Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Раз Бог пришёл на землю, значит, жить в святости возможно

Из сочинения «Мой путь к Богу и в Церковь»

Путь к храму

Как-то ночью я плакала о своей греховности. И подумала, что раз я так грешу, а точнее, унываю, значит, я не верю в Бога. Если бы верила, то жила бы чисто, без греха.

У меня такое ощущение, что Господь всегда вёл меня к Себе. В Свою Церковь. Наверное, Он так каждого человека ведёт.

И у меня и практически у всех, кого я знаю, возникали вопросы поиска настоящего смысла, попытки осмыслить отношения с теми, кто дорог, особенно когда отношения не склеивались.

Когда уже после подросткового возраста у меня начался протест в отношении попсовой культуры, я стала стараться увидеть смысловые вещи в рок-культуре, арт-хаусных вещах.

Наряду с этим было понимание и даже знание, что Бог есть. И что Он именно в Православии. И что для жизни с Ним нужно выполнять всё правильно – вычитывать утренние, вечерние правила, причащаться с предварительным постом в три дня не чаще 1 раза в месяц, ездить по святым местам, источникам, прикладываться к иконам, мощам. В храме нужно вести себя правильно, где нужно, креститься, правильно стоять, ходить и т. д. А ещё нужно быть смиренным, терпеливым, отречься от своей воли, нельзя быть гордым. И чтобы так жить, надо брать пример со святых, больше читать их жития.

* * *

В детстве любимая тётушка сподвигала всех нас обязательно исповедоваться, причащаться, поститься. Иначе не спасёмся, ведь во грехах живём. Посещение храма, стояние на службе в юные годы вызвало впечатление, что там, у священников, есть своя особая жизнь, которая от меня сокрыта. А когда у священника под облачением увидела джинсы (что для 1990-х годов было круто), это вообще обескуражило. Оказалось, для священников и современность не чужда.

Тётушка дала мне и книгу Юлии Воскресенской «Мои предсмертные приключения». Там главная героиня проходит мытарства. И у меня относительно своих поступков сложилось мышление «по галочкам» – это сделала, это не сделала, это правильно, это неправильно.

Ещё тётя как-то сказала, что детей причащать лучше, чем самим причащаться. И я чуть ли не каждое воскресенье племянников за ручку брала и вела в храм.

Соотнесения такого понимания православия с поиском смысла у меня не было. Но было знание, ещё раз повторюсь: здесь Бог, вера правильная, без поиска чего-то своего для себя. А как Бог открывается, так Его и принимают, так и стараются жить.

* * *

Но у меня так жить не получалось. И я, чтобы научиться жить по-православному, пришла в Православный клуб молодёжи. Конечно, чтения правил, акафистов, попыток держания постов, посещения храма, поездок по святым местам стало больше. Как и общения с верующей молодёжью.

Как-то раз, очень случайно, а может быть, и промыслительно, я попала на встречу православных христиан, которая проходила на дому. Эта группа в своё время выросла из группы православной молодёжи. На встречах сначала пили чай, а потом читали Послания ап. Павла, углублённо, с комментариями, изучая и разговаривая о прочитанном. Проходили встречи раз в неделю.

И я тоже влилась в эту группу. Иногда были совместные выезды на природу, в некоторые храмы.

Особенностью этой группы было то, что помимо вникания в новозаветные тексты, было и обличение искажений, которые есть в современной церковной жизни. Это меня не оставило равнодушной: стало понятно, что нельзя всё принимать в сложившемся обычае за чистую монету, нужно ещё различать, что относится напрямую к вере, а что имеет чисто утилитарный характер. И, конечно, это пробудило желание больше узнавать православную веру, понять, что центрально, а что второстепенно.

* * *

Но как я ни старалась «жить по-православному», у меня не получалось. Исполнение всех предписаний «не работало». Жизнь не менялась, и я стала унывать. И мало того, что не менялась, – неразумное вычитывание молитв и попытки жить по написанному заводили в такие дебри! Сказано: «Дай мне, Господи, встретить всё, что принесёт мне наступающий день» 1. А день посылает откровенно плохие вещи. И я все «принимаю», без разбору участвуя в них.

* * *

Тут стало происходить самое интересное. Все эти события, параллельные и последовательные, друг с другом не были связаны. Просто сконцентрировались в одном периоде, продолжительностью месяца в четыре.

Думаю, что первым шагом к изменению жизни стало понимание, что нельзя мыслить «галочками» – это сделал, это не сделал. Нужно мыслить более цельно.

