Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Спасительные повороты для братства

О покаянной практике в Трудовом Крестовоздвиженском братстве Н.Н. Неплюева1

О покаянной практике в Трудовом Крестовоздвиженском братстве Н.Н. Неплюева
Педагогический Совет Воздвиженской школы. Верхний ряд: И.С. Дикой, С.Н. Клюев, В.И. Иванов, нижний ряд: А.И. Ивченко, И.О. Кулиш, А.Н. Клюев, Н.Н. Неплюев, О.Е. Спановский-Чвертка, П.П. Дорофеев

Жизнь братства, описанная в отчётах, особенно анализ ошибок, связанных со злой волей человека, называется Н.Н. Неплюевым громкой всенародной исповедью, ценной для всего человечества, исповедью и живой совестью самого человечества, ведь братство, его созидание – это дело Божье. Отчёты нужны, чтобы настойчиво призывать грешников к покаянию, а праведники найдут утешение в сознании и исполнении братского долга. Свои отчёты, основанные как на личном опыте блюстителя, так и на хрониках братских семей, писем братчиков, Неплюев называет спасительными поворотами для братства, потому что благодаря их действенности братство очищалось. Становилось понятно, что нельзя заигрывать со злом и допускать его даже в малой доле, опрометчиво надеяться просто на добрую волю каждого. Нельзя допустить, чтобы ошибки не исправлялись и всё оставалось по-старому.

Отчёты открыто обсуждали на общем собрании и в братских семьях. Сразу появлялись те, кого вынесло за границы братства, кто начал их явно не принимать. Такой человек должен был или покаяться, или уйти. Были случаи настолько серьёзных проступков, что люди каялись перед всем братством, а не только на личной исповеди в храме. Для кого-то покаяние становилось признанием существования границ. Как результат родились правила жизни, и братство укрепилось. Причём эти правила не становились «бременами неудобоносимыми» в форме мелочной регламентации соблюдения членами братства каких-то постановлений. Это были рамки общего направления жизни с Богом и друг с другом.

Особенная роль в братском покаянии была у старших, в первую очередь у блюстителя – Н.Н. Неплюева, потом у старшин общин и членов старшего братского кружка школы2. Старшие именовались «живой совестью» и «избранниками». Каждый мог высказаться относительно служения старшего, но при этом не поддерживался произвол, т. к. основанием братских отношений является не просто любовь, а дисциплина любви. Старшие назывались богоносцами, не в том смысле, что стали святыми, а в том, что больше отказались от своеволия, созидая братство. В «Письме к священнику Иванову» Н.Н. Неплюев пишет, что пастырская забота об общинах, о качестве общей жизни братчиков – дело более трудное, чем забота об отдельных прихожанах, где прежде всего важно установить личные отношения с пасомыми. Так он возвращается к изначальной норме христианской жизни, апостольским принципам собирания Церкви, где пастырь – добрый, собирающий стадо, а его влияние заключается исключительно в нравственном примере любви Христовой.

Итак, за покаяние в братстве в целом отвечал блюститель и делал это прежде всего через свой личный пример и отчёты, которые обсуждались на общих собраниях. В них он говорил о направлении общей жизни, указывал на ошибки, которые нужно исправить. В этих отчётах обсуждались и жизнь школы, и жизнь братских семей.

В братских школах покаяние выражалось в еженедельном подведении итогов на общем собрании в субботнем круге. Здесь совершались попытки исправления недостатков: «выясняются коренные причины, благодаря которым развился тот или другой недостаток, выясняется подробно вред этого недостатка и способы избавиться от него… говорится о том, как то или другое может отразиться в будущем» 3 . Это, так же как и наказание, было путём к исправлению. Наказание было двух видов: отлучение от общества товарищей и внесение в чёрную книгу. Первое применялось крайне редко. Был случай, когда двоим ученикам дали возможность закончить образование в школе, но поселили их в гостинице, чтобы они не разрушали общий братский дух. Ежегодно писались характеристики старших братского кружка о младших. Они читались в присутствии блюстителя и всех членов кружка с любовью и уважением к конкретному человеку, «чтобы помочь ему очиститься от зла, окрепнуть в добре, возжечь святой огонь любви в душе своей, стать храмом Божиим, отвергнуться себя, принять на себя крест подвига любви, пойти вослед Христу и таким образом причаститься делу спасения и примириться с Богом и Церковью Его»4. В школе своевременно удаляли тех, кто упорен во зле, чтобы не было дурного влияния на остальных. Воспитанники не должны были участвовать в таинствах, если они оставались «самодовольными во зле, извиняя себя своим характером и бессилием духовно преобразиться».

