Традиционные подарки и рождественский спектакль несмотря на пандемию пришли в хоспис
Этим Рождеством было особенно тихо. Думаю, не только потому, что нельзя собираться большими компаниями. Для рождения нужна тишина, сосредоточенность и спокойствие.
Чтобы сделать что-то доброе, тоже пригодится тишина, сосредоточенность и спокойствие. В этом году мы с друзьями по традиции собрались, чтоб сделать что-то рождественское, праздничное и радостное для наших знакомых и любимых хосписов, и в этот раз особенно для наших родных и/или церковных бабушек, которые не выходят из дома.
Видели, как дети лет трёх включены в то, чем они заняты? Всем телом, всей душой, всем умом. В тишине и сосредоточенности мы успели достаточно много: налепили очень натуралистичных сладких, вкусных и нарядных «клубничек». Назвали их потом «клубника в январе». Кто-то мужественно боролся и победил ручную мясорубку, она все ингредиенты выжимала в обратную сторону. (Помните «Мишкину кашу» Носова?) Кто-то занимался художественной лепкой и натурально красил, и покрывал зародыши клубники искрящимся инеем сахара – волшебство. Кто-то вырезал «звёздные» хвостики из зелёной бумаги. Последнее прикосновение волшебной палочки – воткнуть в сочную мякоть ягоды половинку зубочистки с зелёной юбочкой. Дано: вафли, печенье, свёкла, сахар, зелёная бумага, зубочистки. На выходе – клубника в январе, радость для многих-многих знакомых и любимых, и совсем незнакомых людей.
Для всякого волшебства приходится собираться с мыслями, с друзьями, с тишиной и с желанием принять в своё сердце больше, чем оно способно принять. И тогда волшебство случается. В тишине кухни вырастает клубника в январе, прямо на противне. Звучит песня, самая тихая песня в мире – про «…телёнок носом тянется к Нему, звезда глядит во тьму».
В этом году открылись и «подпольные конторы» лепщиков «клубники». Волшебство – дело заразное. То там, то здесь просили рецепт и оклубничивали кого-то.
Почему-то в предрождественские наши посиделки, потом в святочные всегда появляются новые любимые песни. Потому что хорошие песни, я подумала, тоже рождаются из тишины, из тишины сердца. (Вокруг могут, даже должны возиться дети, их гомон и беготню очень ценят жители хосписа, например. Это нарушает и не нарушает тишину сердца, и оно может ожить.)
На следующий день первые десантники нашей «Братской няни» (есть такая зум-передача теперь в пандемию) высадились у домов своих любимых запертых, как царевны в тереме, бабушек. Бабушки счастливы, дети и взрослые ещё больше, наверное.
7 января мы праздновали Рождество и причащались дома с Ниной Алексеевной. Она уже давно, ещё до пандемии, разучилась выходить из дома. Живёт одна. Встретила она нас в шёлковой лиловой блузке, самой нарядной, которую сшила сама, никогда не скажешь, что не от современного дизайнера. После причастия, поздравлений и обеда рассказывала о своём любимом ушедшем уже муже, удивительном человеке. Всякий раз, когда приходишь к ней, узнаёшь что-то, что остаётся потом и живет внутри, что-то, что меняет внутреннее содержание тебя.
До хосписов «клубника» доехала к Богоявлению. Когда ты не можешь прийти, чтоб обнять, поговорить, поделиться стихотворением или песней, то стараешься передать побольше мороженого, пряников и мандаринов, чтоб как-то это компенсировать.
Что-то вещественное, то, что можно потрогать, понюхать, съесть или любоваться – то, чего всем так не хватает – проявление любви. Тёплые слова, радость встречи, конверт с открыткой, снежинка, вырезанная из бумаги, домашние печенюшки…
Подростковая студия театра «Преображение» приготовила к Рождеству новый спектакль по рассказам О. Генри – интересное совпадение: тоже про подарки. Те хосписы, где сейчас не самые тяжёлые пациенты, попросили запись спектакля и посмотрели её.
А подростковая студия театра «Преображение» приготовила к Рождеству новый спектакль по рассказам О. Генри1 – «Дары волхвов». Интересное совпадение, тоже про подарки и про то, когда можно начинать уже спокойно «жарить котлеты».
Те хосписы, где сейчас не самые тяжёлые пациенты, у которых есть силы смотреть или слушать, попросили запись спектакля и посмотрели её. И прислали отклик: «Дети прекрасные. Плюс это онлайн формат и мы всегда можем посмотреть ещё раз. И хоть это и читка, но дети все равно отыгрывают свои роли и голосом, и мимикой»…
В докарантинные времена мы, конечно, живьём показывали все спектакли и концерты, которые собирались иногда просто из того, чем взрослым и детям хочется поделиться: песня, танец, стихотворение. Потом всегда чай с вкусностями и разговоры «за жизнь». В московских хосписах, слава Богу, есть специальный круглый стол со скатертью. А кто не может сидеть, того привозят к праздничному концерту и столу прямо на постели. То есть привозили в доисторические, допандемийные времена…
И вот я думаю, и «клубника», и чай – только повод. Повод к остановке и тишине, в которых может родиться общение и даже Младенец Христос. И Он родился однажды и рождается в сердцах каждый год, нет, гораздо чаще, всякий раз, когда в тишине сердца мы слышим песню – разговор с Ним и с другим человеком, незнакомым и знакомым, счастливым и несчастливым. Через человека, через его тишину Он может коснуться сердца и родиться в его яслях.
Марианна Чмыхалова
————
1 Именно так – О. Генри, а не привычным нам образом (через апостроф) писался псевдоним Уильяма Сидни Портера. Сам писатель утверждал в интервью, что имя Генри взято из колонки светских новостей в газете, а инициал О. выбран как самая простая буква. Один из рассказов был подписан писателем даже «Оливье Генри». Ошибка в написании псевдонима во многих русских переводах была связана с тем, что он был воспринят как ирландская фамилия (такая как О`Нил или О`Мур).
Кифа № 1 (269), январь 2021 года