Газета «Кифа»

Издание Преображенского братства

Я жду окончательного возвращения в Россию матери Марии

Интервью с протоиереем Игорем Давыдовым

Мать Мария, Мария Куртэн и мать Евдокия (Мещерякова), 1936 год

Фильм «Мать Мария», несмотря на некоторые художественные недостатки, на цензуру, нёс в себе пасхальный свет. Стало в те дни даже казаться, что наступают новые времена, раз решили показать на весь Советский Союз образ христианской святости в её самом глубинном выражении – отдать свою жизнь за другого.

Чем лично Вам близки образ и опыт матери Марии (Скобцовой)? Прежде всего я хотел бы вспомнить событие более чем сорокалетней давности. В 1982 году, когда я учился в Ленинградской Духовной Семинарии, на экраны кинотеатров вышел фильм «Мать Мария». Фильм был поставлен режиссёром Сергеем Колосовым, а заглавную роль сыграла его супруга – Людмила Касаткина. Для меня этот фильм стал откровением. Я вообще ничего не знал о матери Марии, и многие не знали – и семинаристы, и даже преподаватели. Не уверен, что и сейчас её хорошо знают в наших церковных кругах. Фильм, несмотря на некоторые художественные недостатки, на цензуру, нёс в себе пасхальный свет. Финал трагичен, но подвиг бессмертен! Вы когда-нибудь испытывали состояние катарсиса? Я тогда как зритель его испытал. Стало в те дни даже казаться, что наступают новые времена, раз решили показать на весь Советский Союз образ христианской святости в её самом глубинном выражении – отдать свою жизнь за другого.

Это было первое моё знакомство с образом матери Марии. В этом фильме она осуществляет во Франции миссию спасения от рук гестапо советских военнопленных и евреев. Была сама арестована (вероятно, по доносу), а затем оказалась в концлагере. Путь самопожертвования она прошла до конца: вместо молодой матери, у которой был ребёнок, она пошла в газовую камеру. Есть версия, что факты были другими, но суть их остаётся прежней. Так завершилась её жизнь, смысл которой был пронизан христианской, подлинной любовью. Той самой, где другой человек дорог тебе не меньше чем ты сам. И даже чуточку больше. Иногда – неизмеримо больше.

Если говорить про опыт того дела, которому м. Мария посвятила свою жизнь во Франции, то это опыт социально-миссионерского служения. И он не может не изумлять и не восхищать!

Я думаю, трудно найти сейчас таких людей, как м. Мария, с такой неуёмной энергией, с самозабвенной горячностью, способных с утра до вечера заниматься людьми социального дна. Кормить их, одевать, приводить в порядок, давать путёвку в жизнь. И всё по велению совести, практически не имея для этого средств. С верой в чудо! Бог управит – поддержка найдётся!

Разумеется, одной ей этот труд было не понести. Поэтому появилось «Православное дело»: социально-миссионерская организация по спасению, просвещению и воцерковлению русских эмигрантов, да и вообще всех, кто вместе с ними оказался на краю пропасти. Здесь были клошары (бомжи), проститутки, наркоманы, душевнобольные, склонные к суициду. И всем нужна была рука помощи.

Мать Мария была душой «Православного дела».

Интересен и важен подход м. Марии ко всем, кому оказывалась помощь, да и просто с кем приходилось иметь общение. Она старалась в любом человеке видеть образ Божий. А в каждом страждущем – Христа. И когда думаешь об этом, – говорила она, – становится страшно. Страшно, потому что можно пройти мимо.

Я думаю, что самое важное, что передаёт нам м. Мария, – это опыт социально-миссионерского служения. У неё дело духовного просвещения неразрывно связано со служением делу милосердия. Без социального стержня миссия не будет иметь должной силы.

Протоиерей Игорь Давыдов и Анастасия Наконечная

Помощью больным и неимущим занимаются и неверующие…

Вот они и будут милосердными самарянами, а мы уподобимся священнику и левиту из той же притчи, которые прошли мимо раненого человека, если милосердие в стороне оставим. В нашей Церкви есть отдел по благотворительности и социальному служению – это прекрасно! Но в деле христианского благовестия важно, чтобы миссионерство и просвещение шли по крайней мере рука об руку с социальным служением. Святитель Николай Японский говорил: «Ты сначала человека полюби, потом он пусть тебя полюбит, а потом уже рассказывай ему о Боге». Можно перефразировать: «сначала помоги…»

Мать Марию не всегда понимали, она вызывала порой недоумение.

Она, конечно же, особенная. С виду – юродивая, в мужских башмаках, в единственном подряснике, с запахом от рыбы, которую в мешке с рынка таскала на себе. Монахиня без монастыря, общается с нищебродами, ездит по туберкулёзным и психиатрическим больницам. Ещё и курит. Справки о крещении фальшивые выдаёт евреям, чтобы их спасти, рискуя жизнью. Ну, это же ненормально. Владыка Евлогий, который её постригал в монахини, ждал, что она начнёт возрождать православное монашество во Франции, но скоро понял, что не дождётся. Вместо Литургии рано поутру шла на рынок, чтобы успеть сделать закупки и приготовить еду клошарам. Как это вам понравится? Меня удивляет, где она находила ещё время, чтобы разного рода богословские и философские статьи, стихи и поэмы писать, рисовать, заниматься художественной вышивкой.

Её трудно представить в монастырской келье. Какой-то небольшой опыт пребывания в монастыре у неё был. Месяц, по-моему.

Да, она познакомилась с монастырским бытом в Латвии и в Эстонии, куда ездила однажды. В Рижском женском монастыре ей даже сшили первую и единственную рясу. Но она совершенно не принимала жизнь за монастырскими стенами. «Ну, как это? Не время, чтобы сидеть нам в кельях. Люди гибнут. Надо их спасать». Вот она этим и занималась. Настоящая вера всегда движима любовью, по слову апостола Павла. У неё была именно такая вера.

Она говорила о своём желании вернуться на родную землю, пройтись по ней, возвещая Благую Весть. Она почитается как святая преподобномученица Мария Парижская в Архиепископии Православных приходов Русской традиции в Западной Европе. Верим и надеемся, что в ближайшее время мать Мария будет прославлена и в России.

Что Вы хотели бы ещё сказать нашим читателям? Среди них есть и архиереи, и священнослужители, и активные миряне из разных приходов, члены православных братств.

Я жду окончательного возвращения в Россию матери Марии. Оно уже началось. Я долго ждал возможности познакомиться с её трудами. Сейчас уже вышло 4 тома её сочинений. Издаются о ней книги, пишутся очерки. Она должна быть узнаваема на своей Родине. Есть, конечно, люди классического образа мысли в отношении монашества, не совсем согласные с её опытом. Но я полагаю, что духовный и практический церковный опыт м. Марии представляет большую ценность, её наследие нужно изучать, и оно открывает нам миссионерские перспективы. Она говорила о своём желании вернуться на родную землю, пройтись по ней, возвещая Благую Весть. В настоящий момент она почитается как святая преподобномученица Мария Парижская в Архиепископии Православных приходов Русской традиции в Западной Европе. Это Московский Патриархат. Верим и надеемся, что в ближайшее время мать Мария будет прославлена и в России.

Беседовали Анастасия Наконечная, Мария Акимова

Кифа № 4 (320), апрель 2025 года