Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Миряне – это невидимки: они есть, но мы их не видим»

Фрагмент круглого стола «Ответственность мирян», проходившего в рамках Форума «Имеющие надежду»1

Сегодня мы публикуем часть одной из встреч проходившего в августе 2020 года интернет-форума «Имеющие надежду». Для контекста важно понимать, что встреча строилась вокруг множества вопросов: К кому в первую очередь обращён тезис об ответственности верных христиан в церковной жизни? Как этот призыв может изменить жизнь современных христиан? Кто такие верные сегодня, почему верующих часто называют мирянами, а понятие «верные» почти забыто?

Елена Садовникова

Елена Садовникова, президент фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»: Особенностью служения митрополита Антония и основным ключом к пониманию всех аспектов его пастырской деятельности является цельность, то есть отсутствие расхождения между его верой, словом и жизнью.

При кажущейся простоте лексики он чрезвычайно корректен в словоупотреблении. Это я могу сказать и как слушатель его бесед и проповедей, и как переводчик. Ясности и понятности терминологии в своих беседах он добивался тем, что в начале выступления формулировал, что именно понимает под тем или иным термином и затем использовал этот термин только в данном значении.

Так вот, говоря о роли мирян в Церкви мне хотелось бы вслед митрополиту Антонию начать с определений понятий «миряне» и «Церковь», которые основаны на словах самого владыки и на собственном опыте члена приходского совета, оргкомитета епархиальной конференции, организатора библиотеки, курсов и других служений в его приходе.

Митрополит Антоний говорит: «Мирянин не только живёт в мире, он послан Христом в мир для того, чтобы всё, к чему он прикоснётся, сделать святыней»2. Мирянин – это член тела Христова, народа Божия. Владыка отмечает, что при таком подходе духовенство тоже является мирянами с особыми поручениями и вспоминает, как его в одном собрании, куда духовенство не допускали, представили как «мирянина в епископском сане»3.

Церковь же митрополит Антоний определяет как «Богочеловеческое общество, в котором первый член – Господь Иисус Христос, действующая сила – Святой Дух, и во Христе и Духе мы делаемся детьми Бога и Отца»4. «Таким образом в Церкви присутствует вся полнота Святой Троицы»5. Это очень сложное определение, которое часто встречается в его текстах.

Из этих формулировок становится более или менее понятной роль мирян в Церкви. Мирянин – это тот, кто призван одухотворить и привести в область Бога всё, что его окружает, а в контексте Церкви это означает, что мирянин призван создать такое общество, в котором первым членом мог бы быть сам Господь Иисус Христос, отношения между её членами построены по образу отношения лиц Святой Троицы. В этом обществе дана возможность Святому Духу свободно действовать.

Казалось бы, всё просто, но на практике это весьма непростая задача. Она состоит в том, чтобы отказаться от мирских принципов подчинения, нравоучения, структур и правил, а предоставить Духу Святому стать действующей силой в том обществе, которое мы строим. Из опыта собственной жизни в приходе владыки Антония могу свидетельствовать, что важно вернуть человеку его настоящее достоинство, вернуть призвание следовать за Христом и привести мир к Богу, быть членом того общества, в котором первым является Господь Иисус Христос. Если человек это сознаёт, если он понимает, что строит такое общество, в которое, извините за приземлённость формулировки, – не стыдно пригласить Сына Божия, – то из этого неизбежно будет созревать, будет следовать ответственность мирянина.

Достоевский говорит: каждый перед всеми виноват за всё. Это значит, что на каждом, и на мне, и на вас – персональная ответственность. Бог ожидает от каждого чего-то невозможного, и только через Его помощь это становится возможным; по крайней мере, это даёт плоды.

Иван Ребиндер

Иван Ребиндер, вице-президент Всемирного братства православной молодёжи «Синдесмос»: Я могу говорить о собственном опыте и о своём взгляде на опыт Архиепископии. Сегодня мы сталкиваемся с большими трудностями, стремясь осуществить мечты и идеалы её основателей.

Устав Архиепископии основан на решениях Поместного собора 1917–1918 гг. На соборе обсуждали участие мирян в администрации приходов, даже в администрации епархий. И когда сегодня мы собираем Ассамблею, из каждого прихода приезжают и священники, и дьяконы, и миряне. В приходе есть небольшие группы людей, которые обсуждают важные вопросы. И на выдвижение кандидатуры епископа приезжает из каждого прихода один мирянин и один член клира. Синдесмос также является примером того, как миряне могут участвовать в решении очень важной проблемы в церкви, потому что когда он был основан в 1953 году, общения между поместными церквами, можно сказать, не существовало.

