О встречах нововоцерковлённых со священниками Москвы и Подмосковья
Богоявление – традиционное для Церкви время вступления в неё новых членов. Хотя эта традиция и находилась в забвении многие столетия, но уже и в наше время она насчитывает почти 50 лет.
В этом году ещё около 100 человек вошли в Церковь после длительной подготовки, в течение которой они не только изучали евангельские и ветхозаветные тексты, учились молитве в храме и дома, но главное – меняли свою жизнь в соответствии с Божьими заповедями. Пожалуй, это последнее условие больше всего отличает традиционную святоотеческую катехизацию от многочисленных воскресных школ, курсов и лекториев, распространённых сегодня в нашей церкви.
Рассказ и сам облик встречавшего нас священника стал иллюстрацией к нашим беседам с нововоцерковлёнными об истории церкви.
Вступление в Церковь – настоящий праздник, который часто человек запоминает на всю жизнь как дарование духовного Света и Мира свыше. Неслучайно неделя, в течение которой это вступление происходит, называется Светлой седмицей, а одним из важнейших таинств, открывшихся новым членам Церкви, стало таинство мира, примирения с Богом и людьми – целование, которое положено давать на евхаристии всем верным перед началом анафоры.
Нынешним новопросвещённым – именно так называли завершающих оглашение с древних пор – повезло в течение всей Светлой седмицы помимо различных встреч, помогающих входить в церковные таинства, общаться с основателем принятой в Преображенском братстве системы оглашения. Священник Георгий Кочетков проводил таинствоводственные беседы для своей группы завершивших оглашение взрослых людей, однако отвечал на вопросы и вводил в церковное предание всех участников Светлой седмицы. Он рассказывал о том, как появились Светлые седмицы в оглашении Преображенского братства (которого, кстати сказать, тогда ещё не было) – это случилось в 1983 году. Вспоминал, как жили христиане в годы советских гонений на веру, семью Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны Пестовых, дом которых был настоящим православным центром в 1960–1970-е годы…
Каждый день мы бывали в разных храмах на литургии. Священники тепло приветствовали нововоцерковленных, говорили напутственные слова. Каждая встреча была по-своему драгоценной. Особенно мне запомнился один из таких священников – глубокий старец лет восьмидесяти пяти. Он неспешно говорил своё слово после службы, вспоминая о многих ограничениях, из-за которых далеко не всё и не всегда можно было говорить в храме. «Я не боялся за себя, но боялся за церковь – что она может пострадать, понимаете?» И признался, что хотел бы служить Богу до самого конца – бывает ведь, что человек и умирает у престола Божьего. Некоторые из нас вспомнили о. Сергия (Савельева), о котором тоже не раз говорилось во время Светлой седмицы, а священник продолжал. Он рассказал об одном пожилом деревенском батюшке, который совсем недавно служил у себя литургию, в алтаре никого не было, а ему стало плохо. Чтобы не останавливать богослужение, священник встал на колени и так закончил молитву, а потом так же на коленях причащал немногочисленных прихожан. Сейчас его подлечили, он снова служит. Этот рассказ, как и всё слово и сам облик встречавшего нас священника, стал иллюстрацией к нашим беседам с нововоцерковленными об истории церкви. Они слушали очень внимательно и, наверное, тоже чувствовали эту удивительную связь времён, возможную только в церкви: как будто сама история ХХ века приветствовала новых, молодых, многого ещё не знающих членов церкви.
Светлая седмица быстро завершилась. У каждого из её участников есть возможность и дальше укрепляться в вере и находить своё место в церкви. Разъезжаясь по разным городам и даже странам (на Светлую приехали люди из восьми городов), хочется надеяться, мы думали и о тайне Церкви – о том, что у Бога все живы, что предание в Церкви не только передаётся, но и рождается, и что Господь силен действовать и сегодня в Своей церкви и в человеческом сердце.
Анастасия Наконечная
Фото: Сергей Туманов
Кифа № 2 (258), февраль 2020 года