Фрагмент круглого стола «Ответственность мирян», проходившего в рамках Форума «Имеющие надежду». Часть 2
Мы публикуем вторую часть1 одной из встреч проходившего в августе 2020 года интернет-форума «Имеющие надежду». Напоминаем, что в ноябрьском номере «Кифы» мы печатали фрагменты, отвечающие в первую очередь на вопрос «Кто такие верные сегодня, почему верующих часто называют мирянами, а понятие “верные” почти забыто?» Сегодня мы предлагаем читателям те фрагменты встречи, которые связаны с вопросами: «К кому в первую очередь обращён тезис об ответственности верных христиан в церковной жизни? Как этот призыв может изменить жизнь современных христиан?»
Михаил Бахадов: Мне хотелось бы рассказать о трёх небольших опросах, которые мы проводили в фейсбуке, в группе «Академия порядочных семинаристов». Подписчиками этой группы являются не только семинаристы. Это совершенно разные люди, интересующиеся православием, церковной жизнью; их около 40 тысяч. В наших опросах в сумме участвовало около 2800 человек – те, кто сам проявил такое желание (никакой специальной рекламы мы не проводили).
Первый опрос – «В каких сферах церковной жизни могут участвовать миряне?» – предполагал возможность нескольких вариантов ответа. Три варианта, набравшие наибольшее количество голосов, были связаны с тем, что всего ближе и понятнее: социальная деятельность (83,69%), помощь храму и приходу (82,98%) и творчество (73,67%). Следующие три были связаны с просвещением (73,23%), миссией (69,91%) и активным участием в богослужении – пением в хоре, помощью в алтаре, составлением чина богослужения, проповедью (66,31%). Замыкали опрос созидание общин (57%), участие в церковном управлении (49%) и набравшая наименьшее количество голосов помощь в пастырском попечении (38%).
Второй опрос был посвящён возможности мирян проявлять инициативу в церкви. Здесь было четыре наиболее популярных варианта. Около 40% сказали – да, должен мирянин быть инициативным, и чем больше, тем лучше. Примерно треть ответила, что это возможно, но важно образование, чтобы человек понимал, что и как он в церкви делает. Около четверти опрошенных возможность инициативы ограничили: необходимо благословение. То есть сначала инициатива, но без благословения ей хода давать не нужно. И примерно одна пятая сказала, что нужно локализовать инициативу на своём приходе.
Третий опрос был посвящён вопросу «Как мирянин несёт ответственность за церковную жизнь?».
Стоит сказать, что на все три опроса почти не было негативных комментариев, более того, возникали довольно интересные дискуссии.
Какие предварительные выводы можно сделать из этой небольшой серии опросов? Самый простой – тема эта не вызывает отторжения. Не так мало церковных людей, которые хотя бы на уровне идеи согласны, что ответственность мирян необходима, что она может проявляться в достаточно разных сферах и здесь недостаточно просто активности, а важно образование. Люди согласны в том, что свидетельство, миссия, просвещение важны и большая ответственность здесь лежит на мирянах. В первом опросе больше половины людей проголосовало именно за это. Так что диалог на эту тему не лишён смысла. Он может раскрывать новые области ответственности, о которых мы ещё не думали, а в каких-то понятных и привычных областях раскрывает новую глубину. Это вселяет надежду, что ответственность мирян не только возможна, но может возрастать.
Миссионер-катехизатор, православный публицист, автор и редактор портала «Наследие святых» Алексей Субочев (Москва): Верные личную ответственность уже проявляют. Собственно говоря, это та небольшая группа людей, которая делит ответственность со священниками и держит тяжесть нашей церкви на своих плечах. И наверное, первое, с чего нужно начинать простым прихожанам, мирянам, чтобы становиться верными, – это повзрослеть. Да, наша церковь клерикальна, у нас в центре священники, наши отцы, которые нас направляют. Это правильно, но давайте постараемся видеть в наших дорогих священниках не только духовных лидеров, но и наших братьев во Христе. Им тяжело. У меня очень много друзей-священников – и в фейсбуке, и лично. Вы не представляете, насколько им тяжело. Даже если рядом есть небольшая группа, ядро общины в 5–10 человек, на которых можно опереться, которые придут и поддержат, остальные сто человек приходят, оставляют что-то в свечном ящике (это то, на что ты пытаешься как-то выжить и содержать храм) и уходят. И когда ты вкладываешь, вкладываешь, вкладываешь, читаешь проповедь за проповедью и нет никакого ответа – это для священников невероятно тяжело. Сейчас есть большая проблема – выгорание священников. Оно происходит именно из-за того, что священнику просто не на кого опереться и он всё делает, всё вкладывает в общину, но нет никакого ответа. Люди постояли – «ну, да-да, батюшка хорошо сказал проповедь» – и разошлись, и – ничего. Один батюшка (я смотрел трансляцию) всё говорил, что Преображение – это хорошо, но надо, если мы пришли яблочки освящать, поделиться, что-то оставить. Стояла толпа, сказала: да, хорошо. Ушли – никто ни одного яблочка не оставил. Вот они, миряне. Не надо так. То есть мы – верные, мы – христиане, и церковь – это не церковь батюшки, или хора, или чтеца. Это наша церковь. Мы в ней живём. И первое, с чего нужно начинать, это понять: эта церковь – моя, не чья-то, и это мой храм, мой приход, мой предстоятель-священник, который от нашего имени читает эти молитвы, и я в них участвую.