Те миряне, которые на самом деле участвовали в управлении приходом либо в Ассамблеях архиепископии, имеют практический опыт и могут проявить ответственность за будущее прихода и за будущее Архиепископии. Но есть и другая сторона: сама литургия не может происходить без мирян. То есть каждый из верных несёт ответственность за церковь. И если есть сознание этой личной ответственности, то есть и множество возможностей принять эту ответственность, потому что это в том числе и очень простые ежедневные вещи.

Довольно рано в РСХД и в Архиепископии поняли, что если люди приходят в церковь для того, чтобы встретить других эмигрантов, то это хорошо, но для нового поколения эта причина не может быть основной. И была предпринята большая работа по переводу богослужебных текстов на французский язык. Этим занимается РСХД, Православное братство в Западной Европе издаёт переводы и собирает тех людей, которые могут переводить, есть маленький монастырь Преображения, и сёстры монастыря тоже перевели сами множество текстов. Много людей этим занимается.

Крупные богословы, такие как Оливье Клеман и протопресв. Борис Бобринский, писали свои труды на французском языке.

У нас есть традиция, но её необходимо освоить и понять, как благодаря ей решать практические проблемы управления и другие проблемы в церкви. Это столетие, а может быть, и несколько столетий нужны будут нам, чтобы решить вопросы экклезиологии, понять роль и участие каждого в жизни церкви.

Современный кризис вынуждает подумать об ответственности каждого и в церкви, и в обществе. Достоевский говорит: каждый перед всеми виноват за всё. Это значит, что на каждом, и на мне, и на вас – персональная ответственность. Бог ожидает от каждого чего-то невозможного, и только через Его помощь это становится возможным; по крайней мере, это даёт плоды.

Алексей Субочев

Миссионер-катехизатор, православный публицист, автор и редактор портала «Наследие святых» Алексей Субочев (Москва): На самом деле «миряне» – это довольно правильный термин для современных верующих. Наша Русская православная церковь и в самой своей истории, и сегодня имеет ярко выраженную клерикальную структуру. И для большинства прихожан, и для светского общества церковь – это в первую очередь священство и маленькая группа верующих, которая «находится около алтаря»: чтецы, хор, маленький узкий класс образованных христиан, людей, которые имеют некое духовное образование, хотя бы в рамках полноценной катехизации, которая у нас до сих пор штучная. Остальное большинство что прихожан, что захожан (т. е. людей светских, которые иногда заходят в храм) о церкви и о том, что в ней происходит, имеют довольно слабое понятие. Есть известные опросы общественного мнения, которые говорят, что половина постоянных воцерковлённых прихожан никогда не читали от начала до конца Новый Завет (мы и некоторые дружественные нам священники повторили этот опрос ВЦИОМ на своих приходах, получилась та же цифра, она абсолютно правильная: у нас половина прихожан слабо знакома с текстом Нового Завета). А мы хотим от них каких-то подвигов, хотим, чтобы они были действительно верными… Для них это вещи довольно слабо понятные. Люди в большинстве своём приходят в наши храмы реализовывать какие-то свои естественные религиозные чувства. Они сталкиваются с таинством смерти, теряя своих близких, они сталкиваются с болезнями, с тем, с чем они в своей жизни справиться не могут, – и приходят в наши храмы плакать. Они увидели нашу церковь и поразились красотой нашего богослужения. Они в нём ничего не понимают, они стоят, слушают, крестятся, когда надо, но если спросить прямо после службы, о чём сегодня было апостольское чтение, ни один не ответит (я проводил эти опросы не на одном приходе, а на трёх-четырёх). Прежде, чем куда-то двигаться дальше, возлагать на наших мирян какую-то ответственность, сначала их надо просветить, сначала нужно донести до них, чем мы здесь в церкви занимаемся. Мы работаем, занимаемся просвещением, но пока ещё недостаточно. И без нормального, рабочего богослужения на русском языке у нас ничего не получится. Мы не сможем 140 миллионов населения нашей замечательной страны обучить церковнославянскому языку; у нас не хватит ресурсов, у нас не хватит преподавателей, у людей не хватит филологических талантов. Нам нужно разрешённое хотя бы в качестве миссионерского русскоязычное богослужение, чтобы люди понимали, что вообще происходит на службе. Это то, с чего всё в принципе надо начинать, – с просвещения. Тогда мы сможем что-то говорить дальше о мирянах.

