Возможно ли помочь человеку войти в Церковь, общаясь с ним через интернет-платформу Zoom? На вопрос «Кифы» отвечают катехизаторы
На Пасху 2021 года в Преображенском братстве завершили подготовку к воцерковлению около 100 человек. По церковной традиции в течение нескольких месяцев они читали Писание, изучали православное богослужение, учились не только молиться и узнавать церковное Предание, но и жить по-новому – так, как учит Христос в Евангелии.
Однако за последний год в этом процессе произошли понятные изменения – в условиях пандемии такие встречи далеко не всегда проходили в очном режиме. Но возможно ли передавать церковную традицию с помощью той или иной интернет-платформы – например, зума (Zoom) – ведь научение христианской вере и жизни требует личного общения? Какие проблемы при этом возникают? Сказывается ли на таком интернет-общении «эффект тик-тока» – утвердившаяся в соцсетях привычка к восприятию информации минимальными, пятнадцатисекундными порциями?
Об этом мы спросили тех, кто уже не первый год помогает взрослым людям готовиться к таинству крещения или первой исповеди и причастию.
Александр Михайлович Копировский: Если бы до перехода в зум не было личных встреч (открытых и нескольких первого этапа), и на втором этапе группа хотя бы частично не собиралась очно, не было бы нескольких выходов в храм, а на Светлую седмицу выезда вместе с катехизаторами и поручителями – не получилось бы главного: реального церковного единства членов группы друг с другом и катехизаторами. А главное – их вхождения в Церковь, которая, как известно, «есть встреча и общение».
Священник Игорь Кузьмин: Помощь человеку в воцерковлении наилучшим образом осуществляется через церковную катехизацию, которая есть устное (как правило) наставление в основах христианской веры и жизни. Передача этого опыта имеет действительно личностный характер, это принципиально важно. И оказалось, что зум этому не препятствует. К этому формату встречи нужно, конечно, попривыкнуть, приспособиться как катехизатору, так и оглашаемому. Понятно, что зум не заменит очного общения, он совсем не для этого. Но в условиях пандемии это хорошая альтернатива. Вообще качество встречи, её глубина напрямую не связаны со способом коммуникации. Здесь важны другие вещи. Формат зума в чём-то даже имеет свои преимущества, но и недостатки, разумеется, тоже. Ну, например, очевидным преимуществом является то, что не нужно никуда идти и ехать, можно сидеть и оглашаться в своём любимом кресле. Но одновременно здесь же возникает реальная опасность, связанная с проблемой духовного потребительства, т. к. усилия оглашаемого, жертвенный момент, минимизируются. Слушая, можно одновременно заниматься, например, домашними делами и др. Так что (как и всегда) проблемы есть, важно, что нет неразрешимых. В целом, повторю, опыт положительный.
Что касается ответов на вопросы, то они на оглашении и не должны быть длинными. Я не говорю всего того, что знаю по тому или иному вопросу и в этом смысле не отвечаю развёрнуто. Моя задача как раз и состоит в том, чтобы ответить очень конкретно и точно, по возможности коротко данному человеку с учётом его духовного уровня. И, конечно, с учётом того, чтобы не затягивать встречу. Ведь вопросы должны успеть задать все. Но, конечно, это совсем не игривый стиль тик-тока.
Игумен Димитрий (Рябцев): Я совершенно согласен с изначальной посылкой вашего вопроса. Действительно, помощь человеку в воцерковлении – это опыт личной передачи веры от сердца к сердцу. Если у человека есть запрос, то, думаю, ничто не может помешать ему обрести желаемое. В этом смысле опыт такой передачи имеет духовную природу, всё остальное может быть только средством. Здесь никаких существенных отличий я не заметил. К тому же зум ещё имеет некоторые свойства, которые помогают компенсировать недостатки личной культуры общения. Я заметил это ещё год назад. Самое существенное свойство, как мне показалось, состоит в том, что в зуме невозможно говорить всем одновременно и, хочешь не хочешь, приучаешься слушать собеседника. Хотя в этом есть момент некоторого внешнего принуждения, но иногда это может быть полезно: не умеете – учитесь! В этом году появился и некоторый новый опыт. Инициатива передачи веры была в первую очередь на поручителях. Помимо общих огласительных встреч с оглашаемыми были регулярные встречи с поручителями, как правило перед общей встречей и обязательно после. Хоть на немножко, но это было важно, чтобы вместе помолиться об оглашаемых, проговорить основные трудности самих поручителей в их общении и т.п. Это получилось очень плодотворно и вдохновенно, даже возникла некоторая общность, которую назвали «Пожарная команда». Это замечательно, т. к. в воцерковлении это имеет даже большее значение, оглашаемые видят или как-то ещё чувствуют этот образ общения, образ церковности, а образ – это не просто передача знаний или воспитание…
Большое спасибо за второй вопрос! Если бы его не было, я бы подумал, что никаких проблем нет. Да, с «эффектом тик-тока» я не столкнулся, так как не было людей слишком молодых. Проблема была скорее в обратном – не у всех были в наличии даже минимальные технические средства, но с Божьей помощью и помощью братьев и сестёр технические трудности удалось решить и обрести минимально необходимые навыки в этой сфере. Проблемы стали очевидны уже почти в самом конце оглашения. Слава Богу, была возможность совместного выезда на Светлую седмицу. Она показала недостаток личного, очного общения между самими оглашаемыми. Одно дело просто говорить на высокие темы, другое – жить вместе. Но это уже проблема не духовной природы, а проблема воплощения веры. Если вера никак и ни в чём не воплощается, не выражается в жизни и взаимоотношениях между верующими людьми, то её можно и потерять. Но если ты получил от Бога Дар, его нельзя просто закопать в землю, это уже проблема нравственная. Такого рода проблемы существуют всегда, в любых внешних условиях. В данном случае такого рода проблемы удаётся выявить раньше, когда люди встречаются очно. Но что делать? У нас нет такого приборчика, который бы нам всегда подсказывал, где подстелить соломки…
Дьякон N: У нас только что закончился полуторагодовой цикл оглашения. Он получился более длительным, чем в лучших, «допандемийных» условиях. И встречи у нас проходили очно при любой возможности собраться вместе. Не всегда и не всё удавалось. И в конце почувствовалось, насколько важно было собираться вместе, хотя, с другой стороны, даже те, кто почти во всех встречах участвовали в зуме, на завершающем этапе во время Светлой седмицы как-то очень раскрылись и почти никакого недостатка практически не чувствовалось.
