Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

«Он мог говорить проповедь час, но говорил так, что люди стояли как вкопанные и даже записывали»

К 50-летию со дня кончины архимандрита Бориса (Холчева)

Архимандрит Борис (Холчев)

Он стоял всё богослужение как свечка, он ни во что не вмешивался, но своим присутствием он создавал определенную дисциплину в алтаре, при нём уже неудобно было сидеть, разговаривать, анекдоты рассказывать…

Архимандрит Борис (Холчев, 1895–1971) – духовный сын старцев Нектария Оптинского и Алексия Мечёва, сщмч. Сергия Мечёва. В 1920 году он окончил историко-филологический факультет МГУ, имел блестящие перспективы в научной работе. По благословению старца Нектария оставил науку и принял духовный сан – в 1927 году был рукоположен во дьякона, в 1928 году целибатом во пресвитера. Служил в храме свт. Николая в Клённиках, став ближайшим помощником настоятеля о. Сергия Мечёва. В 1931 году был арестован вместе с 14 членами общины, осуждён на 5 лет лагерей. Освободился в 1935 году, в 1938 году переехал в Рыбинск, где на протяжении 10 лет тайно служил. После ареста и последовавшей за ним в январе 1942 года гибели о. Сергия духовно руководил (по благословению, данному о. Сергием) членами общины. В 1948 году по приглашению епископа Гурия (Егорова) приехал в Ташкентскую епархию, был назначен в Свято-Сергиевский храм Ферганы, где вокруг него стали собираться верующие, сюда же приезжали духовные чада, члены маросейской общины. В 1953 году епископ Ермоген (Голубев) перевёл его в Успенский собор Ташкента; о. Борис стал ближайшим помощником епископа Ермогена. Отец Борис был духовником епархии, председателем епархиального совета, нёс пастырские труды, являлся одним из лучших проповедников епархии, проводил огласительные беседы для взрослых перед крещением. Нёс служение в Ташкентской епархии почти 25 лет, был самым авторитетным священником епархии. Все годы продолжал окормлять членов маросейской общины, духовных чад и молодёжь.

В архиве Ташкентского епархиального управления сохранился документ от 21 июня 1955 года – докладная записка епископа Ермогена (Голубева) патриарху Алексию:

Его Святейшеству, Святейшему патриарху
Московскому и всея Руси Алексию
Епископа Ташкентского и Средне-Азиатского Ермогена

Докладная записка

Двухлетнее управление Ташкентской епархией и связанные с этим посещения приходов епархии, совершение в них богослужений, наблюдение за духовенством и изучение условий его жизни привело меня к целому ряду мыслей. Более существенные из них считаю своим долгом представить на Ваше Первосвятительское благовоззрение:

Посещение Епископом приходов в Ташкентской епархии резко отличается от посещения приходов в центральных или украинских епархиях. Чтобы посетить, например, приход г. Красноводска Епископу нужно проехать от Ташкента расстояние более значительное, чем от Москвы до Одессы, а расстояние между крайними приходами Пржевальска и Красноводска равняется, примерно, расстоянию между Архангельском и Одессой.

Это уже само за себя говорит о том, что Епископу для посещения приходов епархии приходится на сравнительно долгое время отлучаться из своего кафедрального города и оставлять собор без архиерейских служений.

Исходя из желания и необходимости для церковной пользы на время своего отсутствия не оставлять собор без торжественных служений, я пришел к заключению о необходимости иметь в соборе авторитетного митрофорного служителя, который мог бы в известной степени замещать Епископа на время его отсутствия и который, с другой стороны, мог бы с пользой для дела посылаться Епископом для посещения приходов.

Я полагаю, что вряд ли могут быть принципиальные возражения против этого соображения и весь вопрос сводится к подысканию подходящего кандидата.

В настоящее время у меня имеется достойнейший кандидат для занятия этого положения – председатель Епархиального Совета протоиерей Борис Холчев, о котором я неоднократно докладывал Вашему Святейшеству и в устных беседах и в письменных докладах.

Протоиерей Борис Холчев – целибат, монашеской настроенности, не раз просил меня о пострижении в монашество.

Если Ваше Святейшество разделяете вышесказанные мои соображения, то я всеусерднейше ходатайствую о разрешении постричь в монашество протоиерея Бориса Холчева и по пострижении возвести его в сан архимандрита1.

Епископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Борис (Холчев)
Епископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Борис (Холчев)

В 1955 году о. Борис принял монашеский постриг и был возведён в сан архимандрита.

Священники, которым довелось служить вместе с о. Борисом, свидетельствовали о его служении:

«Настоятелем кафедрального собора Ташкента был архиерей, а о. Борис был старшим священником. Он был очень щепетильный человек, и, уже в преклонном возрасте, когда здоровье было плохое, в церковь он приходил ежедневно, утром и вечером. Он стоял всё богослужение как свечка, он ни во что не вмешивался, но своим присутствием он создавал определённую дисциплину в алтаре, при нём уже неудобно было сидеть, разговаривать, анекдоты рассказывать… В алтаре всегда был очень строгий порядок.

У владыки Ермогена было очень трепетное отношение к слову. Проповедовать в соборе в воскресные и праздничные дни разрешалось только о. Борису, и он же проводил воскресные беседы после вечернего богослужения, на них собирался полный собор» (прот. Павел Адельгейм).

«К службе о. Борис относился очень глубоко, бывало, даже на богослужении плакал. Отец Борис говорил такие проповеди, которые не затрагивали ни власти, ни политику, но зато его слово духовно всех освежало, утверждало. Он всегда говорил именно от сердца, от души, он мог говорить проповедь час, но говорил так, что люди стояли как вкопанные и даже записывали» (прот. Александр Гречушкин).

«Проповедь в то время была, конечно, запрещена. Уполномоченные хотели и в соборе проповедь отменить, но о. Борис тогда выступил и сказал: “Это входит в богослужение, поэтому мы не можем отменить”. Тогда уполномоченный сказал: “Ладно, сохраняйте, но говорите о богослужении”.

Мы жили вокруг о. Бориса, но только сердцем чувствовали, что он другой человек…»2 (иером. Варфоломей (Гречушкин)).

Текст: Виолетта Беляева, Ольга Борисова

————

1 АТЕУ. Оп. 1. Ед. хр. 44. Л. 34-35.

2 О.В. Борисова. Гонимы, но не оставлены: Ташкентская и Среднеазиатская епархия, 1943–1961. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020. С. 367–382.

Кифа № 11 (279), ноябрь 2021 года