Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Что в Вашей жизни значат служение, послушание и доброделание

На вопрос «Кифы» отвечают архиереи

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий
Митрополит Сергий

Сейчас в богословском дискурсе начинается обсуждение темы различения таких категорий, как служение, послушание и доброделание. Что в Вашей жизни значат служение, послушание и доброделание? Что для Вас важнее, куда Вы прежде всего вкладываете свои силы? И что Вы можете сказать в связи с этим о священнослужителях и мирянах вашей епархии?

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий: Главное, для чего создан человек и всё творение Божие, – это служение. Об этом хорошо сказал наш философ Иван Ильин, и я с ним полностью согласен. Главное – это служение. Доброделание должно вытекать из него.

Послушание же вещь очень интересная и требует особого рассуждения. Здесь нужно немного остановиться, потому как иногда можно услышать, что послушание – высшая добродетель. Я его таковой не считаю, потому что св. отцы говорят, что высшая добродетель – рассуждение. Да благословит вас Господь, подаст вам рассуждение.

Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор: Служение, помимо богослужения, связано с общением между людьми, а это и миссионерская, и просветительская деятельность, и помощь старшему поколению, которое уже немощно и находится в сложных жизненных обстоятельствах. Это как ниточка с иголочкой: стоит потянуть, и она всё за собой тянет. Это темы, о которых можно говорить часами, и раскрыть всё до конца мы не сможем. Да, всё это можно делать и по послушанию, поэтому здесь выделить одну грань невозможно. Когда всё взаимосвязано и гармонично, тогда реализация всех этих трёх компонентов – служения, послушания и доброделания – приносит реальные результаты. Человек не просто формально приходит в церковь, он становится действительно живой частью церкви, её членом, который не просто по традиции крещён или только по воскресеньям в храм приходит.

Что касается нашей епархии, то у нас есть благотворительное служение: и «дом для мамы», где женщины, находящиеся в трудном положении, могут пережить эту ситуацию, приобрести специальность, наладить свой быт, найти жильё, чтобы у них не было желания оставить ребёнка или не дай Бог совершить аборт, и реабилитационный центр, где мы помогаем людям, находящимся в сложных ситуациях, особенно людям опустившимся, стараемся их социализировать. У нас большое молодёжное движение, и помимо братства Александра Невского есть сестричество. Так что у нас, слава Богу, развито большое движение.

Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор
Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор

Епископ Находкинский и Преображенский Николай: Служение – это литургия, это приношение Тела и Крови Господней. А послушание – это послушание священноначалию: патриарху, Священному Синоду. И Господу Богу. Где-то это получается, где-то не получается, но самое главное – чтобы человек следовал канонам Русской православной церкви и вообще себя хранил от всех грехов.

Прихожане составляют единую Церковь, поэтому, конечно, всё зависит от священника, от архиерея: как он ведёт свой народ и куда ведёт. Он должен вести свой народ не к себе лично, а к Богу, должен сам показывать пример в доброделании. Народ, который увидит за ним это доброделание, будет идти к Богу.

У нас в епархии есть воскресная школа, сто детей. Каждую субботу и воскресенье они приходят на учёбу. Есть общение между прихожанами. Очень много причастников, в основном дети. Мы просвещаем народ, прививаем что-то святое детям. У нас очень тяжелый край, край переселенцев. Поэтому там было насаждено в своё время безбожество.

Мы изучаем по имеющимся у нас источникам жизнь новомучеников, то, как они пострадали, готовим материалы к их канонизации. Думаю, что со временем к именам двух прославленных в нашей епархии новомучеников прибавятся новые имена. Господь знает имена Своих, кто пострадал за веру. Поэтому мы молимся всем святым.

