Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Гаджеты и дети

Гаджеты и дети

Зависимость ребёнка от гаджета, «экрана», интернета формируется в семье и закладывается в дошкольном возрасте.

Принципиальные позиции взрослого по отношению к гаджетам (в контексте этой статьи – к любым устройствам, с которых можно выйти в интернет)

1. Гаджет – это инструмент для работы взрослого человека.

2. Гаджет не может быть собственностью ребёнка, гаджет принадлежит родителю, который несёт ответственность за развитие и воспитание ребёнка (перед Господом, церковью, обществом и самим ребёнком).

3. Культуру обращения с гаджетом передаёт и воспитывает у ребёнка родитель, взрослый.

4. Зависимость ребёнка от гаджета, «экрана», интернета формируется в семье и закладывается в дошкольном возрасте.

Возраст детей и возможность формирования зависимости от чрезмерного и непродуманного использования гаджетов

Возраст ребёнка

Использование «гаджета» в раннем возрасте

Использование «гаджета» в раннем возрасте – до 3-х лет – это привыкание к экрану и начало формирования зависимости.

Опасности и последствия

• «Не давай, убьёт!» – убьёт развитие, познавательный интерес к реальной жизни! Познавательный интерес должен развиваться в реальной жизни, а не в виртуальном пространстве.

• Сформирует навык воспринимать жизнь через экран.

• Мультфильмы в раннем возрасте – это восприятие содержания «без фильтра». Качество нравственного и духовного послания мультфильма воспринимается ребёнком «без фильтра», проникает на глубину, формирует основу его душевного устройства. Слова, комментарии не работают. Ребёнок воспринимает только образ, это для него пример.

«Гаджет» в дошкольном возрасте

«Гаджет» в дошкольном возрасте – это подмена нормального развития, игровой деятельности, навыков общения и чтения.

• У ребёнка не будет развитой игровой деятельности, а, значит, не будет оcновы для будущей социализации и готовности к обучению в школе.

• У ребёнка не сформируется важнейших элементарных навыков общения в социуме.

• Если ребёнок так рано познаёт экран, то визуальное восприятие, как наименее ресурсозатратное, становится ведущим. Следовательно, читающим он не будет никогда, так как учиться читать трудно. Важно научиться читать раньше, чем смотреть в экран!

• Поисковые и познавательные потребности локализуются только в области экрана и его возможностей, познание мира уходит на второй план или уходит совсем.

«Гаджет» в младшем школьном возрасте

«Гаджет» в младшем школьном возрасте.

• Родители не контролируют и не учат ребёнка самоограничению и самоконтролю в гаджетах.

• Личный гаджет – это прямой путь к зависимости и бесконтрольности.

• Социальные сети формируют псевдо- общение.

• Несформированность учебной деятельности.

• Бесконтрольный выход в интернет грозит встречей с порносайтами и насилием, угрозами буллинга, игроманией; наркотиками с доставкой на дом.

«Гаджет» в подростковом возрасте

«Гаджет» в подростковом возрасте.

• Если подросток не научился пользоваться гаджетом, не знает техники безопасности, не имеет внутреннего ограничения и ответственности, в свободном интернете он – как человек с опасным ядерным оружием, не умеющий с ним обращаться.

• Неограниченная, неосознанная погружённость в интернет, ютуб, социальные сети оставляет подростка один на один со всеми прелестями, искушениями и страстями в виртуальном мире.

• Подросток становится лёгкой добычей для деструктивных сайтов, деструктивных знакомств и саморазрушающих действий.

• Мы можем наблюдать уже сформированную зависимость, если гаджеты и ранее использовались неразумно и безответственно.

• Подросток не имеет совсем или имеет минимальные интересы в реальной жизни.

Гаджет в юношеском возрасте

Гаджет в юношеском возрасте.

• Размытая идентичность: незнание себя и своих интересов.

• Отрицательная или ложная профориентация

• Серьёзная интернет-зависимость и другие сопутствующие виды зависимостей.

Цифровая возрастная этика

• До 3-х лет жизнь строго без экрана (без гаджетов и без мультиков).

• До 7 лет желательно максимально без экрана, мультфильмы – не более 10 минут в день.

• С 7 лет обучать ребёнка под контролем взрослого взаимодействию с гаджетом как инструментом, строгие договорённости и ограничения взаимодействия ребенка с гаджетом, домашний контроль контента на всех носителях.

• Если все перечисленное выше условия соблюдались, то в подростковом возрасте с 12 лет:

1) передавать подростку самоконтроль и самоорганизацию по использованию интернет-пространства при условии, что уже есть:

– самоконтроль и самоорганизация в самообслуживании, выполнении уроков и ответственности;

– договорённости с родителями соблюдаются постоянно и стабильно, в том числе ограничение времени в цифровом пространстве;

– домашний контроль контента продолжает оставаться на всех носителях, родители не снимают с себя ответственности за цифровую социализацию и воспитание грамотного, осознанного использования гаджетов.

2) личный смартфон возможен:

– если есть опыт успешного самоконтроля и самоорганизации в использовании интернета для учёбы и конструктивной деятельности;

– если ребёнок осознаёт условия безопасного использования интернет-пространства, знает этикет интернет-пространства;

– логично и оправдано, когда личный смартфон обретается после школы на свои заработанные деньги.

Материал подготовила Елена Бахадова, кандидат психологических наук

Кифа № 9 (289), сентябрь 2022 года