Интервью с митрополитом Кишинёвским и всея Молдовы Владимиром
В этом году мы не можем не вспоминать проходившую сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей. Молдову эти события не затронули, но может быть есть люди, которые занимаются исследованием этого вопроса?
О том, что было с 1940-х годов, после того, как Молдова вошла в состав СССР, мы уже можем что-то говорить исходя из своего опыта1. Но всё, что было до этого там, где действовала советская власть, – для нас это тема глухая.
Если перейти к нашему времени, к сегодняшним событиям, то мы видим порой разделение, размежевание даже в церковной ограде. Вот одно из последних событий: в начале сентября сейм Латвии по инициативе президента внёс поправки в закон о статусе Латвийской православной церкви. Согласно этим поправкам ей предоставлена «автокефалия», устраняющая зависимость от «зарубежных церковных центров». И как кажется, Латвийская церковь готова уступить грубому вмешательству государства в её жизнь, призывая верующих неукоснительно соблюдать законы Латвии. Грустные мысли приходят в голову по этому поводу…
То, что происходит в Латвии, для нас очень странно. Во-первых, вмешательство гражданских властей во внутренние дела церкви неприемлемо. Вопрос о даровании автокефалии или автономии решается на церковном уровне. Да, в последнее время здесь играет роль национальность, регион, местные обычаи и многое, многое другое. Но это не может отменить принятого порядка действий. Если церковь, которой хотят даровать автономию или автокефалию, соответствует всем требованиям, т. е. у неё много приходов, монастырей, священнослужителей, есть всё необходимое, тогда она обращается к матери-церкви – в данном случае, к Русской православной церкви – и просит благословения на дарование ей автономии или автокефалии2. Но это ещё не всё. Для того, чтобы эта автокефалия была признана, все автокефальные церкви мира должны признать эту автокефалию, и тогда она входит в состав Собора православных автокефальных церквей. Пока её никто не признаёт, она как бы висит на волоске. И такие примеры есть. В 1970 году, когда Русская православная церковь даровала автономию Японской православной церкви, она в то же время даровала автокефалию Американской церкви. Но, к сожалению, только Русская православная церковь признала эту автокефалию. Ни Константинопольский патриархат, ни другие патриархаты её не признают. И такое недопонимание в православном мире существует до сих пор. А если мы говорим о провозглашении автокефалии государственной властью, то это уже нонсенс. Дело в том, что мы не вмешиваемся в дела государства, мы не назначаем президента. Мы его избираем, да, но чтобы назначить?! Нет! Поэтому и государственная власть не имеет никакого права вмешиваться во внутренние дела православной церкви.
Мне хочется пожелать всем читателям журнала, чтобы они были преданными чадами церкви, чтобы они творили добро, чтобы они любили друг друга и шли правильным путём – тем, который заповедал нам Господь Бог и святые отцы.
К сожалению, это проблема не одной Латвии, сейчас на политическом уровне везде идёт такое размежевание, что иногда это вносит разделение и между верующими…
Мне очень жалко, что на государственном уровне у нас нет дружелюбия с другими странами. Вот, один враг, другой друг. Но ведь наша страна очень маленькая, и у нас должны быть все друзьями, или если не друзьями, то хотя бы сочувствующими. И мы не должны делить людей и страны на друзей и врагов. Это самая большая глупость. Я понимаю, что за Молдову воюют как Восток, так и Запад, и мы становимся полем битвы для сильных стран, для великих империй. Но дело в том, что мы должны быть мудрыми. Наше руководство должно смотреть, что служит на благо народа. А я со своей стороны смотрю, что служит ко благу нашей православной церкви. К сожалению, в последнее время случается, что мы как-то отдаляемся от одних, приближаемся к другим, но в итоге ничего не выигрываем. Мне кажется, здесь важно всегда помнить, что наша страна православная. Нельзя обижать православных людей. Они являются и гражданами государства, и верующими в Бога. И поэтому мы не можем себя отделить друг от друга, сказать, что государство это одно, а церковь – другое. Наши корни православные, мы здесь на своей земле, которая всегда была православной, с первого века христианства, когда поблизости прошёл святой апостол Андрей Первозванный и потом прошёлся по Днепру вверх, дошёл до Киева, до Новгорода. И поэтому я думаю, что наши руководители должны сейчас, может быть, даже в чём-то посоветоваться с народом, прислушаться к его голосу, посоветоваться с православной церковью. Ведь церковь всегда учит творить добро, идти по правильному пути – по пути, который ведёт к Богу. Надеюсь, что по нашим всеобщим молитвам Господь вразумит наших руководителей, чтобы они были ближе к церкви, а раз ближе к церкви, то и ближе к народу. Будем молиться об этом и впредь.
Спасибо, владыка. И последний вопрос: что Вы можете пожелать читателям «Кифы»?
Я с удовольствием всегда получаю от Вас этот прекрасный журнал. Я его читаю, смотрю на фотографии и нахожу много знакомых людей. Поэтому мне хочется пожелать всем читателям журнала, чтобы они были преданными чадами церкви, чтобы они творили добро, чтобы они любили друг друга и шли правильным путём – тем, который заповедал нам Господь Бог и святые отцы. Нам всем необходимо идти по этому пути ради блага церкви православной и ради блага нашего народа.
Беседовала Инна Саулова
Фото: Инна Саулова
————
1 В первые послевоенные годы в Молдавии проходили массовые аресты клириков по обвинению в коллаборационизме (во время второй мировой войны Румыния действовала на стороне Германии). В первую очередь репрессии коснулись тех священников, которые участвовали в деятельности Румынской духовной миссии в Транснистрии. В 1946 г. были арестованы (далее практически все места служения даются по досоветскому времени) секретарь Кишинёвской консистории прот. Михаил Чакир, благочинный Бершадского округа и настоятель Бершадского монастыря архим. Варлаам (Кирица) и его отец прот. Мисаил Кирица. Были осуждены репатриированные из Румынии настоятель Новонямецкого монастыря архим. Авксентий (Мунтяну), настоятель Злоцевского монастыря иером. Серафим (Дабижа), настоятель Гербовецкого монастыря игум. Ираклий (Флоча), духовник Каларашовского монастыря иером. Нифонт (Андрусевич) и настоятель Курковского монастыря архим. Феофилакт (Попович). Из представителей белого духовенства репрессиям подверглись настоятель кишинёвского кафедрального собора прот. Феоктист Прокоп, священники Феодор Флоря, Леонид Антонович, Георгий Бурьянэ, Владимир Вартичан и другие. В годы хрущёвских гонений на территории Молдавии были закрыты две трети храмов и практически все монастыри (из 23-х монастырей остался 1). Это происходило несмотря на противодействие верующих – от многодневных круглосуточных дежурств до открытых столкновений. Так, при закрытии Речульского монастыря произошли столкновения с верующими, один защитник обители был застрелен, несколько тяжело ранены. Настоятельница монастыря игум. Сепфора (Кирьякова) была осуждена на 15 лет лишения свободы, 12 прихожан приговорены к длительным срокам заключения. – Ред.
2 В этом контексте важно уточнить, что в 1992 г. Латвийской православной церкви, в соответствии с Томосом Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уже была предоставлена автономия. – Ред.