говорили на традиционной августовской встрече форума «Имеющие надежду»
Традиционная августовская встреча Форума общенационального и церковного возрождения «Имеющие надежду» в этом году была объединена общей темой «Новое достоинство», которая включала ряд взаимосвязанных между собой аспектов: новая нормальность, новая соборность, новая и старая этика, восходящее к пушкинским строкам «самостоянье человека».
Коронавирусная пандемия пока что до конца не отступила, и уже второй год обсуждение проходит в смешанном формате: подавляющее большинство участников подключается к общим встречам, к многочисленным дискуссионным площадкам и круглым столам через интернет. И хотя прямые эфиры многих тематических встреч проходили одновременно, благодаря новому формату это не исключало возможности посмотреть трансляцию позже. Так что если во время многотысячных очных встреч форума, проходивших в течение нескольких лет до пандемии, приходилось буквально разрываться, стремясь попасть на несколько круглых столов сразу (и всё равно каждый из них собирал лишь по нескольку сотен участников), теперь на некоторые из них заходит по нескольку тысяч человек (к моменту написания этой новости круглый стол «Как может меняться церковь сегодня?» собрал больше трёх с половиной тысяч просмотров, «Что русского в Русской церкви?» и «Редактирование генома человека: практические нравственные вопросы» – по две с половиной тысячи, да и остальные круглые столы (а всего их было двенадцать) собрали многочисленную аудиторию).
Мы надеемся в течение года познакомить читателей с наиболее интересными фрагментами этих дискуссий, пока же хотим предложить несколько откликов, присланных на адрес «Кифы».
Юрий и Надежда Крапивины (Воронеж): Подготовка новых этических профессиональных кодексов стала потребностью участников Форума, которые объединились по своим профессиям – учителей, преподавателей вузов, юристов, медиков, офицеров, экономистов и т. д. Как справедливо было отмечено ведущей круглого стола Юлией Балакшиной, уже имеющиеся кодексы чести и достоинства многих профессий на практике мало применяются. На круглом столе вспомнили клятву Гиппократа, кодекс офицеров Русской армии в императорской России и не только. По мнению журналиста, культуролога, автора публикаций по проблемам этики Андрея Архангельского все профессиональные этические кодексы объединяет одна главная задача, связанная с предотвращением ущемления личности: «Задача формулируется просто: отстаньте от нас, не залезайте совсем уж с ногами в нашу душу… Оставьте нам маленькое пространство для самостояния, дайте нам возможность быть самими собой… Попытка создать этот кодекс – это скорее крик души, а не желание сформулировать правила поведения, даже если и они тоже сами по себе хороши. Но на самом деле они являются мощным посылом – не уничтожайте нашу личность». Ольга Александровна Седакова выделила одну, важнейшую, на её взгляд, черту в представленных более детально на круглом столе кодексах (учителей, преподавателей вузов, юристов) – необходимость автономии профессиональной этики независимо от внешних решений, давления со стороны структур, не связанных с исполнением обязанностей конкретной профессии. Это будет помогать в самоопределении, в самостоянии человека в его профессии. При непосредственном обсуждении представленных кодексов также было обозначено несколько существенных проблем. Например, само название «кодекс» слишком юридическое, все кодексы между собой похожи, трудно договориться о единых нормах (мы живём в эпоху постмодерна, когда сколько человек, столько моралей и норм, и процветает стремление к мнимой свободе, когда становится нормой – переступать через любые нормы и правила, как только они появятся), в содержании много банальностей, что-то уже регулируют правовые законы, например, уголовный кодекс, да и все возможные правила на все случаи жизни в кодексе не пропишешь. Андрей Архангельский честно предположил, что принять новый кодекс чести и достоинства смогут не все, кто-то отнесётся к этой идее отрицательно, кто-то с насмешкой.
Участники круглого стола выразили надежду, что кодексы будут дальше дорабатываться. Хотя, как сказал Александр Михайлович Копировский, это очень долгий путь, и лучше начинать сразу с главного – с выстраивания отношений с Богом, Который является источником всех этических норм.
Елена Мигунова: В круглом столе «Память о трудном прошлом как этическая норма. Театральный взгляд» приняли участие люди из очень разных сообществ (режиссёры, критики и театроведы, преподаватели театральных и богословских вузов, историки, журналисты), из разных городов, да и по возрасту – представители всех поколений. Мнения тоже были очень многообразными, а подчас диаметрально противоположными. Поэтому разговор получился очень интересный и неожиданный.
