Нам хотелось бы вам рассказать об одном проекте и связанной с ним чудесной истории. Несколько православных братств Москвы четыре года назад создали проект «Канал памяти», посвящённый сохранению исторического наследия и памяти о трудном прошлом канала им. Москвы (http://kanalpamyati.ru). Немногие жители Москвы и Подмосковья знают, что канал является не только уникальным сложным инженерным сооружением, но и результатом труда сотен тысяч заключённых Дмитлага НКВД. Этот объект до сих пор лишён всякого охранного статуса. Участники проекта «Канал памяти» стремятся сделать «дорожную карту», которая приведёт к созданию в столице и области первого в своём роде культурно-исторического ландшафта «Канал им. Москвы».
В июле этого года праздновалось 85-летие запуска и открытия Канала им. Москвы (ранее он назывался Канал «Москва-Волга»). К этой важной дате была подготовлена передвижная выставка. Она будет представлена в храмах и культурных центрах Москвы и Московской области, расположенных вдоль Канала от Нагатина до Дубны. Одновременно с экспозицией планируется проводить встречи с прихожанами храмов, местными жителями, краеведами, потомками строителей Канала.
14 июля 2022 г. выставка начала своё путешествие в районе Нагатинской Поймы. Когда экспозиция была уже готова, стало известно о сенсационной находке – при реставрационных работах 30 июня 2022 г. на 51-м водосбросе вблизи Яхромы под слоем штукатурки было найдено письмо, написанное химическим карандашом на двух листках, завёрнутых в газету «Известия» 1936 года. Записки и газета прекрасно сохранились, как будто их спрятали совсем недавно. Эта находка оказалась весточкой от заключённых штукатуров Дмитлага. Письмо написал 8 августа 1936 года в 5 часов утра крестьянин Андрей Фёдорович Чикильдин, а его напарник дописал в конце письма и своё имя – Дмитрий Иосип(ович) Костюченко, уроженец Глушковского района Курской области. Андрей Чикильдин в письме рассказал, что он сын сосланного на Соловки и умершего там кулака, что брат его был расстрелян. Андрей с напарником написали эту записку, чтобы потомки нашли её и помянули их имена «надолгою памят». Из текста записок становится ясно, что они понимали, зачем сажали людей – нужна была рабочая сила строить канал. Но для них было главным, чтобы их не забыли и их имена не сгинули навсегда.
Находка очень воодушевила нас, ведь заключённые «благословили» наше дело по сохранению памяти строителей Канала! Слава Богу! Воистину, у Него все живы!
Вот полный текст письма (орфография и разбивка сохранены):
«Надолгою памят. Штукатур заключённый сроком напят лет 1935го, производил работу строителства водозброса Москва Волга. Судили ни одного заклчёного потому что нада было построять канал. Кто будит читат эту записку и это дело было 1936 году 8 августа заключённый Чикильдин Андрей Фёдорович рождения 1912го
были Саветская власт были такие времена при маей памяти что сылали крестьянина в Салавки в далёкий край от родной симьи было время что жыли люди так что имели своё то забрали в колхоз эт колхо обозначет вмесная обработка
И так пишу надолгое время и будит знат что было через нескольк лет заключённый Чикильди Андрей Ф. бывший сын кулака отец мой был сослан в Саловки и умер. Брат мой был расстрелян. И я бы заключёный (неразб…) Чикильдин 1936-го.
1936 года 8 Августа 5 часов утра. Штукатурку производил заключенный сроком 3 года, год рождения 1890 Курской области Глушковского района Костюченко Дмитрий Иосипов статья 135-я».
Что стало в дальнейшем с авторами письма Чикильдиным и Костюченко, неизвестно. Среди участников Великой Отечественной войны на сайте «Память народа» их имён нет. Возможно, они оказались среди десятков тысяч каналоармейцев, погибших и расстрелянных во время строительства канала.
Трагическое наследие этой стройки – безвестные массовые захоронения вдоль берегов канала, где похоронены умершие в лазаретах, умершие прямо на работе от физического истощения и приговорённые к высшей мере наказания в местах своего заключения в Дмитлаге. Эти тайные кладбища никогда не огораживались, они скрывались. А сейчас только по смутным воспоминаниям местных жителей местонахождение их и можно приблизительно установить.
Мы знаем пока лишь о двух примерах увековечивания памяти погибших строителей канала и погребения их останков. Один из них – памятный крест в хуторе Ламишино близ храма Казанской иконы Божией Матери. От Никулина до Ламишина во время строительства плотины было несколько лагерей для каналоармейцев. Более двадцати лет назад на поляне недалеко от храма проводились земляные работы, и строителей ожидали страшные находки. Тогда были живы ещё очевидцы событий и их потомки. Они подтвердили, что здесь было место массового захоронения. Настоятель храма протоиерей Николай Ельчев и прихожане собрали и бережно захоронили человеческие останки со следами от пуль, установили ограду и крест с памятной доской. На ней написано: «Здесь покоится прах репрессированных строителей плотины 1932–1935 г. Их имена веси Ты, Господи!»
Уже много лет о. Николай с прихожанами и местные жители пытаются сделать почти невероятное – вывести из оборота и оградить от угрозы неизбежной застройки эти земли. Ведь места вдоль берегов канала и водохранилища весьма привлекательны для строительства дач и коттеджей. Необходимо присвоить этим землям охранный статус. Теперь есть надежда, что мечта о. Николая о создании здесь парка с Тропой Памяти и Покаяния, где планируется разместить информационные стенды о строительстве канала, крест для молитвенного поминовения, просто места для уединения и размышления, воплотится. И когда это случится, то трагически погибшие строители канала не будут забыты нашими современниками.
Передвижная выставка «Канал им. Москвы – Канал памяти» будет путешествовать по храмам и культурно-просветительским площадкам вдоль Канала и окрестностям, чтобы наши соотечественники и земляки больше узнали про уникальное сооружение, рядом с которым они живут, и о той цене, которую заплатили его создатели, которые к нам взывают из глубин ХХ века.
Текст: Алла Ветрова, Вера Кораблина
Фото: Алла Ветрова