В братских семьях (общинах) не допускались замечания в течение дня друг другу – не только словом, но и интонацией. Приветствовалось нравственное влияние своим личным примером. Например, были случаи, когда в одной семье были проблемы с трудолюбием и некоторые братчики, работая по ночам, подавали пример труда. Это выправило ситуацию. Другая семья осудила у себя легкомысленную болтливость и сплетни и решила с этим бороться. Подведение итогов, когда семья анализировала свою нравственную жизнь, не осуждая членов общины, но и не оправдывая зло и самодовольство, было минимум еженедельным. Находили и пути исправления. Например, в одной семье решили возобновить ежедневное чтение Священного писания на общих молитвах и еженедельные молитвенные собрания по пятницам. Всё это записывалось членами семьи и прочитывалось перед семьёй и старшиной. Хроники велись очень по-разному, иногда Н.Н. Неплюеву приходилось очень много говорить со старшими, чтобы они, наконец, записали в хронику порицание в тех или иных проступках. Призыв к покаянию был прямой задачей старшего, особенно когда это касалось проявлений зла по отношению к Богу и ближнему. Виновный и совиновники приносили покаяние перед собранием или лично перед пострадавшим, не оправдывая себя обстоятельствами или виной другого. Недопустимо было оставлять виновного нераскаянным, чтобы он не ожесточился против добра и не привык ко злу. Считалось, что он может объяснить обстоятельства дела, но не считая их оправданием. Особенно важно было остерегаться обвинять другого в своей вине, каждый отвечал за себя. Схема была евангельская: сначала старший делал замечание, потом несколько братчиков, и только если виновный деятельно не исправился, ситуация обсуждалась на общих собраниях братства. Но ответственность за семью была не только на её старшем, а и на ней самой. Семья также должна была в духе любви, но с настойчивостью воспитывать своих членов, вырабатывая добрые братские навыки. Одной семье Николай Николаевич предложил завести 2 тетради: одну для записи того, что нравится и что они находят желательным в деле братства и в нравственном, и в экономическом плане, вторую – для записей о том, что не нравится и нежелательно. Так каждому была дана возможность высказаться и убедить и всё братство, и свою семью.

В целом же ответственность за исправление жизни лежала на всём братстве. Н.Н. Неплюев добивался того, чтобы общебратское мнение стало на подобающую высоту и оказывало мощное нравственное воздействие на упорствующих.

Покаяние в целом заключалось в признании проступка и деятельном его исправлении.

Ксения-Оксана Кудряшова

————

1 В статье использованы материалы издания: Неплюев Н.Н. Отчёты блюстителя о жизни Трудового братства. Часть 1. Часть 2. М.: Межрегиональная общественная организация «Культурно-просветительский центр “Преображение”», 2011.

2 Основой Крестовоздвиженского трудового православного братства (1889–1929) были общины (семьи), каждую из которых возглавлял старшина. В братских школах старшие дети объединялись в Старший братский кружок, члены которого брали под своё духовное руководство младших школьников (Младший братский кружок).

3 Неплюев Н.Н. Воздвиженская школа Колыбель трудового братства. СПб., 1895. С. 50.

4 Неплюев Н.Н. Собр. соч.: В 5 т. СПб, 1900-1908. Т. 4 С. 367

Кифа № 11 (291), ноябрь 2022 года