Григорий Оханов

Григорий Оханов, председатель молодёжной ассоциации «Керигма» (Санкт-Петербург): Я представляю здесь Ассоциацию православных молодёжных общин Санкт-Петербурга «Керигма». Мы объединяем молодёжные сообщества разных приходов, помогаем им развиваться, проводим форумы, конференции, семинары, где активные миряне могут обменяться опытом. И всё это способствует тому, что, как мы надеемся и как мы видим, молодёжные сообщества на приходах развиваются и миряне всё больше и больше участвуют в разных сторонах церковной жизни. Это для нас очень важно.

Отвечая на вопрос «Кто такие миряне сегодня?», я бы лично не стал делать различия между этими терминами – «миряне» и «верные». Важна суть: есть ли совместное церковное действие, есть ли служение, есть ли общение. Мне кажется, самое важное – как раз развивать это общение.

Так кто такие миряне? Миряне – это невидимки. Невидимки, потому что они есть, но мы их не видим. Мы видим отдельных официальных церковных спикеров, мы видим разных маргиналов, которые выступают против каких-то фильмов, против пандемийных ограничений, которые пишут жалобные письма в епархии. И мы видим безличные структуры мирян. Лица мы не видим. Мы не знаем, что такое Церковь, мы не знаем, кто эти люди, какие у них интересы, какие цели, чего они хотят. А ведь большинство нашей церкви – миряне. Мне кажется, что для развития нашей церкви, для того, чтобы она максимально полно реализовывала своё призвание сегодня, нужно общение между мирянами, между мирянскими организациями и нужна совместная деятельность на приходах, в масштабах благочиния, в рамках епархии, любая. И я надеюсь, что мы – церковное сообщество – со временем осознаем то богатство, которое у нас есть. Наше богатство – это люди.

Когда мы читаем Новый завет, мы понимаем, что там нет разделения на мирян и священников, а есть разные служения и разные дары. Каждый на своём поприще, по своему дару, служит Богу ради того, чтобы какое-то важное качество церковной жизни было, укреплялось – именно по сути, по духу, а не только по форме.

Андрей Панов

Андрей Панов, создатель и ведущий паблика «Клуб ревнителей литургического возрождения»: Проблема ведь заключается в том, что когда церковь стала государственной, когда начался Константиновский период церковной истории, то возникла такая ситуация, когда постепенно границы церкви, границы государства, границы общества стали идентичными, они слились. Если ты в таком обществе родился, то ты хочешь не хочешь, должен быть христианином. И совершенно естественно, что именно в этот период понятие «верный» обречено было исчезнуть, и слово «мирянин» становится актуальным и довольно точно описывающим ту реальность, которая складывалась. Потому что если в церковную ограду из каких-то разных интересов входит множество людей просто потому, что они принадлежат этому обществу, их оказывается совершенно невозможно серьёзно, глубоко и систематически образовать, просветить (хотя мы видим, что были попытки, которые постепенно в церковной истории сошли на нет). Мне кажется, мы сейчас живём, изживая вот этот вот период государственного христианства, который по инерции передаётся нам и сегодня, когда у огромного количества людей в сознании это до сих пор живёт. До сих пор не пришло ещё понимание того, что христианство – это не совсем религия, это не просто обряды, это не только учение, какая-то философская или идеологическая система и т. д. Ведь важна не просто образованность, не просто какая-то осведомлённость даже, а именно призванность Христом. Мы прекрасно видим, что есть люди необразованные, которые заявляют: «Православие – это не хухры-мухры, церковнославянский язык – наше всё, и за него надо бороться», и провозглашают другие ценности, которые по большей части принадлежат миру сему, а не Духу. В то же время можно представить себе ситуацию, когда люди могут быть и образованными, и знающими, и начитанными, но тоже действовать исходя не из церковных интересов, а из каких-то других. Очень важно, что Церковь – это особое пространство, в котором должна быть и полнота Любви, и полнота Свободы, и полнота Красоты, и полнота Мира и Смысла. Когда мы читаем Новый завет, мы понимаем, что там нет разделения на мирян и священников, а есть разные служения и разные дары. Каждый на своём поприще, по своему дару, служит Богу ради того, чтобы какое-то важное качество церковной жизни было, укреплялось – именно по сути, по духу, а не только по форме.

Владимир Михайлов

Владимир Михайлов, психолог в фонде помощи хосписам «Вера», ведущий группы чтения Священного Писания (Москва): Я задумался над этим различением, потому что не очень, наверное, отождествляю себя со словом «верный». Для меня скорее привычно слово «мирянин». Но когда я примериваюсь к слову «верный», оно мне, конечно, импонирует. Оно заключает в себе больше потенциала. Если вспомнить такие противопоставления, как деятельность и созерцательность, активность или пассивность, принадлежность или отрешённость, то для верности, наверное, характерна их первая часть – деятельная, активная, включённая и т. д.

