Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Мы оставили обитель и прибыли в пределы России не для того, чтобы разъединиться»

Из доклада иеромонаха Иосифа (Павлинчука) «Противостояние вызовам секуляризации в XIX–XXI веках братией Ново-Нямецкого монастыря»1

Иеромонах Иосиф (Павлинчук)
Иеромонах Иосиф (Павлинчук)

Нямецкое братство столкнулось с явлением секуляризации в середине ХIХ в., когда правительство Александра Кузы (1859–1866) стало проводить всесторонние реформы, в том числе и церковные. Светские учёные подчёркивают важность секуляризации церковных земель, проведённой Кузой, но другой точки зрения придерживаются церковные писатели.

Исследуя документы, мы узнаём, что не только изъятие церковной собственности проводило правительство объединённых княжеств, но и позволяло себе бесцеремонно вмешиваться в жизнь монастырей, т. е. проводило секуляризацию и в социологическом значении этого слова. Против такого чиновничьего произвола восстали братья Нямецкой лавры.

Лавры Нямецкая и Секульская играли особую роль в жизни молдавского края. Об этом свидетельствовали и братья, и общество, и правительство. Во всех законах, принимавшихся до середины ХIХ в., это подчёркивалось. Вот как их описывает о. Андроник (Попович): «Монастыри Нямц и Секул, известные под общим наименованием Нямецкой Лавры, суть учреждения самостоятельные, независимые. Их вековая автономия освящена законами края, последней конституцией княжества и всеми господарями». Хотя в 1844 г. все почти монастыри в Молдавии и сама Митрополия и епископии (епархии) подчинили своё достояние (имущество) управлению учреждённого в том году особого Департамента Церковных Имуществ, однако Нямецкая Лавра сохранила в целости вековую свою независимость и «древния права ея».

Иеросхимонах Феофан и иеромонах Андроник в своих жалобах подробно описывали притеснения, несправедливости и лишения, посыпавшиеся на нямецкое братство. Они указывали не столько на изъятие земель и другой собственности, сколько на вмешательство во внутренние дела лавры. В памятной записке на имя Кишинёвского архиепископа иером. Андроник в 8 пунктах излагает «все жалостные обстоятельства и меры, по которым Молдавское правительство отняло всё имущество и права, издревле дарованные Лаврам Нямц и Секул, а также причины, по которым собор расходится». Из этой записки вытекает, что главной причиной, побудившей братию покинуть древнюю лавру и искать новое пристанище, было «вмешательство во внутреннюю жизнь». Братия обращалась с просьбой посодействовать в «восстановлении древних монастырских привилегий без различия как в управлении имениями, монастырям (Нямц и Секул – прим. авт.) принадлежащим, так равно в отношении порядка святых соборов вселенских и святых отцев, преподобным отцем нашим старцем Паисием Величковским для точного исполнения в лаврах установленных. Этот порядок был исполнен нерушимо в нашем соборе со времени основания до 1859 года»2.

«Мысль размещения по <разным> монастырям никогда не была соединена с нашими надеждами и желаниями, а, напротив того, разъединяя нас в то время, когда взаимная помощь и совет наибольше нам необходимы, совершенно противоречит нашим предположениям».

Создание Ново-Нямецкого монастыря

Потеряв надежду на возможность восстановить порушенные правила и монастырские порядки, братия помышляют в другом месте создать новый монастырь.

Уже прибывшие в Бессарабию братия Нямецкой лавры претерпевают и на новом месте скорби и лишения. Неожиданно местная церковная администрация предложила распределить вновь прибывших иноков по бессарабским монастырям. Чтобы воспрепятствовать такой инициативе, 30 января 1862 г. о. Андроник обращается к обер-прокурору Священного Синода А.П. Толстому с прошением о сохранении нямецкого братства: «что же касается до размещения вышепоименованных иноков в монастырях Бессарабской епархии, то как мы, в числе 30 человек, так и ещё несравненно большее количество братии Нямецкой Лавры, оставили обитель и прибыли в пределы России не для того, чтобы разъединиться и быть размещёнными по разным монастырям, но скрываясь от преследования молдавского правительства. Мы имеем целью разрешение Правительствующего Синода на устройство обители на вотчинах Копанки, где мы надеялись соединиться и восстановить таким образом Нямецкую Лавру на Российской территории и, как бы в оправдание такой надежды нашей, Бессарабское церковное начальство, снисходя к просьбе нашей, разрешило нам жительство на вотчине Немцень, принадлежащей Лавре, и мысль размещения по монастырям никогда не была соединена с нашими надеждами и желаниями, а, напротив того, разъединяя нас в то время, когда взаимная помощь и совет наибольше нам необходимы, совершенно противоречит нашим предположениям»3. Из этого письма видим полемический талант иером. Андроника и силу переубеждать церковноначалие и государственных чиновников.

