Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Православное свидетельство в секулярном мире: Церковь – это не то, о чём рассказывают светские СМИ

В дни Христова Рождества в Преображенском братстве завершили подготовку к воцерковлению около 40 взрослых людей. Этому долгожданному моменту предшествовало около года вхождения в традицию православного богослужения, чтения Писания, личной молитвы и научения жизни по вере. Насколько готовы современные, часто очень занятые люди, уделять столько времени духовной жизни? Что они ищут сегодня? Мы попросили Елену Каштанову, одного из катехизаторов Преображенского братства, рассказать об особенностях современных катехуменов. Будучи жительницей Екатеринбурга, Елена рассказала нам и об особенностях православной миссии в этом регионе.

В последнее время в разных контекстах, в том числе на предстоящих Рождественских чтениях, поднимается тема секуляризации. Как, на Ваш взгляд, секулярный мир, в котором мы живём, откликается на христианскую миссию? Что это значит для тех людей, которые решаются всерьёз войти в Православную церковь? Изменилась ли в этом плане ситуация по сравнению, например, с 1990-ми годами?

Елена Каштанова: Мне кажется, главное в секуляризации сегодня – это не политическая составляющая (начавшаяся ещё с Петра I и Екатерины II), а духовная. Люди, которые сегодня приходят на оглашение, «растасканы» разными смыслами. Они находятся под властью разного рода тёмных духов. Практически все имеют духовный опыт такого рода, что астрология в этом ряду – самое безобидное. И голова у них настолько этим определена, что они по сути даже свой путь к Богу воспринимают как некоторый тренинг, потому что привыкли так мыслить, привыкли, что есть какой-то момент, который нужно сейчас пройти: что-то узнать и как-то в своей жизни это потом применить. Люди не воспринимают оглашение как путь, во время которого ты сам меняешься, потому что тебе открывается свобода от всего, у чего ты был в рабстве. Они воспринимают это как некоторый новый комплекс знаний в их жизни.

Если же вспомнить 1990-е годы, то это был вал людей, приходивших в церковь с огромным рвением и доверием. У нас крестилось множество народа, все храмы были переполнены года до 1999-го. Потом примерно до 2010 года пошёл период тотального недоверия вообще ко всему в церкви. После этого на какое-то время всё немного ожило, но сейчас у людей отношение к церкви вновь агрессивное. Они считают, что церковь – это пространство, где воруют, обманывают, накачивают сознание, где всё старое, древнее, ветхое. Вчера у меня был разговор с одной женщиной, и она говорила буквально следующее: «Да что в церкви искать-то? Ничего не изменилось за сто лет, ничего. Язык непонятный, люди непонятны, ваши батюшки непонятно что несут». То есть возникло недоверие, и я не знаю, как в Москве и в Петербурге, но у нас на Урале оно связано и с тем, что его очень сильно раскачивают СМИ. Практически каждый день, когда идёт какая-то сводка новостей, в ней обязательно есть негатив про церковь: тут священник своровал, тут священник организовал секту, тут провели крестный ход во время эпидемии… И обязательно под этой новостью идёт куча комментариев: «какое там мракобесие», «да сколько можно этих попов терпеть» и так далее. И из-за этого просто тотального недоверия сейчас люди не идут в церковь.

И ещё мы заметили такую особенность (тоже не знаю, можно ли это сравнить с ситуацией в центре): у людей сейчас очень большой запрос на доверие и на сообщество, в которое можно прийти и тебя там не обманут, не кинут и не предадут, с тебя не возьмут деньги. И для них это не церковь. Они это где угодно ищут, но не в церкви. И когда люди приходят в те пространства общения, которые мы организуем, и узнают, что мы православные, они говорят: «Да вы какие-то странные. Вы не настоящие, наверное, православные, какие-то вы не такие». И начинаешь объяснять, что нет, это православие и есть, это христианство и есть.

И как, удаётся вам переломить эту ситуацию недоверия к церкви?

Я думаю, что всё-таки удаётся, потому что мы проводим очень много встреч, где общаемся именно как верующие церковные люди, живо реагирующие на вопросы современности. Например, сейчас мы занимаемся проектом «Духовный ландшафт Урала». Мы его организовали просто как приглашение поездить посмотреть на свою землю: как жили у нас крестьяне, как жили рабочие, как жили купцы. Но, конечно, это всегда связано с внутренней церковностью, проявляющейся через смыслы, через молитву, через личное общение.

Пока что наш голос в общественном поле Екатеринбурга звучит сравнительно слабо, тут мы каемся, конечно. Но мы прилагаем усилия к тому, чтобы нас услышали.

И ещё важно, что раньше мы силы сосредоточивали больше на Екатеринбурге, а сейчас то ли ответственность больше почувствовалась, то ли сил больше появилось, то ли акценты переместились, но мы видим, что можно не только Екатеринбургом заниматься. Поэтому мы проводим встречи и в близлежащих городах: Перми, Челябинске. И люди откликаются.

Беседовала Анастасия Наконечная

Фото: Елена Никитина

Кифа № 1 (281), январь 2022 года