О конференции «Трезвость и трезвение» рассказывают её организаторы и участники
Интервью с председателем братства «Трезвение» Александром Михайловичем Копировским
Недавно прошла конференция братства «Трезвение». Что это было за мероприятие? Оно бывает ежегодно или проводилось в первый раз, своими силами или совместно с кем-то?
На праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября, в церковном календаре с 2014 года стоит дополнение: Священным синодом Русской православной церкви этот день восстановлен как День трезвенности. Все помнят, в связи с чем была усечена глава Иоанна Предтечи: во время пира разгорячённый вином Ирод пообещал исполнить желание девочки, проплясавшей перед ним и его гостями. И когда та по наущению своей матери попросила голову Иоанна Крестителя, царь огорчился (не более), но решил, что его слово дороже, и отсёк голову Предтече. Поэтому решено было 11 сентября, в день памяти отсечения его главы, держать строгий пост и в то же время проводить какие-то трезвеннические мероприятия. В каждом храме должен быть в этот день отслужен молебен о страждущих от винопития. И если такие люди об этом узнают, они могут прийти, или их можно пригласить.
Наше братство «Трезвение», возникшее при Преображенском братстве в 2004 году, всегда отмечало этот день – но достаточно скромно, потому что он выпадал на будни, а многие братчики работали. И вот, наконец праздник Усекновения главы Предтечи совпал с воскресеньем. Поэтому мы решили, что проведём в этот день конференцию. Вначале думали, что она будет небольшой, т. е. что мы соберёмся братством «Трезвение» и пригласим нескольких гостей. А потом возникла мысль: почему проводить её так камерно? Ведь есть другие православные трезвеннические движения. Есть всероссийское братство «Трезвение», которое возглавляет священник из Екатеринбурга протоиерей Игорь Бачинин. Мы с ним знакомы, ездили к нему в лагерь трезвенников на озеро Увильды. Общаемся мы и с сотрудниками этого направления из Синодального отдела, который возглавляет епископ Верейский Пантелеимон (Шатов).
Я написал письмо от имени братства «Трезвение» на имя владыки Пантелеимона, потом позвонил руководителю Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерию Константиновичу Доронкину, с которым мы тоже давно знакомы. В результате состоялась трёхдневная (9–11 сентября) конференция, которую проводили вместе Синодальный отдел, трезвеннический Координационный центр, трезвенническое движение Москвы, которое представлял дьякон Иоанн Клименко, и наше братство.
Мы обговорили с ними программу, и нам предложили провести конференцию не на нашей площадке, а при храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе, около Павелецкого вокзала. Его настоятель, протоиерей Михаил Потокин, постоянно занимается проблемой трезвости. В соседнем доме храму принадлежит отдельное помещение – зал на 70 человек. Там конференция и состоялась. Её открыл В.К. Доронкин, вели её мы вдвоём с дьяконом Иоанном Клименко. Основная часть докладов – это выступления членов его трезвеннических общин и групп и членов нашего братства «Трезвение».
Программа была достаточно разнообразна: в пятницу, 9 сентября, – персональные консультации православных психологов для желающих. Мы в это время распространяли рядом с храмом трезвенническую литературу и беседовали с людьми, которые за ней подходили. В субботу, 10 сентября, с десяти утра до обеда шли доклады, а во второй половине дня звучали свидетельства о конкретном опыте (как положительном, так и отрицательном) выхода из зависимости или общения с зависимыми людьми членов разных братств и обществ трезвости. Мы прекрасно общались, почувствовали друг друга, поняли, что мы занимаемся одним делом, хотя часто и по-разному. Завершился этот день общей молитвой в храме во время воскресного всенощного бдения.
В воскресенье, в самый день праздника св. Иоанна Предтечи, там же в храме была литургия. Огромный храм был практически полон – к большому удивлению местного духовенства. Потому что на службу пришли не только обычные прихожане, но и православные трезвенники, а также члены Преображенского братства, прежде всего – входящего в него малого Иоанно-Предтеченского братства. Было очень много причастников.