Нямецкой братии пришлось немало побороться за свои права и уверить церковных и светских правителей в важности сохранения паисианской традиции. 28 ноября 1862 г. архиепископ Кишинёвский Антоний разрешил «монашествующих Нямецкой Лавры переместить в Кицканы с дозволением священнослужения в церкви кицканской»4. Братия представили для утверждения проект создания нового монастыря, состоящий из 10 пунктов5. Не будем останавливаться детально на этом проекте, но только подчеркнём, что в нём подробно излагается программа, цели и задачи, сформулированные братией.

С приходом советской власти братья столкнулись с мощной антирелигиозной машиной. Борьба велась на всех фронтах и после долгого, 18-летнего сопротивления братьям пришлось физически подчиниться требованиям властей. Несмотря на официальное закрытие обители в 1962 г., многие насельники оставались верными духу прп. Паисия и сохранили монашеское делание вне монастырских стен. Во второй половине ХХ в. расцвело такое явление, как монашество в миру. Многие известные старцы и старицы подвизались втайне от мира, в простоте и иногда крайних лишениях. Самые яркие представители эпохи – иеросхимонах Селафиил (Киперь), архидиакон Варахиил (Плачинтэ), архимандрит Сергий (Подгорный), схиархимандрит Иринарх (Чобану) и другие были связаны духовными узами с Ново-Нямецким монастырём. Надежда на возвращение в родную обитель никогда не покидала их. И когда в 1990 г. Ново-Нямецкий монастырь открылся, многие оставшиеся в живых братья вернулись домой. Они в смирении и кротости подвизались и на этом жизненном этапе, принимая тяготы старческой немощи, подавая пример благочестия и наставляя новопришедших послушников монашескому деланию. Их могилки являются местом молитвы нынешней братии и паломников. Мы, братия обители, с трепетом вспоминаем наставления, образ жизни, улыбки и даже редкие замечания наших наставников-духовников. Благодаря их мудрым советам было легче преодолевать вызовы и искушения 1990-х и 2000-х годов.

В заключение можно сказать, что история Ново-Нямецкого братства является ярким образцом и примером стойкого и трезвого следования святоотеческому наследию. Братия Нямецкой лавры не побоялась расстаться с намоленным местом, с прекрасным монастырём, отдавая приоритет не внешнему благолепию и благочинию, а внутренней дисциплине. Когда в старой лавре стало невозможно сохранять паисианский устав, братья безбоязненно перешли на новое место. Здесь, в Кицканах, возможность сохранить и воплотить заветы прп. Паисия была легче, и это послужило поводом основания новой обители.

В Кицканах братство проходило через много разных искушений, но милостью Божией сохраняло устои и паисианский дух. Конечно, и на современном этапе встречаются разного рода сложности. Искушения и вызовы прошлых лет не канули в Лету, а к ним добавились ещё и новые. Надеемся, что заступничеством прп. Паисия, сохраняя верность Христу и любовь друг ко другу, удастся преодолеть и современные вызовы.

————

1 Полностью доклад опубликован в сборнике: «Материалы VIII Международной научно-богословской конференции “Паисиевские чтения”: Вызовы православию в XXI веке и ответы на них. 24–26 октября 2019». Республика Молдова. – Кишинёв: Православное братство во имя прп. Паисия Величковского, 2020.

2 Национальный архив Республики Молдова (НАРМ). Ф. 2119. Оп. 3. Д. 54. Л. 18 об.

3 НАРМ. Л. 58–58 об.

4 Там же. Л. 124 об.

5 Там же. Ф. 2119. Оп. 3. Д. 54. Л. 139–140 об.

Кифа № 11 (267), ноябрь 2020 года