Интервью с преподавателем СПбДА, кандидатом богословия протодиаконом Константином Марковичем

Отец Константин, что бы Вы могли сказать, исходя из Вашего практического и богословского опыта, о развитии общинности, создании общинной атмосферы на приходе?
То, что мы сейчас пытаемся реализовать в рамках нашей церковной деятельности для формирования духа общинности в наших приходах, это не что-то новое, и мы стоим не перед какими-то новыми задачами. Это служение Церкви буквально от начала её бытия. Другое дело, что, конечно, в эпоху до Константина Великого Церковь жила в условиях гонений, в условиях необходимости скрывать своих прихожан от внешнего мира, чтобы не подвергать их опасности. И христианские общины были полузакрытыми, я бы сказал «элитарными» в хорошем смысле этого слова. Потому что для того, чтобы стать христианином, надо было понимать, что придётся, возможно, исповедуя Христа, оказаться в тюрьме и более того – претерпеть смертную казнь. Критерием этой «элитарности» было мужество и бесстрашие. Поэтому то, о чём мы все прекрасно знаем – Disciplina arcani1, долгие сроки оглашения, долгие сроки испытаний, всё это было, конечно, обусловлено ещё и спецификой той эпохи.
Интересен в этом плане опыт франкской церкви в VIII–IX веках, в эпоху правления династии Каролингов, когда созидалась новая христианская Европа. Церковь франкского государства вынуждена была решать те же проблемы привлечения людей, катехизации, обучения, созидания христианских общин. Кстати, этот опыт у нас очень мало изучен. На сегодняшний день он является темой моего научного интереса, и недавно мне утвердили тему докторской диссертации, связанной именно с этим периодом.
Так что рецепты решения этих проблем также не новые, они все представлены в творениях святых отцов.
Если мы говорим о катехизации, то, конечно, настольной книгой каждого катехизатора должны быть творения свт. Кирилла Иерусалимского. в них дан очень чёткий, ясный и понятный пример того, как нужно вести разговор с людьми, приходящими к вере и в Церковь. В этом отношении ничего же не изменилось – то же Писание, тот же Символ веры. Это же можно сказать о цикле бесед свт. Амвросия Медиоланского De Mysteriis/De sacramentis2.
Что-то всё же изменилось. Вы вспоминали Disciplina arcani. В те времена внешнему, нецерковному человеку трудно было попасть в церковное сообщество. А сейчас приход открыт абсолютно для всех.
Традиция Disciplina arcani уже с IV века стала просто рудиментом, хотя сохранялась ещё в течение более чем столетия. Церковь стала открыта для всех, её таинства и обряды стали известны.
Но как строить общину среди людей, которые входят, выходят, приходят, заходят?
Здесь нашим девизом должны быть слова о единстве веры и единстве любви. Это слова из беседы блаженного Августина на 99-й псалом, это то, о чём я только что говорил в своём докладе. В своём толковании он говорит, что в церковном общении люди должны поддерживать друг друга в единстве веры и в союзе мира, и ещё в единстве любви. И когда самые разные люди, со своими достоинствами и даже со своими недостатками и слабостями будут объединены этим основным принципом, основным девизом, тогда и будет созидаться община. И каждый должен свои действия, свои желания, свои устремления согласовывать с этим принципом: поддерживайте друг друга, носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов.
Беседовала Анастасия Наконечная
————
1 Disciplina arcani (дисциплина тайны) – строгое ограничение, наложенное на распространение сведений о некоторых сторонах учения и практики Церкви среди неверующих, нецерковных людей. Даже оглашаемые, уже входившие в диптихи, то есть считающиеся членами Церкви, узнавали учение постепенно, поэтапно, так, например, о мистике и догматике рассказывалось только после принятия таинства крещения.
2 Три труда свт. Амвросия Медиоланского «Объяснение Символа веры» (Explanatio Symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis) представляют собой огласительные поучения, в которых объясняются основные положения христианской веры. – Ред.