Действительно, есть трудность, связанная с проведением встреч в зуме, не хватает личного измерения, и, наверное, больше не хватает для оглашаемых. У катехизаторов всё-таки какой-то опыт есть, а вот оглашаемым всё-таки труднее. Но, тем не менее, понятно, что надо обязательно лично общаться с людьми. Использовать любые возможности: по зуму, по телефону, но беседовать отдельно. И оказавшись в новых, необычных условиях, оглашаемые ещё больше ценят такое общение. Оно является для них серьёзной поддержкой.
Общий вывод такой: в условиях пандемии оглашать можно и нужно, и препятствий существенных нет.
Что касается клипового сознания. Конечно, людям непросто бывает слушать длинные речи, и это усугубляется форматом зума. Но в таких «тик-токовских» формулировках я бы об этом не сказал.
Людмила Владимировна Комиссарова: Дистанционная форма оглашения отражается отрицательно, на мой взгляд, не столько на отношениях катехизатора с оглашаемыми, сколько на общении самих оглашаемых. Совместная молитва перед встречей лично звучит совсем иначе, чем в зуме, совместная трапеза очень сильно объединяет оглашаемых, совместное участие в храмовом богослужении тоже очень важно для объединения группы.
При этом опыт личной веры передать можно и дистанционно, дистанционно хорошо проходит личное собеседование и т. д. Если можно чередовать встречи в личном и дистанционном формате, то это лучше, чем только дистанционно.
Основные проблемы дистанционного формата: группа недостаточно собрана к концу оглашения, в ней с трудом выявляется старший. Особенно эти проблемы выявляются в начале Светлой седмицы (её важно проводить очно), когда приходится жить вместе.
У меня не было таких оглашаемых, которые хотели бы слышать блиц-ответ. Скорее проблемным было то, что некоторые оглашаемые с трудом формулируют вопрос и ответ, сами говорят очень долго и путано.
Ольга-Олеся Сидорова: Полностью дистанционного воцерковления быть не может. В нашем случае до начала пандемии были предварительные личные встречи, а когда пандемия немного утихла, мы стали стараться встречаться лично и ходить на богослужение несколько раз в месяц. Мне вначале было трудно привыкнуть к зуму, потому что не понимаешь, какая реакция – понимают ли тебя, усваивается ли то, что ты говоришь. Но постепенно мы освоились. Сразу стало понятно, что встречи в зуме должны быть короче, а если группа большая, то лучше поделить её на подгруппы, чтобы у всех была возможность задавать вопросы. Повторю, что без личных встреч с катехизатором, поручителем и другими членами группы воцерковление крайне затруднительно. «Эффекта тик-тока» я не наблюдала.
Александр Королёв: Из опыта Церкви нам известно, что оглашение – это опыт личной передачи веры. Встаёт вопрос: можно ли её передать при встрече в зуме. Оказывается, можно, если у тебя есть личные взаимоотношения с теми людьми, которым ты помогаешь воцерковиться. При этом важно понимать, что в таком случае личностность, конечно, редуцирована, и очные встречи, хотя бы с минимальной периодичностью, нужны. Гораздо менее способствуют воцерковлению те очные встречи, на которых нет личных взаимоотношений между катехизатором и оглашаемыми, между оглашаемым и поручителем. К сожалению, именно так чаще всего проходят встречи в воскресных школах и разного рода лекториях при приходах.
Оглашение в зуме имеет свои побочные эффекты. Люди привыкают к виртуальному общению. У них складывается ощущение, что вся христианская жизнь может происходить онлайн. При таком оглашении труднее завязываются горизонтальные отношения между оглашаемыми, что тоже важно для воцерковления. В целом опыт веры так передать сложнее, люди труднее воцерковляются в таком режиме. При первой же возможности стоит оставить зум и встречаться очно.
Беседовала Анастасия Наконечная
Кифа № 5 (273), май 2021 года