирует любое отклонение в полёте, любой крен, но при этом сам всегда находится в пространстве в одном и том же положении: всё вокруг меняется, а он как был, так и есть, не шелохнётся. Вот такой и наша молитва должна быть.
И личная, и общая?
Самое главное в храме – это не храм, а люди, которые в нём собираются, молятся. И это уже другой уровень молитвы, когда молишься не о своём, а об общем для всех. Тут должен быть баланс между личным благом и справедливостью. Эти два понятия должны быть в гармонии между собой. Этого надо достигать, и Бог подскажет средства эту гармонию найти.
Беседовала Анастасия Наконечная
Фото с сайта Преображенского братства
————
1 «Покойный И.С. Проханов, вдохновенный деятель и певец русского евангельского движения, слыл за “неисправимого оптимиста”. В дни тяжких испытаний на вопрос своих немецких друзей: “Как дела?” – он отвечал со своей неизменной детской улыбкой: “Immer besser! Immer besser!” (“Все лучше и лучше!”). Его так и прозвали: “Господин Иммер Бэссэр”. Однажды в Гессене, сидя за столом, он рассказал нам следующую народную притчу:
Две лягушки попали в горшок с молоком. Одна из них была пессимистка. Она тотчас же пала духом. “Видно, пришел мне конец”, – решила она и пошла ко дну. Другая же стала немедленно изо всех сил работать в молоке лапками. Работала, работала… и что же? Из молока образовался кусок масла, которое и всплыло на поверхность. Лягушка вскочила на него, а оттуда выпрыгнула на свободу.
“Она была оптимистка!” – закончил Иван Степанович и раскатился своим жизнерадостным, потрясающим, заразительным смехом, вовлекая в него всех присутствующих». Слово жизни. Марцинковский В.Ф. (1884–1971, христианский мыслитель, публицист, богослов и общественный деятель. Один из руководителей Российского студенческого христианского движения (РСХД) в Российской империи).