После службы состоялся молебен о страждущих от винопития, о котором я рассказывал выше. Предваряя его, отец Михаил произнёс проповедь. В ней он напомнил, что Христос пострадал за всех людей и искупил их Своей Кровью – в том числе и зависимых, и что помощь им должна строиться прежде всего на вере в Него и нашей христианской любви к ним. Во время молебна восемь человек – членов Замоскворецкого общества трезвости – дали обеты полного воздержания от алкоголя на разные сроки, от трёх месяцев до года. Обеты произносились каждым из них отдельно, вслух, и все присутствовавшие в это время молились за обетников.
Затем приход устроил для участников конференции трапезу в том зале, где она проходила (при храме есть своя пекарня), после чего мы продолжили общение.
Акцент во второй день был на том, в чём различие между братством и обществом трезвости, и каковы перспективы их деятельности. Выступающие подчеркнули, что серьёзные перспективы в этой области есть только у православных трезвеннических братств. Общества трезвости не смогли пережить октябрьского переворота 1917 года, большевики их сразу закрыли. А там, где были братства, трезвенники остались. Например, последователи Ивана Чурикова (при всей спорности его фигуры) держались до того времени, пока их вместе с ним самим не пересажали уже в конце 1920-х годов.
Я сделал доклад о нашем братстве «Трезвение» как части Преображенского: объяснил, почему у нас получилось «братство в братстве» – как маленькая матрёшка в большой. О том, что мы нашли для себя пример православного трезвеннического движения в первом трезвенническом братстве вт. пол. XIX в., основанном Сергеем Александровичем Рачинским, профессором Московского университета. Потому что он призывал строить трезвенническую жизнь на горизонтальных связях, на тесном (он даже говорил – ежедневном) общении людей, которые страдают алкогольной зависимостью. Главным у него, как потом и у Чурикова, были даже не столько обеты, сколько постоянное устроение жизни всех своих членов по Евангелию.
Рассказал я и о том, как родилась аббревиатура «БТр». Что вначале это были просто первые буквы слов «Братство Трезвение». Но потом мы неожиданно для себя увидели в ней военные ассоциации (БТР в армии – бронированная машина, бронетранспортёр). Некоторые из сестёр вначале этим сходством возмутились. Но большинству оно понравилось, и с этим согласился духовный попечитель братства священник Георгий Кочетков. Он благословил нас и сказал: «Да, хорошо, будьте воинами». Какое-то время у нас даже эмблемой было изображение бронетранспортёра с аббревиатурой «БТр».
Но потом мы решили, что она всё-таки слишком одноплановая (даже при том, что на картинке у нашего БТРа не было пушки), а главное – безличностная. И нашей эмблемой стала икона святого Георгия Победоносца, побеждающего змия (в нашем контексте – зелёного змия), причём не своей, а Божьей силой. К сожалению, эта эмблема не отражает братских связей, ведь св. Георгий на ней один. И когда я об этом рассказывал, некоторые участники конференции мысль о необходимости внутренних братских связей очень поддержали, говоря: «У нас это тоже есть. Мы как семья!» На этой высокой ноте мы и расстались.
Какие ещё темы вызвали отклик у участников конференции?
Многих удивило, что слова «спирт» и «спирит» означают одно и то же – «дух». И что пьянство, которое, конечно, грех, зло, образ того самого змия – может быть одновременно искажённой формой духовного поиска. Что часто это не стремление уподобиться свинье, а попытка «взлететь» с негодными средствами.
Ещё вызвала горячий отклик тема зависимости и созависимости. Главное в ней – что нужно начинать с себя, решать проблему зависимости прежде в себе, а не в зависимом. Ведь нередко те, кто желает физической трезвости другого, сами оказываются нетрезвы духовно.
Неожиданным для многих оказалось то, что БТр – не общество, и даже не братство трезвости, а братство «Трезвение», что оно строит свою жизнь и деятельность на основе святоотеческого понимания трезвения как духовной ясности ума, внутренней целостности, преодоления страстей – а не только винопития.
