Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Призвание русского народа и его святыни

Из интервью священника Георгия Кочеткова

Священник Георгий Кочетков

Вопрос о святыне – это очень трепетный, очень важный вопрос, действительно связанный с русской идеей. Как русская идея порождает наши святыни, так и эти святыни формируют русскую идею и поддерживают её в живом историческом контексте. Святыня – это нечто живое, в русской традиции уж точно. У всех есть и должны быть два рода святынь: светские и духовные, церковные. Они находятся в определённых взаимоотношениях, но они всегда несколько разные. На протяжении всей русской истории они пытались сосуществовать как-то симфонически, гармонически.

Сейчас в нас сидит боль за наши святыни – и отсюда крайняя актуальность нашей темы. У нас нет своих святынь, поэтому у нас нет своих авторитетов, а поэтому у нас сейчас нет и русской идеи, и значит, полноценного русского народа. Важно, что в истории святыни народом обретаются, важно и то, что святыни могут народом теряться. Кроме того, важно помнить, что святыни могут искусственно конструироваться и навязываться народу, а народ при этом должен смотреть, принимать эти навязанные ему святыни или не принимать.

Вся русская история – это тоже история русских святынь, как и история раскрытия русской идеи. Если брать в целом домонгольский период, то мы увидим, что первой общерусской святыней практически сразу стала Киево-Печерская лавра. Святыней для людей был и великий князь, заботящийся о процветании государства, а с церковной стороны ею был митрополит. Главной русской святыней быстро стала икона Владимирской Богоматери XII века. Конечно, святыней тогда была и Русская земля, наряду с главой Русской церкви и главой Русского государства. Понятие Русской земли как земли крещёной и русского народа как по преимуществу крещёного понимается у нас как святыня, и это правильно. Русский народ всерьёз появляется только тогда, когда он принимает крещение.

Вид Киево-Печерской лавры в конце XIX века
Вид Киево-Печерской лавры в конце XIX века

Стоит вспомнить три периода нашей истории, которые коренным образом меняют нашу жизнь, в том числе меняют представления о святыне. Если перейти к послемонгольскому периоду до времени Петра I, до периода истории Российской империи, то и здесь есть понятие Русской земли. Прп. Сергий Радонежский сразу был воспринят как игумен земли Русской, хотя он даже не князь, и значит, князь для народа имел меньшее значение, чем создатель и руководитель монашеской общины, святой человек, который направляет и важнейшие действия князей. Из-за этого Троице-Сергиева лавра становится святыней, на которую переходит слава Киево-Печерской лавры. Появляется и икона, которая становится такой же общенациональной святыней, какой была Владимирская. Владимирская Богоматерь сохраняется как неотъемлемая от русского народа святыня, но появляется прп. Андрей Рублёв со своей «Троицей».

К тому времени и Киев через Владимир переезжает в Москву, поэтому новой русской святыней становится Московский кремль, где сидит великий князь и где живёт глава церкви, так что и здесь есть прямая преемственность. Персоналии могут меняться, «олицетворение» святыни может быть несколько иным, но святыни остаются те же – Русская земля, глава церкви, глава государства, лавра и чудотворная икона.

Конечно, акценты постепенно меняются. После падения Константинополя в середине XV века возникает идея преемственности государственной власти как власти священной, которая должна находиться в симфонических отношениях с церковью, и тогда возрастает роль руководителя государства. Русское государство ещё не было единым, но видно, как всё это растёт именно через Москву, потому что Москва становится центром русской жизни.

Вид Троице-Сергиевой лавры. Гравюра, 1877 г.
Вид Троице-Сергиевой лавры. Гравюра, 1877 г.

Потом идёт время устроения и расширения русского государства – с царя Ивана Грозного до имперского времени. Русская земля как святыня укрепляется. В то время акценты смещаются в сторону расширения Русской земли, в основном на восток, хотя и на запад, ведь воссоединение Украины с Россией в 1653 году – важнейший факт восстановления единства Руси, русского народа.