Именно театр в последнее время занимается осмыслением трудного прошлого, будоражит зрителей, ставит неудобные вопросы.
Участники рассказывали о собственном опыте и о спектаклях в разных странах, посвящённых подобным темам.
Было высказано сомнение, стоит ли создавать ещё спектакли на тему Большого террора, сталинских репрессий – эта тема «пережевывается» снова и снова, но не происходит, так сказать, процесса переваривания, усвоения уроков прошлого. Не лучше ли обратиться к более новому историческому опыту перестроечных лет, Афганистана, 1990-х годов?
Но всё-таки большинство участников круглого стола согласились, что спектакли на эту тему нужны, главное, чтобы они не превратились в конъюнктуру, а оставались бы живыми и искренними. А чтобы не увязнуть в прошлом, чтобы это прошлое «как вилка в горле, не закрывала молодым картинку будущего», важно не быть назидательными, стараться избежать чисто трагической интонации.
На вопрос, нужен ли театральный фестиваль о нашем трудном прошлом, все единогласно ответили, что нужен – и прекрасно, что его не «спустили» сверху, а что эта инициатива родилась снизу и к тому же не театральными деятелями.
* * *
В рамках форума, завершая его первый день, прошла праздничная встреча, посвящённая 50-летию возрождения полной катехизации в Русской православной церкви. Она была построена вокруг воспоминаний тех, кто проходил оглашение в 1970-е, 1980-е, 1990-е, 2000-е и 2010-е. Так возникла очень живая и личностная картина прошедших пятидесяти лет.
Одно из многочисленных поздравлений, прозвучавших на вечере, мы публикуем ниже полностью.
А закончился форум вручением премии «Жить вместе», которое стало отдельным и очень значимым событием, заслуживающим и отдельного разговора, который мы пока откладываем до следующего номера.
Текст: Александра Колымагина
* * *
«Дорогой отец Георгий, Вам особое благословение от Святейшего Патриарха, который всегда о Вас помнит»
Слово протоиерея Димитрия Рощина, руководителя Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, на праздничном вечере, посвящённом 50-летию возрождения полной катехизации в Русской православной церкви
Ваше высокопреподобие дорогой отец Георгий, дорогие отцы, братья и сёстры. Я здесь, чтобы передать вам благословение Его Святейшества. Вы все знаете, что он пребывает в вынужденном затворе с редкими-редкими богослужениями. Но мы надеемся, что этот бич Божий пройдёт и над всей землёй, и над нашей в том числе, и мы скоро будем иметь более тесное и постоянное, и в первую очередь, литургическое общение.
50 лет – безусловно, это огромный срок. Мы рады, что сегодня во главе нашей церкви стоит такой удивительный архипастырь, как патриарх Кирилл, который по большому счёту, когда мы смотрим на историю его жизни, начал все современные процессы, которые сегодня имеют своё развитие в церкви, и благодаря которым церковь во многом существует и развивается.
Дорогой отец Георгий, Вам особое благословение от Святейшего Патриарха, который всегда о Вас помнит. Мне вот 48 лет всего, поэтому я, конечно, этого помнить не могу, поэтому для меня 50 лет – это какая-то ещё только величина, к которой я стремлюсь. Но Вы и Ваша замечательная община – вы, безусловно, внесли уже и вносите свой огромный вклад в развитие Русской православной церкви в наше время, такое непростое, когда и церковь испытывает определённые сложности, некую турбулентность, потому что всё-таки 30 лет свободы показали нам, что мы не такие уж совершенные и не такой являемся Святой Русью, как мы могли себе это представить и вообразить, и что всё достигается огромным трудом – трудом скрупулёзным и постоянным, ежедневным, ежечасным. И не все это, к сожалению, понимают до сих пор. Так что честь Вам и хвала, многая Вам лета – и Вам, и огромному Преображенскому братству. Спаси Вас Господь за Ваши труды. Впрочем, мы можем только пожелать Вам милости Божьей, а уж Господь Вам точно воздаст за это, потому что у Него величайшая справедливость и Он считает каждую нашу секундочку, каждую нашу слезу и каждую каплю пота, которую мы роняем для спасения людей во Христе.
Спаси Господь. Всех поздравляю ещё раз с Преображением.
Фото: Евгений Рыжов, Ольга Максимова
Кифа № 9 (277), сентябрь 2021 года