А не возникал разговор о том, что злоупотребления эти бывают и от неверного способа преодолеть разобщение между людьми, от попытки выйти таким искажённым образом на общение?
Да, возникал. Большинство людей стремится к общению, к духу, к преодолению обыденности, к противостоянию тоске и злобе мира сего. Такие желания прекрасны, но средства их достижения бывают прямо этим ценностям противоположны.
Несколько человек, с которыми я знакома, очень хвалили конференцию. У всех ли осталось такое же радостное впечатление?
Отклики от всех участников были очень хорошие. Протоиерей Михаил Потокин особенно подчеркнул свою радость от того, что на конференции не было отвлечённого теоретизирования, и все выступления основывались на обобщении практического опыта.
Предварительно мы договорились о том, что теперь молебен о страждущих от винопития, на который можно приглашать любого человека, будет служиться не раз в год, а раз в месяц, в его последнюю субботу.
И ещё мы решили совместно проводить утро 1 января – начало нового года. В 2023 году этот день будет воскресным, и в храме о. Михаила в восемь часов утра будет служиться литургия, на которую наше братство, конечно, придёт.
Интервью с дьяконом Иоанном Клименко, членом правления Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православного братства «Трезвение»
В сентябре этого года в Москве прошла конференция «Трезвость и трезвение», организованная братством «Трезвение» и Замоскворецким обществом трезвости при поддержке Социального отдела Московской епархии и Синодального отдела по социальному служению. Что Вам показалось в ней важным?
С 2007 по 2012 год я был секретарём, а сейчас являюсь членом правления Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православного братства «Трезвение». Это братство, действующее при Синодальном отделе по социальному служению, призвано объединять православные общества трезвости по всей стране. У нас проходили достаточно масштабные всероссийские конференции, в том числе в 2008, в 2010 году – в рамках Рождественских чтений, собиравшие и по 300 человек. Но именно в рамках Москвы это, пожалуй, была первая крупная хорошая конференция. Конечно, было не так много народа, как могло бы быть, но для первого опыта это очень хорошо. Мне понравилось сочетание тематически интересных докладов и живого общения, свидетельств из жизни разных общин трезвости. Это сочетание теории и живых примеров было очень хорошим, создало очень тёплую атмосферу.
Как Вам показалось, в чём нерв конференции этого года, этого времени? Что сейчас особенно важно для людей?
Для многих людей сейчас очень важен вопрос, который мы успели немного обсудить – вопрос организации общинной жизни. Это меня самого сейчас очень волнует, и для многих руководителей общин, которых я знаю, этот вопрос очень важен. На епархиальном собрании в конце прошлого года Святейший патриарх говорил о том, что общество и так разобщено, да и пандемия людей ещё больше разъединила, и сейчас очень важно не только сохранить общинную жизнь, но и выстроить её так, чтобы общины были более сплочёнными. Да, можно уйти в интернет, в онлайн-общение, но это опасные тенденции. Онлайн-общение – хорошее подспорье, но оно не должно заменять личного живого общения в общинах, будь то приходские общины, о которых говорил патриарх, или же общины трезвости. Это, мне кажется, сейчас самый актуальный вопрос.
А каковы, на Ваш взгляд, пути строительства общинной жизни?
После конференции Александр Михайлович Копировский пригласил меня на собрание братства «Трезвение», и 15 октября мы были на нём вместе с секретарём Замоскворецкого общества трезвости. Мне всё очень понравилось: и совместная молитва, и последовавшее за ней обсуждение темы, и то, что люди из разных общин могли высказаться, и в молитве тоже могли вставить свои прошения и помолиться о членах своих общин или родственниках. Это очень хорошо. Собственно, это стало для меня темой для размышлений, потому что я сам возглавляю достаточно крупное Замоскворецкое общество трезвости, объединяющее 160 человек и 23 приходские общины трезвости.