И здесь мы приходим ко второй необходимой вещи: это литургическая грамотность. Для современного прихожанина это вещь необходимая. Когда люди не умели читать, можно было опираться на «богословие в красках». Сейчас все люди образованные, все умеют читать, в интернете можно найти всю необходимую информацию. Изучить и понимать хотя бы основы христианского вероучения может каждый. Понятно, что образованием всё не ограничивается. Есть более верное слово – просвещение. В жизни христианина обязательно должен быть свет, и центр этой жизни, жизни всей церкви – Литургия. Без разумного, осмысленного единения всей общины едиными устами, единым сердцем со Христом, без совместного причастия не будет просто ничего. Если же мы просто постояли, послушали, «выстояли» Литургию ногами, мы можем двадцать-тридцать лет ходить в церковь и оставаться такими же «деревянными по пояс». Никакой христианской жизни, никакого христианского участия в нас не будет и сердце у нас не проснётся, потому что мы к Христу не идём, потому что мы Литургию слушаем «ногами», а не головой, не разумом, не сердцем. Мы не соединяемся со Христом, мы просто стоим ради какой-то благодати, которая на нас должна снизойти. А Литургия не в том, что благодать нисходит, а в том, что мы все вместе соединяем себя со Христом, и все вместе, включая священника, становясь ближе ко Христу, становимся ближе друг к другу. Вот тогда мы становимся общиной, вот тогда мы становимся верными. Без этого литургического единства никакие покрасы заборов, никакое образование не поможет. Мы создадим прекрасные клубы по интересам, у нас есть, как хорошо сказал о. Павел Островский, прекрасные дружные «секты православного обряда», когда люди соединяются вокруг какого-то священника, и он для них – свет в оконце, а все остальные – какие-то непонятные еретики. Я знаю и людей, которые в православной молодёжной организации участвуют в разнообразной активности, но в храмы при этом не ходят, не причащаются. Эти люди – прекрасные, православные, молодёжные, активные, но они не верные христиане, потому что они годами не причащаются. Активность – это ещё не христианство. Образование – это ещё не христианство. Объединение вокруг Литургической Чаши, вокруг Христа, ответственность за церковь, разделённая с клиром и со всем церковным народом, – вот это христианство. И без этого ничего не будет.
Григорий Оханов, председатель молодёжной ассоциации «Керигма» (Санкт-Петербург): Для личной ответственности необходимо участие, необходимо, чтобы у сообщества мирян, в частности, у молодёжного сообщества, было какое-то дело и была ответственность за определённое дело в приходе. Тут совершенно безосновательно нападали на покраску заборов, это тоже очень хорошее дело. В церкви все служения полезны: и покрасить забор, и заниматься катехизацией, или миссионерством, или социальным служением – всё хорошо, всё полезно. И очень важно священников освобождать от большой организаторской нагрузки. И у нас в молодёжных общинах всё так устроено, что миряне, входящие в эту общину, занимаются организацией, а священники помогают следить за духовным климатом, за целеполаганием, за церковностью всех этих дел.
* * *
Во время круглого стола звучали некоторые записи, связанные с его темой. Фрагментом одной из них нам хотелось бы завершить этот материал.
Из интервью председателя Преображенского братства Дмитрия Гасака: Часто миряне думают, что всё в церковной жизни зависит от высшего церковного руководства, от священнослужителей, то есть от старших по положению в церкви, от носителей сана. Но двадцатый век показал, что не всё зависит от иерархов и священнослужителей. Чрезвычайно много зависит от мирян, от тех, кто не является носителем сана, кто принадлежит к такому церковному сословию, которое в простонародье называется «простые верующие».
На мой взгляд, все члены церкви должны ясно и трезво понимать цель не только своего личного, индивидуального христианского пути, своей личной христианской судьбы, но и всей церкви. Конечно, ответственность за церковную жизнь каждый может взять в свою меру, но тем не менее о главном содержании церковной жизни должны задумываться, размышлять и рассуждать все верные, все члены нашей одной большой христианской семьи.
————
1 Полностью встречу можно посмотреть на youtube-канале Форума «Имеющие надежду» или на сайте Форума forum-in.ru. Нужный раздел расположен по ссылке: https://forum-in.ru/otvetstvennost_miryan.
Кифа № 2 (270), февраль 2021 года