Те социальные процессы, которые мы видим в современном обществе, вопреки всему показывают укрепление социальных связей. Это и молодёжные приходские группы, и различные виртуальные православные сообщества, которые активно и бурно развиваются. Это тренд, который принимают и большие корпорации, которые ориентируются на поддержание локальных сообществ. Это свидетельство об изменениях в формировании горизонтальных связей.

Если говорить о конкретных людях – то меня больше окружают люди, которых можно назвать «верными», которые занимают активную, деятельную позицию. Я задумываюсь, с чем это может быть связано: может быть, с образованием. Например, я провожу группу для волонтёров в фонде помощи хоспису «Вера», и те люди, которые приходят на эту группу – волонтёры, по большей части – верующие, и они меня впечатляют «над-ситуативной» (как говорят психологи) активностью. Их ситуация, казалось бы, не требует какой-либо дополнительной деятельности: ты работаешь, всё нормально, у тебя семья, дети, но вдруг в них обнаруживается вот это движение, стремление к чему-то большему. Как правило, это какие-нибудь предприниматели – люди уже с активной жизненной позицией. Встреча с ними для меня лишнее подтверждение тому, что в современной России происходят созидательные изменения.

Марина Наумова

Марина Наумова, проректор по развитию СФИ (Москва): Мне очень близка позиция отца Иоанна Мейендорфа, который говорит, что вопрос о мирянах – один из главных вопросов современной церкви и её будущего. Потому что с ним связано решение многих серьёзных практических проблем и задач её миссионерской, социальной, волонтёрской, экономической и всякого рода иной деятельности. Мы с вами должны понимать (и об этом уже упоминалось), что, к сожалению, современное церковное сознание очень клерикализовано, и в умах многих людей церковь сводится просто к клиру. Но то поле задач, которое стоит в настоящий момент перед современной церковью, просто невозможно разрешить без участия тех, кого называют мирянами. Это важный момент, на котором я хотела бы заострить внимание.

Другой момент, который представляется мне чрезвычайно важным (и это то, о чём говорили и Григорий, и Владимир): со стороны тех, кого называют мирянами, есть желание каких-то изменений их положения в Церкви. Это действительно так. Миряне хотят реализовать свои знания, умения, способности. Дары, в конце концов. Послужить Богу, послужить людям. Неслучайно сейчас многие движения и в православной, и в католической церкви – это мирянские движения. Они объединяют людей, которые в рамках церковной институции не находят себя, не находят возможности проявить свою активность. И эти движения во многом имеют своей целью обновление, возрождение Церкви.

Сам термин «миряне» довольно позднего происхождения, и, конечно, по существу своему свидетельствует об обмирщении Церкви. В церковном сознании (а ещё, что, может быть, более тяжело – в церковных документах) он ассоциируется с чем-то не очень церковным. В каком-то смысле и сам этот термин нецерковный, бессодержательный и к настоящему времени устаревший. Поэтому, конечно, появление какого-то нового имени для тех людей, которые не принадлежат к клиру, было бы важным для Церкви. К слову, в Уставе Русской православной церкви фигурирует совершенно непонятное определение «прихожане» – «верующие граждане православного исповедания, достигшие совершеннолетия». О мирянах в этом документе говорится, когда речь идёт о приходе, который состоит «из клира и мирян». Почему термин «верный» (который, безусловно, был в древней Церкви, и упоминание о нём есть у разных отцов Церкви, а сейчас мы его можем услышать в литургии) ушёл из употребления в Церкви? На мой взгляд, это связано прежде всего с обмирщением, о котором говорил Андрей, со снятием с себя ответственности, с тем, что люди перестали быть действительно верными.

А кто это – верные? Святитель Климент Александрийский определяет их таким образом: в церкви есть оглашаемые, кающиеся и верные; оглашаемые – это те, кто хочет жить христианской жизнью, а верные – те, кто имеет силу для христианской жизни. И мне кажется, что эти слова о тех, кто имеет не благочестивый вид, а силу благочестия – очень точные.

————

1 Полностью встречу можно посмотреть на youtube-канале Форума «Имеющие надежду» или на сайте Форума forum-in.ru. Нужный раздел расположен по ссылке https://forum-in.ru/otvetstvennost_miryan.

2 «Наблюдайте, как вы слушаете…» – М., 2004.

3 Интервью. Континент. 1994. № 82. С. 236–246.

4 Из: «Я хочу поделиться всем, что накопилось…» – Труды. Т. 1. М., 2002.

5 Там же.

Кифа № 12 (268), декабрь 2020 года