Мы начинали с Замоскворечья, и служу я в Замоскворечье, в Марфо-Мариинской обители милосердия, но сейчас наше общество уже гораздо шире. У нас 23 общины: 12 в Москве, 11 в Подмосковье, ещё 10 онлайн-общин, ещё 2 общины в других регионах страны. И каждая община как-то существует. Но общих собраний у нас практически нет, есть лишь одно ежегодное – отчётно-перевыборное. И оно довольно формальное. Там обсуждается много формальных вопросов, связанных с уставом и т. д. Конечно, интересно, как год прожит, но всё-таки это немного не то. А тот опыт ежемесячных встреч, который я увидел у вас, мне понравился. И молитва совместная, и тему обсудили, и пообщались. Очень хорошо. Да, кто-то не смог приехать, но люди из разных городов подключались в онлайн-режиме. Так что мы сейчас как раз обсуждаем этот момент, и я сам над этим буду думать.
Хотелось бы более подробно познакомиться с жизнью вашего братства «Трезвение». Я думаю, что мы продолжим контакты. А ещё мы договорились о том, что теперь ежемесячно в последнюю субботу месяца в храме мучеников Флора и Лавра у Павелецкого вокзала будет совершаться молебен о страждущих. И настоятель храма, протоиерей Михаил Потокин, который возглавляет Социальный отдел Московской городской епархии, сказал, что после молебна можно остаться и чайку попить, и пообщаться.
На мой взгляд, это очень хороший практический итог конференции.
У меня подруга в братстве «Трезвение», и я вижу, что они там очень дружат, для них важно и посоветоваться, и пообщаться, и приехать друг к другу.
Да, это очень радостно. Это то, к чему я хотел бы и в своём обществе идти. Потому что получается, по крайней мере, на данный момент, что люди приходят со своей бедой, приходят за помощью, и мы стараемся помочь, и многим помогаем, но при этом пока человеку нужна помощь, он за ней приходит, а потом говорит: «Спасибо, до свидания». А ведь «нехорошо человеку быть одному», и хорошо бы, чтобы люди имели возможность присоединиться к общине, и не на то время, когда остро и болит, а вообще.
Александр Михайлович успел мне рассказать, что не все остаются именно в братстве «Трезвение», кто-то потом находит своё служение в каких-то других братствах Преображенского содружества, но всё равно остаётся на связи – и это хорошо, слава Богу. А кто-то остаётся и в этом братстве. Важно, чтобы у людей была такая возможность, чтобы им была предложена эта общинная жизнь.
Комментарии членов братства «Трезвение»
Мария Зиатинова, сопредседатель братства «Трезвение»: Для меня значимым было то, что наше братство впервые с Социальным отделом Московской епархии РПЦ смогло организовать и провести конференцию в день Трезвости 11 сентября. Что это было не формальное мероприятие, а живое общение и обмен опытом. Была представлена наша выставка, литература, доклады.
Самое ценное, что были свидетельства тех, кто сам освободился от зависимости или кому удалось помочь своим близким.
Была совместная молитва, совместная трапеза, во время которой можно было свободно общаться, знакомиться, задавать вопросы, обмениваться контактами. Три дня конференции принесли всем присутствующим вдохновение и радость, несмотря на такую непростую, можно сказать, тяжёлую тему, которой она была посвящена.
Сергей Шинкевич: Наше братство организовало трансляцию, привезли проектор для презентаций, выставку о трезвеннических движениях в России, привезли стенд с литературой. Мне кажется, это произвело впечатление на остальных участников.
Докладчики выступили все. Интересных докладов было много. Хотелось бы отметить выступление диакона Иоанна Клименко «Обеты трезвости: исторический опыт и современные результаты» и очень живое выступление А.М. Копировского «Опыт жизни братства “Трезвение” как части Преображенского братства». Он даже прочитал стихи Пушкина «К другу стихотворцу» (вполне на тему конференции), чем сорвал аплодисменты.
Сложность состояла в том, что мало времени выделялось на доклады, всего 15 минут. Но несмотря на это, конференция прошла на подъёме. Интересно было слушать об опыте других обществ трезвости (сами они называют себя общинами).