Тут мы переходим ко временам Петра Великого и имперской России. Здесь тоже есть понятие Русской земли как святыни, но это уже империя. Это Русская земля, но на ней живёт много народов, и русский народ всячески помогает их просвещению, их самоорганизации, их включению в культурную, цивилизованную и духовную жизнь – а это три близких, но не тождественных реальности. Возникает совсем новый город Петербург. Фактически всё приходит к реальности двух столиц: есть старая столица – Москва, где есть старые русские святыни, и есть новые русские святыни – петербургские. От московских они отличаются прежде всего тем, что глава государства святыней остаётся, а глава церкви уже нет, потому что его самого нет, так как упраздняется патриаршество. Это не случайно, поскольку в целом идёт резкий крен в сторону разделения святынь духовных и светских. В Петербурге тоже появляется своя лавра, как она была в Киеве и под Москвой. Но Троице-Сергиева лавра была больше укоренена в нашей истории, а Александро-Невская больший акцент ставит на общеполитических процессах истории европейской.

Общий вид Александро-Невской лавры в 1815 году
Общий вид Александро-Невской лавры в 1815 году

Постепенно к началу XIX века для русского человека святыней становится его голос совести. Для русской культуры, в том числе народной, крестьянской, решение всех споров и проблем по совести и по правде (а в высших кругах – по чести и совести) становится важнее решения их по юридической норме. Чувство правды, чести и совести было для русских людей очень важным.

XIX век – это блестящий век русской культуры, русской литературы, русской музыки, русского искусства и русской духовности. Я имею в виду, конечно, не столько официальных представителей церкви и государства, а прежде всего таких, как старцы Оптиной пустыни и как создатели православных братств, например Николай Николаевич Неплюев. И конечно, Пушкин, Достоевский, Гоголь, Толстой и многие другие русские поэты и писатели – это действительно святая русская литература и наша светская святыня, т. е. «наше всё». Безусловно, если мы пришли к XIX веку, то мы должны здесь говорить и о всемирной отзывчивости как христианской русской идее и русской святыне, т. е. о желании русского народа и России просветить весь мир, оторвав его от рабства у тьмы. Происходит явление настоящего русского Ренессанса, русского Возрождения, пусть и очень краткого, насильственно оборванного большевиками.

В XX веке происходит срыв, и русский человек оказывается вообще без своих святынь. Все святыни попираются, уничтожаются, оскверняются – и храмы, и иконы, и лавры, все национальные традиции, а главное их носители – лучшие русские люди, как и их светские и духовные руководители. Нет уже понятия Русской земли, уже не священной фигурой являются церковные служители. Псевдосвященными фигурами становятся советские руководители. Советская земля – это уже не Русская земля, советская культура – это уже не русская культура. В это время всякое желание жить по-русски, в соответствии со своими святынями, русским призванием и со своей русской идеей уходит вглубь, куда-то в тень и в подполье.

Аполлинарий Васнецов. Кремль в XVII веке
Аполлинарий Васнецов. Кремль в XVII веке

Тут ещё можно сказать и о русской душе, поскольку русская идея и русская душа почти синонимы. Это очень важно, потому что из всего сказанного о русских святынях – и из всемирной отзывчивости, и из безграничности Русской земли, и из образа милосердия, жалостливого ко всем, – как раз вырастает русская идея соборности и личностности, братства и общины, которая может быть предложена всякому русскому человеку не только в церковном, но и в светском варианте. В потенциальном и реальном русском народе постепенно становятся важны не просто иконы, не просто лавры и старцы, не просто главы Русской церкви и Русского государства. Акцент в восприятии образа русской святыни ныне переносится на духовные качества. Даже столь важное для нас понятие Русской земли, которое сейчас официально отменено, но которое есть в сердце каждого русского человека, потому что его нельзя отменить, ведь это не юридическая, не формальная категория, – даже эта святыня не превосходит святыни соборности и личностности в русском варианте, как и общинности и братскости. Поэтому русский человек может принять идею покаяния и духовного возрождения даже в той обстановке, в которой мы живём, похожей на духовную пустыню.

Нам надо поддерживать наши основные святыни, для чего в первую очередь нужно вернуться к главнейшей Святыне – к Господу Богу, ко Христу, к Церкви, но не просто как человеческой организации, весьма несовершенной, а как живому народу Божьему, который может и в перспективе понести крест всемирной отзывчивости. Это идеал и призвание Русского народа и Русской церкви.

Наше призвание очень глубоко и широко. Так Бог судил, это не мы сами выбрали. Наша история могла бы развиваться совсем по-другому, но на сегодняшний день по воле Божьей есть то, что есть, и мы не можем эту волю отвергнуть.

Беседовал Алексей Наумов

Кифа № 5 (321), май 2025 года