Интервью с Гульнарой Эриковной Тигулёвой, директором музея-усадьбы Муравьёвых-Апостолов

Гульнара Эриковна Тигулёва, директор музея-усадьбы Муравьёвых-Апостолов: У нас необычный музей, частный. Он создан прямым потомком людей, владевших этим домом в начале XIX века. Усадьба уникальна своей сохранностью. Это деревянный дом, который не горел в пожаре 1812 года. Конечно, он очень сильно пострадал в советское и послеперестроечное время, чуть ли не сгнил. Но в 1990-е стали возвращаться в Россию те, кто эмигрировал, в том числе потомки первой волны русской эмиграции, и среди них Кристофер Муравьёв-Апостол. Он возродил эту усадьбу, вложил личные деньги в её реставрацию и создание нашего необычного музея.
К какому поколению Муравьёвых-Апостолов он принадлежит?
Домом владел его прапрапрадед, Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол. Но след в истории оставили прежде всего дети Ивана Матвеевича – Матвей, Сергей и Ипполит, знаменитые декабристы. Средний брат был одним из руководителей «Южного общества» наряду с Павлом Пестелем и своим ближайшим другом Михаилом Бестужевым-Рюминым. Когда стало известно о неудачном восстании декабристов в Санкт-Петербурге, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол был арестован, но тут же освобождён своими сторонниками. Он возглавил восстание Черниговского полка 29 декабря 1825 года. Уже 3 января 1826 года мятежники были разбиты, их командира, тяжелораненого, арестовали на поле боя. Он был осуждён «вне разрядов» и приговорён к четвертованию, которое заменили на повешение. Его старший и младший братья из привязанности не оставляли его в его сложном, не очень, может быть, разделяемом ими деле, так что и они участвовали в движении декабристов и, конечно, пострадали.

Сам же Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол, очень известный дипломат, служил России начиная с екатерининских времён. Это был высокий интеллектуал, путешественник, искренний патриот. Он написал не так много книг, но те, что им написаны, пронизаны любовью к родине. Он ставил Россию во главу своей всей жизни и считал, что это уникальная страна и лучше её нет.
Иван Матвеевич говорил, что основа всего – образование и просвещение. И только просвещённый и образованный человек может дать что-то стране, принести пользу. Сам он получил классическое образование, знал много языков, современных и древних, любил античность и прекрасно её знал, был переводчиком. Детям своим он прочил стезю военную и инженерную. Он считал, что у нас в России в начале XIX века очень не хватало русских инженеров, что мы используем труд иностранцев, а надо растить своих специалистов. Его старшие дети окончили Школу путей сообщения (был такой университет в Санкт-Петербурге).
Иван Матвеевич дожил до восстания декабристов. Конечно, для него это было горем, но не внезапным.
Я думаю, он догадывался о том, что происходит с его детьми. Двоих детей он потерял, третьего не увидел до конца своей жизни. Матвей, самый старший, прошёл каторгу и ссылку, Сергей был повешен, а младший, девятнадцатилетний Ипполит, при подавлении восстания Черниговского полка застрелился.

И отец, и дети любили Россию, но абсолютно по-разному. А в чём сегодня призвание русского человека?
Я думаю, в разумности, как считал ещё Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол. Надо хорошо знать то, что ты любишь. Потому что многие Россию просто не знают. Её надо изучать, знать во всех её проявлениях.
С участниками конференции «Русская усадьба в ХХI веке: практика жизни и поиск идеала» беседовала Анастасия Наконечная