Интервью с председателем Ассоциации выпускников и студентов Свято-Филаретовского института Анной Алиевой
Анна Борисовна, в этом году исполняется 15 лет АВиС. Что это за организация, что это за сообщество?
Ассоциация выпускников и студентов Свято-Филаретовского института – это, действительно, очень интересное явление. Его уникальность – в его молодости. Мы знаем, что многие европейские университеты имеют за своей спиной многие сотни лет истории, но поскольку нашему институту чуть больше 30 лет, то и ассоциация у нас тоже юная.
Есть несколько моментов, которые делают её особенной. Прежде всего, это сообщество, которое возникло как инициатива снизу, без каких бы то ни было менеджерских программ, профессиональных усилий, при помощи которых сегодня часто «собирают комьюнити» вокруг разных организаций, в том числе вузов. Ещё один интересный момент: студенты всегда объединялись в студенческое содружество, это было характерно для всех университетов, в том числе средневековых. Но у нас, поскольку наши преподаватели по большей части бывшие выпускники, то есть тоже члены Ассоциации, нет традиционного разделения между студенческой корпорацией, которая отстаивает свои права, и преподавательской корпорацией. Обычно они друг с другом соревнуются или стараются отстоять какие-то принципиальные моменты. У нас всё происходит по-другому. Наше содружество – скорее общее. Да и вообще дружеское и братское общение – это тоже наш важный ресурс. Я не знаю, отличаемся ли мы в этом от других, потому что дружество и братство – это общие студенческие качества. Но мы и светский вуз, и одновременно христианский, и в нашей основе лежит христианское дружество и братство. Это относится не столько к каким-то правилам или ритуалам, сколько к бережному и поддерживающему отношению к другому человеку. Конечно, это встречается не только среди христиан, но для нас это было особенно важным.
Когда человек учится и получает образование, особенно богословское, он лучше начинает понимать себя и свои отношения с Богом. Но на этом пути возникают и какие-то совершенно уникальные отношения с другим человеком, который по этому же пути рядом с тобой движется. И эта атмосфера благоговения к другому человеку, видения в человеке большей глубины, даёт необычайную глубину и отношениям между людьми. Мне кажется, с этим связаны важные черты нашей ассоциации, то, на чём она основывается. Она ведь, собственно, и родилась из такого дружеского общения, дружеского пира, который в христианстве называется агапой, но который открыт, в общем-то, и всем людям. Среди студентов есть не христиане и в это дружество выпускников приглашаются все.
Я помню, когда рождалась эта ассоциация, я думала, что в это настолько прекрасное сообщество немедленно вступят все студенты и выпускники. Мне даже показалось, что примерно так и произошло. А сейчас я спрашиваю у некоторых студентов и выпускников: «Вы в АВиСе?», а они отвечают: «Нет». И меня это очень удивляет. Каков сегодня принцип вступления в ассоциацию? Как это сейчас происходит?
Мне кажется, у любого такого сообщества студентов и выпускников всегда есть как минимум два «концентрических круга». С одной стороны, конечно, все, кто является студентом или выпускником, входят в большое дружество студентов и выпускников. У нас два раза в год бывают, по меткому слову одного из членов АВиС, «братские дружеские пирушки», на которые мы собираем всех, и даже недоучившихся студентов, чтобы у них в жизни было какое-то вдохновение. Но всё-таки всегда есть те, кто в большей степени отвечает за то, чтобы, например, издавался «Вестник СФИ». Ведь нынешний журнал, который входит в перечень ВАК, начинался в недрах АВиС. Или за организацию студенческой конференции «Сретенские чтения». И даже за то, например, чтобы состоялись эти дружеские пирушки.
Сейчас у нас есть и такой опыт: те, кто приобрёл какие-то навыки в написании итоговых работ, вообще в подготовке научных, богословских исследований делятся своим опытом с теми, кто только начинает учиться и очень в этом нуждается. Письменные работы – это не самая сильная сторона вообще всех российских вузов (возможно, и мировых тоже), это известная история. Это то, чему специально нужно учить. И наши выпускники включились в этот процесс помощи старших младшим.
Есть у нас и научно-богословские, церковно-исторические семинары. Те, кто в этом больше заинтересован, кто хотел бы, чтобы это было, готовят доклады или организуют это.
И вот всё это – АВиС в более зримом виде, имеющем границы и даже членство. И те, кто захотел на себя взять больше ответственности за жизнь Ассоциации, и назвались её членами.
А есть ли ещё какие-то направления работы, которые пока, может быть, только планируются?
Как и всякое сообщество, АВиС растёт. И, конечно, когда силы умножаются, появляются и другие возможности. Наш институт давно дружит с другими богословскими вузами и некоторыми семинариями. И сейчас мы ещё в рамках нашей ассоциации тоже стараемся осуществлять это межинститутское общение. Поскольку в центре жизни института, когда он создавался, стояло общение, община, воцерковление жизни, для нас общение с другими вузами очень важно, как и вообще дружба с самыми разными единомысленными нам людьми. Это воплощается в каких-то общих проектах, семинарах, поездках друг к другу в гости, обмене опытом.
Я думаю, если жизнь будет продолжаться, то будут рождаться и ещё какие-то направления. Но какими они будут, пока трудно сказать.
Думаете ли вы о том, как привлечь людей, не связанных напрямую с опытом Преображенского братства, к Свято-Филаретовскому институту?
Я не думаю, что нужно так ставить задачу. Мне кажется, и основатель нашего института, отец Георгий Кочетков, не жил никогда так, чтобы «привлекать к себе людей». Его оппоненты обвиняют его в этом постоянно, но он совсем по-другому живёт. Он старается с людьми дружить, быть и общаться. Я помню, десять лет назад я брала у него интервью к его 60-летию, и он рассказывал, что ему трудно было общаться с людьми, но он понимал, что в общении самая важная ценность, и преодолевал себя. Было много разных историй в жизни, когда он собирал какие-то дружеские круги, и это было пространство общения. Кто-то оставался и шёл дальше вместе, кто-то просто поддерживал дружеское общение. И оглашение начиналось с того, что отец Георгий просто делился тем, что у него было. Сначала один, потом другой человек захотел это узнать, и вот за пятьдесят лет из этого родилось братство и Свято-Филаретовский институт. Такая свобода и уважение дружества, как мне кажется, притягательно просто как пространство жизни. Я хотела бы, чтобы таких огоньков, где свобода, дружество и братство, уважение к человеку, было в России больше. Как и площадок для качественной богословской дискуссии. (Сейчас, например, в издательстве нашего института вышли очень интересные книги, и очень хотелось бы, чтобы их обсуждали не только в Москве в Свято-Филаретовском институте.) Не обязательно всех стягивать в один центр. Пусть какие-то семена прорастают везде. Мне кажется, наша задача – не только рассказывать об институте, но и растить этот дух дружества и свободы и в России, и в Русской церкви. И из этого будут расти цветы и плоды хорошие. Я в это верю.
Беседовала Анастасия Наконечная
Фото: Александр Волков
Кифа № 11 (279), ноябрь 2021 года