Интервью с архиепископом Пятигорским и Черкесским Феофилактом

Владыка, часто приходится слышать, что раньше одним из наших национальных свойств была открытость русской души к общению, общинность. Но в XX веке что-то прервалось. Возрождаются ли сейчас в Вашей епархии эти качества, рождается ли общение людей между собой?
Самая важная суть общинности – это ответ на вопрос: вокруг кого эта общность? Когда это общность вокруг Христа, то нет никакого сомнения, что она будет иметь не только очень глубокую внутреннюю силу, но и очень большую привлекательность. Когда мы общаемся вокруг Христа, вокруг спасительных таинств Церкви, мы и есть Церковь. Собственно говоря, то, что, как я вижу, сейчас происходит на приходах, говорит о важном продолжении тех традиций, которые были когда-то заложены. Ведь был период, когда разгоняли, закрывали эти приходы, но не было периода, когда их «открывали». Однако лишь только перестали гнать, как эти приходы снова появились. Они снова появились, потому что главная сила любого прихода, как я уже сказал, – это общность вокруг Христа и участие в святых спасительных таинствах Церкви. Как только перестали гнать Церковь, она оказалась хотя и многие годы гонимой, но рядом. Она оказалась хотя нередко побиваемая, но сильная. Она оказалась хотя и разоряемая и много раз оклеветанная, но как мать, которая всегда находится рядом.
«И врата ада не одолеют её».
Совершенно верно. И мы с вами стали отчасти свидетелями исполнения этих слов Спасителя.
У Вас в епархии есть какие-то братства, сестричества, какие-то иные сообщества?
Конечно, есть сообщества, объединённые каким-то видом служения – благотворительностью, просветительской деятельностью, разными видами социального служения, в том числе гуманитарной помощью, посылкой медикаментов тем, кто находится в зоне специальной военной операции. Мы летом принимаем деток, которые приезжают из новых территорий, чтобы поправить здоровье и просто пообщаться со своими сверстниками на нашем благословенном Кавказе. Так что общины, конечно, существуют, как и разные братства и сестричества. Есть очень много людей, которые серьёзно интересуются чтением и изучением Священного писания, его толкованием, его осмыслением. Это тоже очень радует.
Есть ещё серьёзная работа, связанная с катехизацией, с просвещением. Здесь, наверное, одним из важных оснований являются сами миряне. Обучаясь на наших катехизаторских курсах, получая систематическое богословское образование до уровня катехизатора, они потом начинают трудиться в тех местах, где просвещения не было. Они трудятся, что называется, «на улице» («в поле», как говорят современные исследователи). Это одно из важных оснований общинности, о которой мы с вами говорим.
Беседовала Анастасия Наконечная