Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Всё хорошее, всё правильное будущее и настоящее зиждется на воспитании»

Из беседы с Никитой Владимировичем Благово о том, что мы вкладываем в понятие старшинства

Никита Владимирович Благово

При разговоре о старшинстве, о старших, об элите сначала приходит в голову, что это высшая по отношению к предыдущей степень уважения, признания в обществе. Старшинство может быть самым разным. Но прежде всего оно подразумевает, на мой взгляд, огромный опыт, но не просто опыт прожитой жизни, а опыт осмысленный, осознанный, проанализированный. И каждая следующая ступень, новый опыт порождает в человеке, призванном быть старшим, ответственность за свою жизнь и через это ответственность и за судьбы близких, за судьбы родственников, которые младше его и имеют меньший опыт и за судьбу, если хотите, той организации, того сообщества, в котором он находится. Если же брать самый высший масштаб, если человек оказался на одной из государственных вершин, то значит, он несёт ответственность за всю ту область, в которой трудится.

Человек мог иметь хорошее дворянское происхождение, но если при этом он был недостаточно воспитан, он, естественно, недостойно себя вёл и проживал недостойную жизнь.

* * *

Каждая мало-мальски руководящая должность, прежде всего, мне кажется, обременяет и утяжеляет жизнь человека. Потому что чем больше должность, тем больше ответственность. Я никогда в жизни не был «большим начальником». Малого масштаба были должности, но и они меня всегда дополнительно обрекали на заботы.

А ещё я помню, как мой отец, главный инженер проектного института, ездил в Москву в командировку. И вот возвращается он из командировки, входит, мы его встречаем, его жена (моя мачеха) спрашивает: «Ну как, Володя, как съездил?». Он выдыхает воздух и говорит: «Слава Богу, очень удачно, мне удалось убедить в главке, чтоб меня не назначали директором, я остался на посту главного инженера». Я, ученик школы, думаю: «Что это он? Его директором хотят назначить, а он доволен, что не стал им, ну как же так?» Потом прошли годы, и я его на 100 % понял. Как главный инженер он решал технические вопросы, а на директора ещё столько всего другого наваливается, что не дай Бог.

Есть и другое отношение людей к старшинству, которое рождает тяжёлые проблемы: мы все прекрасно знаем, что одна из главных причин многих недостатков, которые появляются в том или ином коллективе или сообществе – это то, что человек, который иногда по знакомству, иногда случайно оказывается на посту руководителя, либо не чувствует ответственности за то дело, которое возглавил, либо не способен её проявить. При этом такой человек всё равно хочет удержаться на посту. В результате он принимает какие-то неверные решения, или вовремя не принимает верных.

* * *

Когда-то существовали разные слои общества. В понятие высшего слоя входило и воспитание, и образование. Человек мог иметь хорошее дворянское происхождение, но если при этом он был недостаточно воспитан, он, естественно, недостойно себя вёл и проживал недостойную жизнь. Всё хорошее, всё правильное будущее и настоящее зиждется на воспитании. При этом система воспитания, система духовно-нравственная – первична.

Начну с того, что мне ближе, со среднего образования и воспитания (хотя правильнее говорить в другом порядке: воспитания и образования, как было до 1917 года). Из того, что я слышу, читаю и, что лучше всего, вижу, непосредственно встречаясь с современными педагогами, я могу заключить, что среди них есть люди, которые очень здраво и верно оценивают современную ситуацию в средней школе и очень ответственно, искренно, квалифицированно, доброкачественно выполняют свою обязанность педагогов и оказывают на детей действительно благотворное влияние. Вот есть у нас Павловская гимназия. Когда-то в этом здании был Павловский институт благородных девиц, в котором училась известная в Петербурге игуменья Таисия (Солопова) (1842–1915). И гимназия участвовала в исследовании и переиздании её трудов. Директор гимназии, Дмитрий Георгиевич Ефимов, пригласил меня: Никита Владимирович, приходите, у нас будет школьный праздник, посвящённый обретению в России иконы Богоматери Августовской1, придёт священник Геннадий Беловолов. Представьте себе в современной школе школьный праздник, на который приходит священник, рассказывает о явлении этой иконы, о её роли. На сцене стоит копия иконы большого размера, служится молебен… Павловский институт был основан при несчастном государе императоре Павле, которого историки императорской России, а уж советские-то тем более, оболгали вдоль и поперёк. А Дмитрий Георгиевич изучил роль Павла в усилении России, восстановлении нравов. Екатерина II, конечно, Великая, но, как вы помните, при ней дворяне на службу почти не ходили, а Павел сказал: извольте быть на службе с 9 утра до 5 вечера. Вы входите в гимназию, там парадная лестница и стоит огромный бюст Павла и его изречение о благе, о важности служения государству. И проходят самые разные праздники, действительно направленные на воспитание патриотических чувств в хорошем смысле слова: к Дню Победы, к Дню блокады и так далее. Так вот обнадёживающее состоит в том, что таких педагогов, которым хочется доверить воспитание и образование детей, я не одного знаю.

