Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

На пути с Фавора

В этом году традиционно проходящий в дни именин Преображенского братства форум «Имеющие надежду» объединил многие города

Преображение Господне. Фрагмент иконы, на котором изображены апостолы, вслед за Спасителем спускающиеся с Фавора
Преображение Господне. Фрагмент иконы, на котором изображены апостолы, вслед за Спасителем спускающиеся с Фавора

Вот уже семь лет Преображенское братство в дни празднования Преображения проводит многотысячные встречи, в которых участвуют гости из разных городов и стран. Сначала эти встречи проходили в жанре фестивалей, а в последние годы – как одно из центральных событий форума «Имеющие надежду».

В эти дни неизбежно вспоминаются две стороны одного и того же события: восхождение вслед за Христом к свету и силе Преображения и путь с Фавора к страдающим людям, маловерным собратьям, а дальше – к Иерусалиму и Голгофе. Эта вторая сторона прежде всего связана со служением, и неслучайно из года в год Форум собирает тех, кто помогает больным и нуждающимся, создаёт музеи, хранит «трудную память», защищает от сноса и разрушения старинные здания и делает многое другое.

Некоторые из этих «нестандартных» людей номинировались в этом году на премию, учреждённую фондом «Имеющие надежду» под говорящим названием «Жить вместе», кто-то участвовал в форсайт-сессиях и региональных событиях Форума, которые проходили 20 и 21 августа в Архангельске, Вельске, Воронеже, Екатеринбурге, Кишинёве, Коломне, Москве, Петербурге, Твери, Туле, Электростали. Увидеть видеозаписи некоторых из этих событий можно в youtube-канале благотворительного фонда «Жить вместе», а мы традиционно будем знакомить вас с некоторыми участниками Форума, ставшими призёрами премии, а в этом номере расскажем о нескольких прошедших событиях «из первых уст» организаторов этих встреч.

Петербург: «Общество – не осиновый кол, быстро не переломишь»

О том, что происходило на встрече, Юлия Валентиновна Балакшина, председатель Свято-Петровского малого православного братства, рассказывала так: «Мы сегодня возродили традицию религиозно-философских собраний. Не прошло и 120 лет, как мы снова собрали представителей церкви и общества и за целых два часа мы не поругались и почти поняли друг друга, это было здорово!» 120 лет назад эти собрания проходили для того, чтобы понять: есть ли единая задача у представителей церкви и общества. Об этом же, но уже в новой исторической ситуации, задумались в Петербурге сегодня. Для этого было решено искать общие ценности, которые могут объединить эти два, как кому-то может показаться, несовместимых сообщества. Среди возможных точек пересечения были названы (прямые цитаты из выступлений участников встречи стоят далее в кавычках):

1. «Ценность человеческой жизни, понимаемая не просто как ценность биологического существования, а как осуществление призвания человеческого и даже богочеловеческого. Всё-таки человек призван к какому-то росту, он не должен просто питаться».

2. Общение, которое как бы ни было затруднено, является подлинной русской традицией: «на Руси матушке люди умели собираться миром, мы даже вспомнили русскую пословицу: общество – не осиновый кол, быстро не переломишь».

3. Культура, но не массовая, конечно, а высокая культура, «коррелирующая в Петербурге с образом полутонов, белых ночей. Наша задача – сохранить наш город, сохранить этот тип культуры».

4. Покаяние. «Инерцию зла, которое начало действовать в 1917 году и никак не остановится, нужно прервать. Для этого нужен некий духовный акт для остановки тех механизмов, которые были запущены на этой земле».

Может ли память не разъединять, как это иногда случается, а именно объединять людей сегодня?

В дополнение было предложено ещё несколько ценностей, способных объединять сегодня самых разных людей:

5. Свобода, о которой «важно понимать, что она из себя представляет и как связана с ответственностью».

6. Как ни странно, была предложена ценность «догматического развития». «Это была одна из самых горячих точек спора 120 лет назад и оказалось, что этот вопрос до сих пор есть у людей. Люди общества до сих пор говорят церкви: мы должны развиваться, а вы стоите на своих жёстких догматах и говорите, что развитие в области догматики невозможно».

7. «Говорили о том, что значит быть сегодня русским, особенно для петербуржца, как возвращать нам своё национальное достоинство».

8. Общий язык, который был бы одинаково хорошо понятен представителям и церкви, и общества.

Петербургское событие собрало священников, мирян, так называемых общественников – тех, кто приносит пользу обществу в самых разных сферах деятельности, «таких хороших, добрых общественников, которые много-много всего делают на созидание общественного блага».

