Этим летом сошлось вместе множество круглых и «полукруглых» дат, связанных с именами дорогих для нас всех людей. И мы решили, что интереснее для читателя будет услышать не наше мнение об ушедших праведниках и святых, а их собственные живые голоса.
Епископ Михаил (Грибановский) (1856–1898)
Ты спросишь, какая же моя внешняя цель. Она вполне вытекает из внутренней. Всюду, где только можно, насаждать царство любви и гармонического развития личности в духе при помощи Христа. В этом в сущности разрешается всё православие, все его догматы, вся этика, все таинства, все обряды, вся жизнь. В разъяснении православия в этом смысле теоретическая задача наша. В проведении такого православия в жизнь частную, семейную, общественную, государственную вся наша практическая задача. В братском союзе сочувствующих и отдающихся всецело этой задаче людей – самый верный задаток обновления православно-русской жизни.
Из письма к П. 20 декабря 1893 г.
Покаемся в своём прошлом, покаемся в своём легкомыслии, в своей самонадеянной гордости, в своих страстях и грехах, решим, с Божией помощью, начать новую жизнь! Устремим всё своё внимание, всю свободу своего сердца и ума на дарованную нам благодать возрождения! Будем непрестанно молить Бога, чтобы Он прорастил в нас Им же положенное семя новой духовной жизни! Будем холить и питать это семя добрыми расположениями сердца, хорошими мыслями и делами на благо нашей душе и на благо нашим ближним! Будем непрестанно помнить своим сердцем и умом, что мы – новая тварь о Христе, и, сообразно с этим, во всём и внутри и вне себя поступать по воле Божией, по обновлённому человеку, по силе всегда призываемой и всегда помогающей нам благодати Св. Духа! Отвергнем старое и ветхое, вступим с ним в беспощадную борьбу, и начнём растить в себе и кругом себя новое, Христово. А главное, перестанем надеяться только на себя, а возложим всё упование на силу Божию, действующую в нас, на благодать Св. Духа, возрождающую нас и постоянно дающую нам источник новых сил на творчество добра в себе и других! Отбросим своё самомнение и самочиние и покоримся всецело божественному водительству… И тогда спасение будет близ нас; тогда мы поймём, что такое жизнь в Церкви, тогда жизнь будет для нас лёгкой и отрадной, тогда все заповеди и уставы её, весь закон Христов будет лишь желанным и радостным путём к Царству Божию, к наследию вечной блаженной жизни, тогда мы найдём силы совершить всё предназначенное нам во славу Христа, тогда радость жизни обнимет и захватит нас, как облаком небесным, на сретение нашему Господу… О Господи! буди, буди!..
Из книги «Над Евангелием»
Святой праведный Алексий Мечёв (1859–1923)
Мы должны разгружать друг друга, когда видим, что человеку тяжело; нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь чем можно, так поступая, входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадём, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились.
Апостол говорит: «Исповедайте друг другу согрешения». Мы должны делиться друг с другом переживаниями, разгружать друг друга, брать на себя груз других. Ведь горе, рассказанное другому, уже полгоря. Поступая так, мы совсем забудем своё «я», оно перестанет мучить нас, и когда это будет, тогда мы встанем на верную дорогу, подойдём ко Христу…
Все наши встречи не случайны. Господь сводит нас с тем, чтобы мы воздали должное людям, окружающим нас. Он как бы говорит: «Вот твоя земля, твой участок, твоя нива, возделай её. Если тебе не воздаст он должного, ты не суди его. Я пошлю тебе другого, он воздаст тебе должное, а его Я обращу и так мудро, что он придёт ко Мне и не погибнет, ибо Я пришёл спасти, а не судить мир. Окружающие люди, вот где ты должен трудиться»…
Из наставлений. Источник: «Пастырь добрый»: Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексия Мечёва
Архимандрит Таврион (Батозский) (1898–1978)
Ныне христианин забыл о своём великом призвании на земле. Ведь Господь во всём нам велел уподобляться Себе, а значит – чтить душевную красоту. Одно ваше присутствие в мире должно аромат нести, людей преображать, сеять пример увлекающий. Где же ваш целительный аромат, христиане? Вы в церкви своей не можете порядок навести: сплетничаете, сеете недоверие и раздор. И это в церкви, а что в мире творите – глаза не глядели бы! Господь же наш сказал: «Облекитесь в чистые ризы, ибо близко Царство Небесное!» Он нас предупреждает, чтобы мы заранее готовились, ибо никто не знает день и час, когда Он сойдёт на землю. Наши ризы – это не тряпки, за которыми сейчас все охотятся, а духовные одеяния, наша чистота духовная. Чем же её обрести, как не Св. Причащением? Господь смывает наши грехи Своею Пречистою Кровью, как говорится в псалме 50-м: «Омыеши мя, и паче снега убелюся». Вот такими убелёнными, очищенными душевно мы и должны ходить пред Богом.