Здание Павловской гимназии в Санкт-Петербурге
Здание Павловской гимназии в Санкт-Петербурге

Ещё один маленький пример на любимую тему: хорошо известна школа Карла Мая, её гуманные принципы. И мне много лет казалось, что никто не понимает их актуальность. Но нашёлся в Петербурге человек, который глубоко проникся этими идеями, твёрдо верил, что их и в наше время, пусть в адаптированной форме, нужно и можно использовать. И после многих лет усилий, преодоления всевозможных бюрократических преград 1 сентября 2021 года была открыта частная школа Мая. И точно так же, как школа Мая в 1856-м году, она начала с десяти первых учеников. Меня, естественно, пригласили туда, и я был свидетелем этого начала. Я спрашивал основателя школы Арину Александровну Немкову: «Как вы находили педагогов?» Она рассказала, что в период с мая по август минувшего года они провели 132 собеседования с кандидатами. Собеседования эти выглядели так. Приходит человек, говорит: я бы хотел работать в школе Мая. В ответ его спрашивают: «Расскажите, пожалуйста, как Вы на основе принципов гуманной педагогики школы Мая будете преподавать географию в 5-м классе?» И педагог рассказывает. Ему говорят: да, конечно, но всё-таки это не вполне соответствует требованиям. Вот так они из 132-х человек отобрали 14. Причём мне показалось интересным, что как правило (по-моему, есть два исключения) это педагоги, которые не работали учителями в советское время. То есть они не зашорены, не «законсервированы» на педагогике СССР. На встрече, где и я был, каждый педагог в присутствии родителей и детей рассказал, как он будет преподавать свой предмет, опираясь опять-таки на педагогику Карла Мая. А потом каждый родитель в присутствии педагогов и детей рассказал, почему он взял своего сына из государственной школы и отправил в какую-то никому не известную, без всяких репутаций, вновь организуемую школу. И дети всё это слышали. Потом пошли на уроки. И вот проходят две или три недели, я иду по вестибюлю метро «Гостиный Двор», навстречу идёт мужчина, я скользнул по нему взглядом, а он вдруг говорит: «Здравствуйте, Никита Владимирович! Вы меня, конечно, не узнаёте, – и представляется, – я отец одного из мальчиков, который был в первом наборе школы Мая. 1 сентября я Вас там видел». И рассказал, что мальчик раньше ходил в школу с большим неудовольствием, на вопросы о том, что там было, не хотел отвечать, а теперь как только приходит домой сразу начинает рассказывать: «А вот у нас на таком-то уроке было то-то, а вот это было интересно». Родители мальчика просто не узнают, он преобразился.

К чему я это говорю? Значит, есть и в наше время такие педагоги, которые могут должным образом вести школьный процесс, воспитывать и учить людей. Трудностей у них много, но так и должно быть. Большинство, конечно, живёт и работает иначе. Но всё-таки эти маленькие росточки – не единичные. Поэтому я верю, что они не останутся без плодов. Ведь как жить без веры и надежды?

Беседовала Анастасия Наконечная.

Фото с сайта www.kmay.ru

————

1 Почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память явления Богородицы в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября – 26 октября 1914 года), битвой под городом Августовом Сувалкской губернии Российской империи.

Кифа № 9 (289), сентябрь 2022 года