Интервью с иконописцем Галиной Забегиной
Вы сказали о матери Марии, что она настоящая святая…
Я так сказала? А бывают святые ненастоящие?
Ну, не знаю. А Вы всем святым молитесь?
Нет, тем, кто уже нашёл свой путь к сердцу.
На выставке, посвящённой матери Марии, говорили, что можно на эту выставку приглашать и верующих, и неверующих. Что может сказать мать Мария, всей своей жизнью и всеми своими силами помогавшая бездомным изгнанникам из советской России, организовавшая ради этого «Православное дело», сегодня самого главного, на Ваш взгляд, и верующим, и неверующим?
Любой человек, верующий он или неверующий, даже зная силу величия этого подвига, может ощутить любовь. Потому что, наверное, только любовь может сподвигнуть и на такой подвиг, и на такую жизнь. И это то, что тронет сердце любого человека, будь он верующий или неверующий.
Как к Вам пришло решение написать икону матери Марии?
Эту икону меня попросил написать алтарник Фёдоровского собора Антон Криворуцкий. Я с ним давно знакома и всегда с радостью соглашаюсь на его просьбы.
А Вы что-то знали о матери Марии до этого?
Знала о её подвиге. Конечно, не было такого проникновения, как то, которое возникло уже во время написания иконы.
В древности иконописец порой уходил в затвор, сугубо постился. А как для вас проходил этот период?
У меня был образец иконы Парижских мучеников из православного храма в Париже. Он был не очень чёткий. Поскольку лики там трудно было разглядеть, я смотрела на фотографии. У меня было много фотографий всех четырёх мучеников… Я вообще трудно пишу, долго. Такая у меня особенность. А здесь это ещё совпало и с болезнью, и с военными действиями, и поэтому это был пост, начавшийся гораздо раньше поста. Как начался, так и продолжается и, дай Бог, когда-то закончится.
Что бы Вы пожелали нашим читателям? Это в основном верующие активные православные христиане. Они стараются что-то делать в церкви, не просто прийти в храм и уйти.
Я бы посоветовала им молиться молитвой к матери Марии. Она удивительная. Вы знаете её?
«Не допусти, чтобы сердце моё окаменело к несчастиям и нуждам людей, избавь меня от соблазна думать только о себе, защити меня и детей моих (имена) от злых людей, от болезней, зависти, роковых обстоятельств и нечаянной смерти.
Сохрани в нас, несмотря на испытания, посылаемые жизнью, веру, надежду и любовь к Богу, не допусти отчаяния и безверия.
Ты сама, мать Мария, пережила смуту в своём отечестве, прошу тебя, молись непрестанно о нашей многострадальной России, чтобы уберечь её от лихолетья и братоубийственных войн.
Пошли мне силы прощать врагов моих, укрепи моё терпение и сострадание к отверженным и несправедливо осуждённым. Прошу тебя, помоги мне и моим близким в умении и радости жить в скромности и довольствоваться малым. Да обойдут меня соблазн гордости и тщеславия, а также суета жизни и дьявольские нашёптывания, и не помешают они возносить молитвы во славу Бога, Пресвятой Богородицы и Святого Духа.
Мать Мария, не допусти в нас беспамятства, подай каждому по прошению, будь наставником немудрых и утешительницей умирающих.
Аминь».
Единственно, это перевод с французского, и там есть небольшая нестыковка нескольких слов. Там, где «Прошу тебя, помоги мне и моим близким…» – можно опустить два слова, или в другом падеже их сказать и продолжить так – «…с умением и радостью жить скромностью и довольствоваться малым». А читая последние слова – «подай каждому по прошению, будь наставником немудрых» – во время написания иконы я просто ощущала это наставничество…
А есть автор у этой молитвы?
Нет, автора нет, я знаю только, что это перевод молитвы с французского. Но для меня она действительно наставник и помощник разобраться. Мы же каждый день стоим перед выбором. Сделать правильный выбор с каждым днём становится всё труднее и труднее. Потому что всё время нас пытаются или информацией, или каким-то действием свернуть с пути. И вот я нашла себе помощника…
Вы изучали какие-то книги о матери Марии или её работы?
Всё, что есть про неё, я всё смотрела. Читала её стихи. Удивительные, чудесные стихи она писала. Одно стихотворение мне очень нравится:
Кто я, Господи? Лишь самозванка,
Расточающая благодать.
Каждая царапинка и ранка
В мире говорит мне, что я мать.
Только полагаться уж довольно
На одно сцепление причин.
Камень, камень, Ты краеугольный,
Основавший в небе каждый чин.
Господи, Христос-чиноположник,
Приобщи к работникам меня,
Чтоб ответственней и осторожней
Расточать мне искры от огня.
Чтоб не человечьим благодушьем,
А Твоей сокровищницей сил
Мне с тоской бороться и с удушьем,
С древним змием, что людей пленил.
Такое оно сейчас нужное, это стихотворение.
Беседовала Анастасия Наконечная.
Фото: ИА «Вода живая», Андрей Петров
Кифа № 4 (284), апрель 2022 года