Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Мы должны сделать всё, чтобы максимально подготовиться к возможному действию Духа

Интервью с Игорем Николаевичем Зайцевым, зам. декана факультета философии, богословия и религиоведения РХГА, кандидатом философских наук

Игорь Николаевич Зайцев, зам. декана факультета философии, богословия и религиоведения РХГА,

Как Вам кажется, является ли подлинная соборность проявлением творческой природы человека?

Я думаю, да. Во всяком случае, безусловно творческим является такой элемент соборности, как участие как можно большего числа детей Божьих в обсуждении какого-то вопроса и выработке решения. Да и не только в таком коллегиальном обсуждении, не только в общей выработке решений проявляется это творчество.

Ещё один пример – то, какие молитвенные практики закрепляются в той или иной общине. Ведь видов молитвы, типов молитвенных практик – безумное количество. Я своим студентам всегда показываю толстенную, страниц на 400, книгу Томаса Шпидлика «Молитва согласно преданию Восточной Церкви». Когда ты её листаешь, то видишь, что он на этих четырёхстах страницах, в сущности, только перечисляет эти практики и буквально чуть-чуть их описывает. Понятно, что каждая конкретная община не может практиковать всё, что имело место в предшествующей традиции. Но что-то в этой общине остаётся, закрепляется, что-то почти неизбежно модифицируется. И это нормальный процесс – процесс коллективного творчества новых форм молитвы.

Так что творчество обязательно реализуется в соборности.

А как различить коллективное и соборное? Ведь это очень разные вещи: коллективное не предполагает единства, а соборность единство предполагает. Можно и собраться вместе, и пообсуждать, но это может и не быть соборностью, даже если мы к чему-то и придём.

Примером этой разницы может быть проповедь. Каким-то духовным и даже соборным (то есть влияющим на отношения в общине) смыслом она начинает обладать не тогда, когда священник, составивший и произнёсший эту проповедь, явил всё своё гомилетическое мастерство, а в тот момент, когда в эту проповедь вторгается Дух. По воспоминаниям слушателей таких проповедей, сначала может звучать нечто обычное, но потом вдруг что-то происходит, и у проповедника меняется интонация и даже голос. И, главное, дальше произносимое слово меняет отношения людей. Вот прямой ответ, чем отличаются соборные практики от просто коллективных: если есть действие Святого Духа, значит, практика соборная.

«Опознавайте сами»?

Опознавать, различать духи – это вещь совершенно необходимая. Ведь умелый человек может нечто похожее на действие Духа сыграть, изобразить.

Что мы можем тут сделать со своей человеческой стороны? Мы можем попытаться организовать наше коллективное обсуждение так, чтобы дать возможность высказаться всем, у кого есть что сказать. Дать всем пространство безопасного высказывания, без осуждения, без оценивания, без «протаскивания» какого-то заранее принятого решения. Есть техники и технологии такого коллективного обсуждения, которые выработаны человечеством. Мы их можем почерпнуть в книжках, посоветоваться с опытными людьми, со специалистами. С нашей стороны мы должны сделать всё, чтобы вот так, «ремесленно», максимально подготовиться к возможному действию Духа, его «интервенции».

Конечно, мы не можем «выкликать» Святого Духа, заставить Его сойти на нас. (Помолиться Ему, конечно, можно.) Наша задача – максимально сделать всё, что в наших руках, чтобы подготовить почву, чтобы Дух пришёл не на пустое место, а на место, подготовленное нами. Я слышал, как духовного попечителя вашего братства, о. Георгия Кочеткова, недавно спросили: «Батюшка, ну какой же смысл планировать, если человек предполагает, а Бог располагает?» На что тот строго возразил: «Но если человек не предполагает, то Богу располагать нечего». Здесь абсолютно тот же самый случай: если ты не готовишь себя, свою общину к принятию Святого Духа, то куда Ему приходить? А распознавание, различение духов – это отдельная большая тема, на которую я не рискну высказываться. Но я бы сказал, что ключевой принцип нам известен: «По плодам их узнаете их».

Беседовала Анастасия Наконечная

Кифа № 11 (327), ноябрь 2025 года