Интервью с Юлией Валентиновной Балакшиной, членом Экспертного совета ВАК по теологии, заместителем главного редактора журнала «Вестник СФИ»
Вестник СФИ более трёх лет входит в список рецензируемых научных изданий. В своё время включение его в этот список совпало с приказом Министерства юстиции о признании в России учёных степеней по теологии. Тогда в связи с этим Вы говорили, что восстановление в России богословской школы – задача не одного дня, и её решение требует в том числе и таких площадок обмена научной мыслью, как научный журнал. Что удалось сделать «Вестнику» в этом направлении за прошедшее время?
Нашей целью всегда было сделать журнал площадкой не столько для «необходимых авторам ВАКовских публикаций», сколько для серьёзного обмена мыслями, богословскими идеями, что позволило бы читателям входить в глубину той или иной богословской проблемы. В первую очередь на решение этой задачи направлено создание тематических номеров. Объединить все материалы вокруг одной темы получается не всегда, но есть номера, которыми мы можем гордиться – например, выпуск № 30, посвящённый антропологии. Мы знаем, что для Церкви одна из центральных проблем XXI века – это вопрос о человеке: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» (Пс. 8). Эта проблема была поставлена ещё в XX веке, когда человек был всячески уничтожаем, низводим до положения лагерной пыли… Мы попытались собрать авторов из разных стран (общение в контексте общемировой богословской мысли для нас тоже принципиально важно): это и о. Георгий Кочетков, который издал целую серию книг по антропологии, и Катя Толстая из Нидерландов, и отец Манфред Дезелерс, сотрудник отдела образования Центра диалога и молитвы в Освенциме, и целый ряд других исследователей проблемы человека.
Ещё один тематический номер (№ 36), который должен выйти в свет в ближайшие дни, посвящён переводу богослужения на современные языки. По этому поводу сегодня очень много и страстно дискутируют, но при этом часто приводят какие-то детские, непродуманные аргументы, в то время как серьёзная богословская мысль мира уже давно подошла к этим же вопросам с гораздо более сложных продуманных позиций. Так что можно будет взять этот журнал и освоить проблематику перевода в научном поле.
В ситуации полемики на каком-нибудь коллоквиуме (или ещё хуже – телеканале) люди, которые принадлежат к разным церковным полюсам, обычно не встречаются, а если даже и встретятся, не имеют возможности спокойно, методично, последовательно выразить свою мысль.
Второй приём, который мы используем, – это жанр академического интервью. Мы предлагаем нескольким людям (тоже из разных стран) ответить на одни и те же вопросы, связанные с определённой темой, которая сейчас является особенно актуальной и дискутируемой. Авторы этих интервью свидетельствуют о том, как им важна эта возможность спокойно высказаться. Ведь в ситуации полемики на каком-нибудь коллоквиуме (или ещё хуже – телеканале) люди, которые принадлежат к разным церковным полюсам, обычно не встречаются, а если даже и встретятся, не имеют возможности спокойно, методично, последовательно выразить свою мысль. А здесь эта возможность есть. Мы, наверное, не можем претендовать на то, что таким образом возникнет какая-то научная школа, но, безусловно, возможность для современной спокойной полемики по сложным богословским вопросам наш журнал предоставляет.
Вы упомянули проблемы антропологии и проблемы перевода. Были ли ещё какие-то темы, которые, может быть, не занимали целый номер, но заслуживают упоминания?
У нас была попытка религиозно-философского и богословского взгляда на причины и последствия революции в России. Важна и в целом проблема отношения Церкви к исторической памяти.
Нас всегда интересуют экклезиологические проблемы: природа церкви, её границы, церковные разделения и пути их преодоления. Об этом мы несколько раз писали и несколько раз делали академические интервью разных богословов на эту тему.
Сейчас мы планируем летний журнал, посвящённый миссии и катехизации.
Хотелось бы нам поговорить, безусловно, и о проблемах теологического образования, о том, что будет с ним дальше. Образование в XXI веке стремительно меняется. Вот лишь одна из сторон этого процесса: мы сами свидетели того, как все переходят на дистанционный режим.
Мы думаем и о том, что человечество сталкивается сейчас с такими антропологическими вызовами, которые связаны с самой физической природой человека: проблема смены пола, проблема отодвигания границы человеческой жизни. На них тоже Церковь должна пытаться что-то ответить, и мы попробуем собрать людей, которые на эти темы думают и могут что-то всерьёз сказать.
Вы сказали, что часто люди не могут спокойно обсуждать какие-то темы, оказываются в контексте, где трудно говорить. Но тем не менее, может быть, Вам вспоминаются какие-то более или менее удачные дискуссии не только на страницах «Вестника», но и на страницах других изданий, во время конференций, в том числе организованных Свято-Филаретовским институтом? И существует ли дискуссия как таковая в богословском поле?
Мы стараемся публиковать рецензии на наиболее острые и интересные книги, которые появляются в современном теологическом поле. Иногда эти рецензии бывают очень неформальными, и такой отклик одного думающего человека на высказывание другого становится реальным развитием мысли. Это бывает очень любопытно и представляет собой ещё один путь для дискуссии.
Мне кажется, наше общество разучилось дискутировать, со-беседовать, слышать и уважать мысль и личность другого человека.
Но в целом, мне кажется, наше общество разучилось дискутировать, со-беседовать, слышать и уважать мысль и личность другого человека. Очень печальные «дискуссии» разворачиваются в соцсетях. Разговора между условными представителями разных полюсов не происходит, они не собираются на одних и тех же страницах. Одним из примеров этого стал недавно вышедший сборник «Системные проблемы православия», который мы также собирались рецензировать. Он посвящён проблемам православной экклезиологии, которые «высветила» и обострила пандемийная ситуация: язык богослужения, богословие таинства, пастырская практика, понимание того, что есть народ Божий, из чего он складывается и как его взращивать. Почти каждый из материалов (как и сам сборник) призывает к широкому обсуждению, систематической дискуссии, однако сам по себе является набором независимых друг от друга высказываний представителей одного «полюса».
Насколько мне известно, и в целом говорить о полноценной богословской дискуссии по острым вопросам пока не приходится.
Беседовали Александра Колымагина, Анастасия Наконечная
Фото: Александр Волков
Кифа № 12 (268), декабрь 2020 года