В этом здании в начале XX века размещались 6-я гимназия, энтомологическое общество, Русское географическое общество
В этом здании по адресу Чернышёва площадь (с 1948 года площадь Ломоносова), дом 2, в начале XX века размещались 6-я гимназия, энтомологическое общество, Русское географическое общество (до 1908 года, когда у общества появилось собственное здание) и археографическая комиссия. С 1901 года здесь в зале Русского географического общества проходили религиозно-философские собрания. Открытка начала XX века

Тверь

В Твери проходило сразу несколько площадок Форума – встреча с городскими сообществами, разговор о памяти разделяющей и созидающей, круглый стол о Волынском кладбище.

На площадке, посвящённой исторической памяти, был выбран практический аспект: тема топонимики, генеалогии, региональные исследования. Может ли память не разъединять, как это иногда случается, а именно объединять людей сегодня? Как будто в ответ на это на круглом столе «Волынский мемориал – пространство общей памяти, общих трудов, общей жизни» говорилось об этом древнем городском некрополе как о месте общения: это тот сад истории, где происходит и встреча, и преображение.

В Твери активисты восстановили около сорока захоронений на Волынском кладбище
В Твери активисты восстановили около сорока захоронений на Волынском кладбище

Архангельск

От лица архангельских участников Форума Ирина Пономарёва рассказала об уникальном сообществе, действующем сегодня в городе: «В нашем городе есть Товарищество поморского судостроения, где строится поморская шхуна по старым чертежам и таким образом возрождается поморское судостроение. Эти люди считают, что оберегать деревянное судостроение – то же, что оберегать язык, традиционную культуру, семейные отношения. Это товарищество стало некой культурной локацией в городе, притягивая огромное количество волонтёров из Архангельска и других городов, Для них это созидание жизни, которое рождается через прикосновение не столько к тёплому дереву, сколько к подлинным истокам русской северной традиционной народной культуры, в которой есть огромная сила жизни и тоска по которой есть у сегодняшнего человека.

Конечно, это пространство создаётся благодаря тому, что на этой верфи трудятся настоящие профессионалы, мастера своего дела, которые щедро делятся своими дарами. Там проходят мастер-классы, желающим можно вместе потрудиться».

Поморская шхуна
Поморская шхуна

Москва

В Москве прошло 19 площадок Форума на самые разные темы – от опыта надежды в истории советских репрессий до 65 историй любви… к русскому. О какой любви шла речь и почему так выделяется национальная тема, рассказал Алексей Наумов, президент фонда «Жить вместе»:

«Обычно о Москве знают как о политическом, административном, экономическом центре. Но мне дорога другая Москва, и есть люди, открытые поэзии, творчеству, искусству и хотели бы этой любовью делиться с другими. Неслучайно на выставку Серова стояли в очереди по пять часов. Потаённое русло Москвы – те, кто её любит, а Москва жива теми, кто любит её».

Русский в Москве может ощутить родину как священную тайну, как говорил о. Сергий Булгаков, как тайну Божьего творения.

Алексей рассказал об одной из встреч – о 65 историях любви:

«Я был поражен, насколько был выбран верный тон. Приводились истории о людях, которые в основном жили до революции. От того, что ты узнаёшь, очень хочется гордиться русскими людьми. Очень много гениальных людей, тех, кто сделал Россию известной, много достижений было в разных областях. Но в ходе разговора оказалось, что важна не гордость за них. Путь от незнания к гордости – важнейшая стезя, но любовь всё перекрывает. Те, кто рассказывал об этих историях, делились своим отношением к жителям той России.

Одна женщина, которая случайно оказалась на встрече, не готовилась к ней, под конец сказала: “Вы знаете, у меня всегда было очень холодное отношение к нашей стране и к городу. Я поняла, что у меня есть родина, и её можно любить”.

Вид на Пушкинскую площадь. Начало XX века. В центре – Страстной монастырь
Вид на Пушкинскую площадь. Начало XX века. В центре – Страстной монастырь, основанный в 1654-м, закрытый в 1919-м и разрушенный в 1937 году

Почему русский вопрос звучит именно в Москве? Славянофилы писали о том, что Москва – это город, где русский может стать вполне русским, где русский может встретиться с русским. Они считали, что Москва вырабатывает национальные смыслы завтрашнего дня, что у неё особое призвание к собиранию и смыслов, и людей, и способность делиться этим с другими. Конечно, во многом это ушло, но то, что происходит во время Форума1, это возвращает нас к главному. Действительно, русский в Москве может ощутить родину как священную тайну, как говорил о. Сергий Булгаков, как тайну Божьего творения, данную тебе. Огромная радость, что это происходит сегодня».

Материал подготовила Анастасия Наконечная

————

1 Алексей Наумов давал интервью во время Форума «Имеющие надежду» 20 августа 2022 года.

Кифа № 9 (289), сентябрь 2022 года