Участники евангельской группы предложили мне пройти катехизацию вместе с ними у верующих из Преображенского братства. Но я тогда подумала: зачем мне катехизация, сама всё узнаю.

Чтобы лучше узнать православную веру, её истинность, я прочитала все каноны, принятые на Вселенских соборах. И почему-то за одну ночь Евангелие от Иоанна, в котором я каким-то образом нашла откровение о Святой Троице.

Чтобы участвовать полнее в богослужении, я купила текст литургии, где были напечатаны священнические молитвы, «тайные». Опытные церковные люди сказали, что это то, что нужно. И в этой же книге я прочитала о символических значениях того, что есть в литургии, в храме. Вот дым в кадиле символизирует Святого Духа. Я и стала думать, что это Святой Дух. Но это было недолго.

Чтобы лучше узнать догматику церкви, мне посоветовали прочитать книгу «Евхаристия. Таинство Царства». Прочитала я, наверное, всего 1–2 страницы. И уже первые строчки меня «выбили из колеи»: «“Когда вы собираетесь в церковь”, – пишет ап. Павел коринфянам, и для него, как и для всего раннего христианства, слова эти относятся не к храму, а к природе и цели собрания. Само слово “церковь” – εκκλησια – означает, как известно, “собрание”. “Собраться в церковь”, в понятиях раннего христианства, значит составить такое собрание, цель которого – выявить, осуществить Церковь». Так вот, оказывается, что такое Церковь! Это люди. Люди.

И стало ясно, что всё, что есть в церкви, напрямую связано с отношениями между Богом и людьми, с каждым отдельным человеком. Только для этого всё и существует. И именно здесь и надо искать и смысл в целом, и обоснование того, что есть в церкви. И богослужение не в символах, а также и в этом – в отношении, в общении людей с Богом, Бога с людьми. Тут надо искать истину.

Думала я и о Троице. Иду по улице, и меня будто холодной водой окатили. Пришло понимание, что Бог живой, Троица живая. Даже место помню, где это произошло.

Как-то ночью я плакала о своей греховности. И подумала, что раз я так грешу, а точнее, унываю, значит, я не верю в Бога. Если бы верила, то жила бы чисто, без греха. А это значит жить свято, быть святой. Но как? Я же такая грешная и недостойная. А вот так: Господь этого хочет. А Христос вообще пришёл на землю. Раз Бог пришёл на землю, значит, жить в святости возможно. Он нам показал пример, с Него нужно брать пример. И я будто почувствовала Христа рядом, Его руку, поглаживающую меня по голове. Несмотря на мою греховность.

Получается, нужно либо всерьёз жить по-православному, либо вообще отходить от веры. И стало понятно, что жить по вере надо учиться. Не принимая сразу всё, а постепенно. Начиная с центрального – с выстраивания отношений с Богом. И я вспомнила про предложение пройти катехизацию в Преображенском братстве.

* * *

Этой же ночью, было часа 3, я полезла в компьютер изучать опыт братства. Мне нужно было убедиться, что люди живут в православии, соединяя веру, молитву и жизнь.

Начиталась я критики на братство и то, как братство, о. Георгий Кочетков, основатель братства, на эту критику отвечает. И стало понятно, что это люди, которые искренне верой в Бога стараются жить, осмысленно. И при этом могут ошибаться, по-человечески немощные, могут согрешать. Но важен вектор, который держат.

Ещё я прочитала принципы Преображенского братства, и они отозвались в сердце. И я сказала себе – вот так я и хочу жить. Всё сошлось.

* * *

С оглашением всё, что есть в православии, стало вставать на свои места.

Оказывается, столько всего драгоценного сокрыто в традиции, в Писании, в жизни с Богом. А затемнено это бездумным исполнением правил, неосмысленным участием в богослужении. Остановка только на внешнем, только на осознании греховности и попытки внешне смириться мешают пробиться к Богу, войти по-настоящему в Его мир. На этом пути воля человеческая не исчезает, она преобразовывается. Происходит добровольное принятие воли Божьей, Божьего замысла. И в Церкви, в Православии всё стало вставать на свои места: и молитва, и посты, и самое главное – общение. Оказывается, не только священникам доступна эта особая духовная жизнь. А каждому, кто готов жить так, как призывает Христос. Дары Святого Духа даются каждому верному. И их надо раскрывать и ими служить.

Н.К.

————

1 Точная цитата из молитвы оптинских старцев звучит так: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день».

Кифа № 11 (279), ноябрь 2021 года