Важнее ж всего, чтобы христианин участвовал в мире, наставлял и поучал людей жить по совести. Современные люди ведь избрали жизнь без совести. Вот и в семьях живут кое-как, как попало, по своей воле, потому всё и не клеится. Но совесть так просто не обманешь – иного так замучает, что и сам не рад, а уползти некуда. Господь дал нам заповеди Божьи, но раньше того начертал их в нашем сердце. Их-то мы и ощущаем как совесть. Порой нам дано это почувствовать со всей реальностью и силой – боль такая, пострашнее физической. Господь, однако, милосердствует, а потому открыл нам путь к покаянию.
Из проповедей. «Православная община» № 13-15, 1993
Митрополит Антоний (Блум) (1914–2003)
Если бы мы только умели друг во друга поверить, не быть ослеплёнными ни поступками людей, ни их действиями; не быть оглушёнными их словами, а молчаливо заглянуть в человеческую душу и прозреть в ней возможную человечность, возможное человеческое величие, и соответственно предложить человеку новую жизнь, предложить ему наше доверие – и призвать жить в полную меру своего человеческого достоинства! Если бы мы так могли друг ко другу относиться, всё было бы возможно среди людей, любые преобразования, и новая жизнь настала бы для человечества…
Мы должны так верить в человека, такое ему подарить доверие, так его вдохновить, чтобы он нашёл в себе храбрость, мужество, радость, творческую радость себя осуществлять. Хоть он не гений – но он человек; хоть он ничем не выдаётся – но пусть будет самим собой настолько полно и прекрасно, как ему доступно. И тогда мы не будем на него накладывать бремена неудобоносимые, мы не станем на него накладывать тяжесть, которой он никак понести не может, потому что мы не станем требовать с него, чтобы он стал тем, чем он никогда, даже в мечте не мог быть.
Из книги «Жизнь перед Богом»
Александр Исаевич Солженицын (1918–2008)
Подходил высший момент сегодняшней службы: протяжное «Святый Боже, Святый крепкий», и все уже знали, хотя и не всем было видно через раскрытые врата, что священник вознимает с престола большой крест, увитый цветами, и, больший чем голова его, возлагает к себе на голову.
А вот и вышел с ним на амвон, предшествуемый двумя отроками с большими толстыми свечами и дьяконским каждением. Вот бережно спускался по ступенькам и под хор «Спаси, Господи, люди Твоя» двинулся к центру храма и там уложил крест в цветах на аналое. Окадил его, обходя. Земным поклоном пал перед ним на ковёр. За ним второй священник. За ним дьякон.
И вдруг, за хором, чутко, все в храме уже уверенно знающие и каким-то дивом не вырываясь, не отставая, не украшая тех лучших голосов, но подпирая их мощью, взняли полнозвучное, взмывающей земной силой не похожее на всё тонкое и прекрасное, что пелось до сих пор:
– Кресту-у-у Твоему-у-у по-кло-ня-ем-ся, Влады-ыко-о!
Это была – как волна, покрывающая всех тут и до того цельная, что как будто она и перенесла Крест по воздуху, не роняя, – на аналой посреди храма.
Нет, не волна, а соединяющая сила, которую действительно ничто на Земле не может сломить.
– Кресту-у-у Твоему-у-у по-кло-ня-ем-ся, Влады-ыко-о!
И падал весь храм в едином земном поклоне – и снова вставал. И снова победно –
– Кресту-у-у-…
Потом хор пел один – «Животворящему древу поклонимся» – а в толпе возникла толчея, но братственная, взаимоуступчивая, толчея до тех пор, пока она выливалась в струйку к аналою, где покинут был простор для падения ниц и затем целовать большое серебряное распятие в круге неколющих цветов.
Твоим Крестом разрушится смерти держава.
Из «Красного Колеса», Узел III. Март семнадцатого. Книга 3. Глава 430
Протоиерей Павел Адельгейм (1938–2013)
За 3000 лет до нас псалмопевец воспел, что братское общение прекрасно. Если не формальное. Братство прекрасно, когда братья общаются и любят друг друга. Давид не имел в виду коммунальную квартиру, армию, тюрьму и проч., куда людей загоняют насильно. Приход, епархия, РПЦ является свободным братством? Связывает нас любовь, или живём вместе, подчиняясь дисциплине? Если церковь «только земная организация с маленькой буквы, которая до неба не дотягивается и может быть одолена вратами ада», в ней нет Христа. Его Церковь врата ада не одолеют.
Идеалом прихода навсегда остаётся община ап. Иакова. Там были несогласия, вызвавшие апостольский собор. Но там было братство. Мы ответственны за духовную атмосферу, сложившуюся в приходе, в епархии, в РПЦ. Это общее дело всех и каждого члена Церкви. В создании семейной гармонии участвует вся семья. Все имеют голос и заслуживают уважения. Архиереи и фарисеи отвергли народ: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин 7:49) и убили Христа. Гармония, которой ждали, не случилась. Нельзя построить церковь Христову из одних архиереев.
Из Живого журнала о. Павла. 12 марта 2010 г.