Были сильные свидетельства об опыте наших сестёр из братства «Трезвение» о действии Божьем в их жизни и жизни их зависимых родственников.
11 сентября была литургия в большом храме свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе, у Павелецкого вокзала, где в основном были братчики, заполнившие практически весь храм. Настоятель такого не ожидал и был очень рад. Я впервые присутствовал на принятии обетов не членами нашего братства.
На мой взгляд, хорошие плоды этой конференции:
– мы решили продолжить наше сотрудничество с приходскими трезвенниками;
– раз в месяц служить в этом храме молебен о страждущих от винопития;
– нас пригласили на оргсобрание по возрождению Первого московского трезвенического общества в рамках Координационного центра Московской епархии по противодействию алкоголизму и наркомании. Центр создан по благословению Святейшего Патриарха Кирилла при Социальном отделе Московской епархии;
– диакон Иоанн Клименко, руководитель Замоскворецкого православного общества трезвости, и член этого общества Дмитрий Матисон были на собрании братства «Трезвение» в октябре.
Лариса Аккуратова: Думаю, что очень удачно была выбрано название «Трезвость и трезвение» для конференции, проходящей в церковной среде. Важно, что собрались церковные люди, занимающиеся проблемой трезвости в течение многих лет и искренне заинтересованные в неформальном осмыслении своего опыта и опыта единомышленников.
Спектр докладов позволил обернуться к успешному, а где-то и спорному опыту прошлого. Доклад С. Шинкевича «Иван Чуриков и его движение народных трезвенников: православные или сектанты?», выставка по истории трезвеннических обществ в России XIX века и доклад диакона Иоанна Клименко, ответственного за организацию трезвенной работы при храмах г. Москвы, председателя Замоскворецкого общества трезвости «Обеты трезвости: исторический опыт и современные результаты» позволяют обернуться к опыту предшественников.
Очень удачным и интересным было обсуждение современного опыта трезвеннического движения. Подходы предложены совершенно разные и в этом интерес и возможность общего заинтересованного разговора.
А. М. Копировский рассказал об опыте братства «Трезвение» Преображенского Содружества братств. В основании этого опыта полноценная жизнь в церкви, где Христос Глава и Целитель, взаимная помощь и молитва братчиков.
Руководители общин трезвости Москвы рассказывали об опыте работы с зависимыми в малых группах по методу советского физиолога А.Г. Шичко, который много лет разрабатывал физиологические и психические основы борьбы с зависимостями. Результаты есть, но не очень понятно, куда идут люди в ремиссии, т. к. полноценного церковного окормления нет. Участники групп, как правило, не живут полной церковной жизнью, не участвуют в таинствах.
Думаю, дальнейшее наше общение было бы плодотворным, т. к. живые и болеющие за проблему люди всегда заинтересованы в живом и питающем слове.
Наталья Никулина, православный психолог, член группы братства «Трезвение» (Екатеринбург): Меня больше всего поразила атмосфера конференции, желание её участников делиться и узнавать новое, задаваться сложными вопросами и искать на них ответы, рассказывать о себе и искать выходы из трудных ситуаций, делиться радостью преодоления зависимости. Достаточно быстро стало понятно, что тема трезвости и трезвения для участников конференции жизненно важна. Всё, о чём мы говорили, не просто теоретические рассуждения, а живой и действенный опыт стремления обрести трезвость и трезвение.
Конференция показала, насколько важно общение для людей зависимых и особенно для их родных. Регулярные встречи в группах, обсуждение насущных тем, общая молитва, взаимопомощь – всё это объединяет наш опыт.
Много времени уделили непростой теме обетов. Как и когда приносить обеты, как исполнять, какая нужна в этом подготовка и помощь человеку, какие есть трудности.
Самой непростой темой стало разделение понятий трезвости и трезвения как христианской добродетели. Для христианина путь к трезвости идёт через трезвение. Хочется надеяться, что мы продолжим наше общение, и тема трезвения станет главной.
Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная
Фото Елены Чернявской
Редакция благодарит дьякона Иоанна Клименко за фотографию Замоскворецкого общества трезвости