Епископ Находкинский и Преображенский Николай
Епископ Находкинский и Преображенский Николай

Если доброделание – это свободное волеизъявление желания человека быть полезным, то послушание – это всё-таки добровольное «вчинение» себя воле другого человека («подчинение» – не очень хорошее слово, так что именно «вчинение»). Служение я бы поставил не в ряду этих понятий, потому что служение в самом высоком смысле этого слова – это акт жертвенной любви…

Епископ Амурский и Чегдомынский Николай: Наверно, всё-таки стоит разграничивать эти понятия. Разграничивать именно с позиции свободной воли человека. Доброделание – это абсолютный акт свободной воли, правильно? А в послушании всё-таки есть некий элемент ограничения этой воли. Вспомните связанные с ним слова: «своеволие», «неволить». Есть здесь оттенки некоего ограничения свободы. Если доброделание – это свободное волеизъявление желания человека быть полезным, то послушание – это всё-таки добровольное «вчинение» себя воле другого человека («подчинение» – не очень хорошее слово, так что именно «вчинение»).

Служение я бы поставил не в ряду этих понятий, потому что служение в самом высоком смысле этого слова – это акт жертвенной любви, жертвенности. Это акт самого высокого её проявления. Служение всегда связано с жертвой. Недаром мы говорим светским людям (да и нашей пастве говорим), что неправильно, неприемлемо говорить священнику, идущему совершать богослужение, что он идёт на работу. Он идёт совершать служение. Точно так же как и в тех местах, где человеку тяжело и сложно. Там совершается служение, а не работа. И таких профессий, о которых можно сказать, что это настоящее служение, немного.

Что касается меня лично, то в моей жизни и того, и другого, и третьего достаточно. Всего поровну, потому что есть и обязанности, и свободное волеизъявление. И, конечно, как у любого христианина, есть необходимость проявления действенной, деятельной любви, жертвенного служения.

И всем нам, чтобы в этом возрастать, надо постоянно учиться. Учиться везде и всему. Что-то приходится учить заново – те уроки, которые были преподаны, но может быть, забыты, либо неправильно, не совсем глубоко поняты. Всегда приходится чему-то учиться. Не только в отношении науки, но и в отношении всех вещей, которые являются аспектами человеческой природы.

У нас суровая дальневосточная епархия. Комсомольск-на-Амуре – это север Хабаровского края. Место суровое, но благодатное. Некоторые явления столичной жизни или более центральных, развитых регионов до нас доходят с трудом. При такой суровости климата человек может надеяться исключительно на свои силы. Это сообщает определённую мудрость, определённую силу живущим в нашем крае людям. И действительно, дальневосточный народ, комсомольчане – это люди без двойного дна, совершенно искренние, порой до того даже, что думаешь, что это всё слишком непосредственно, слишком просто. Тем не менее это особенность дальневосточного народа.

Епископ Амурский и Чегдомынский Николай
Епископ Амурский и Чегдомынский Николай

Сейчас мы открываем ранее неизвестные страницы истории православной культуры на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре. Открываем такие страницы, которые связаны с развитием жизни православия в городе, который задумывался как город без Бога. Он должен был быть городом юных безбожников, комсомольцев, у которых совсем другие убеждения. Но говорить, что там совсем ничего не было, – это заблуждение. История, расчищенные, раскопанные пласты этого вопроса говорят, что всё было не так. Мы готовим к изданию эти материалы. Они свидетельствуют о том, что в «городе юности» была православная община. Предваряя один из моментов нашей будущей публикации, могу сказать, что среди членов этих общин были солдатки – матери и жёны участников Великой Отечественной войны. Одна из них писала в 1946 году письмо Сталину с просьбой разрешить открыть приход. Не в каждом городе в тот момент существовали храмы или даже надеющиеся открыть их общины.

Занимаемся мы в епархии и темой новомучеников, которая в принципе трудно раскрываема. Действительно, Комсомольск-на-Амуре как часть Дальлага – это место мучения многих и многих людей, в том числе, мы уверены, и священнослужителей. Об этом сейчас сложно детально рассуждать, так как многое засекречено. Но потихоньку открывается, что, например, многие исповедники, будучи заключёнными, участвовали в строительстве Комсомольска-на-Амуре. Достоверно известно о священномученике протопресвитере Михаиле Околовиче, который в 1938 году строил Комсомольск-на-Амуре и там же был приговорён за религиозную пропаганду к смертной казни. Пытались найти место этого лагеря, но, к сожалению, это был лагерный пункт, он был не стационарный, и этого не удалось сделать. Таких историй очень много и предстоит открывать и открывать многие страницы.

Беседовала Анастасия Наконечная

Кифа № 3 (319), март 2025 года